Символическая дюжина. Часть II

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» вспомнила, строительство каких объектов в Петербурге вызвало (и продолжает вызывать) серьезный резонанс (см. «СЕ» № 34 от 7.09.09). Сегодня мы публикуем вторую часть обзора и рассказываем об объектах общественно-деловой застройки.

Символ ударного труда

30 лет без защиты

Говорят, Петр I задумал построить дамбу, чтобы защитить будущий Петербург от наводнений. Но жестокая простуда подкосила его еще на возведении фортов, и вскоре император умер.

Строительство же дамбы в ее современном понимании, протяженностью 25,4 км от берега Горской до Ломоносова, было начато при советской власти – в 1976 году. С того времени стройка стала поистине «золотой»: сколько денег было в нее вложено, подсчитать уже невозможно. В 1991 году, по понятным причинам, дамба была панически брошена, а в 1995-м ее строительство (видимо, чтобы объяснить бездействие и зацветшее побережье Финского залива) сочли нецелесообразным и даже экологически вредным. Пока в начале 2000-х в нашу страну не пришли иностранные инвестиции. Необходимость защиты города от наводнений вновь стала острой. Европейский банк реконструкции и развития выделил на стройку 215 млн USD. На деле эти деньги ушли на то, чтобы не дать развалиться построенным к тому времени сооружениям. Параллельно проект озарялся различного рода имущественными конфликтами. Реальное строительство началось только в 2005 году с подачи Владимира Путина. Возобновилось госфинансирование стройки, по конкурсу выбрали генподрядчика. Сегодня актуальный срок сдачи дамбы – 2011 год. Но новые скандалы могут снова помешать этим планам. В частности, недавно фирма «Металлофасад» решила судиться с одним из подрядчиков – строительной инжиниринговой компанией «Синко». Истец утверждает, что при возведении дамбы использованы разработанные им стройматериалы, чем нарушены его патентные права. Если это будет доказано, подрядчика могут обязать переделать работы, на которые было затрачено 315 млн рублей.
Здесь же: Все крупные инфраструктурные проекты, реализуемые по системе госзаказа. Система распределения госконтрактов по признаку «наименьшей цены» давно признана неэффективной, а борьба за строительство этих объектов сегодня превращается в настоящие демпинговые войны. Выходом из ситуации могли бы стать государственно-частные партнерства (ГЧП). В период инвестбума в Петербурге были запланированы десятки проектов, которые предполагали сотрудничество государства и бизнеса. Среди них практически все крупные инфраструктурные проекты: ЗСД, «Орловский тоннель», «Надземный экспресс» и др.
Однако определить, станет ли ГЧП более эффективным, нежели система госконтрактов, способом реализации этих проектов, пока не удается. Частные инвесторы испытывают серьезные финансовые проблемы, а власти секвестировали более половины выделенных денежных средств и отложили строительство ряда объектов на неопределенное время.

Символ лояльной позиции

Как «случайно» сняли Биржу
Высотный скандал вокруг построенного здания Биржи на 26-й линии Васильевского острова разразился осенью прошлого года, после «случайного» снимка, опубликованного в одной из петербургских газет.

Защитники исторического центра (ряд петербургских общественных организаций) потребовали от городских властей вмешательства. Помощь городским властям пришла откуда не ждали – холдинг «ЛенСпецСМУ», построивший комплекс, согласился на демонтаж последних этажей. Здание укоротили на 7 метров, тем более что ранее согласованная высота находилась именно на этом уровне. Обошлось это застройщику в 200 млн рублей плюс убытки, связанные с обслуживанием здания во время вынужденного простоя без арендаторов. В принципе, уверены эксперты, в сложившейся ситуации, когда здание уже было принято госкомиссией, этажи можно было бы и не сносить. Но президент холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков принял решение выполнить волю города. Результатом остались недовольны почти все: застройщик (ввиду потраченных миллионов) и защитники исторического центра (рядом достроили превышающий по высоте даже Биржу жилой комплекс «Финансист», который снести сложнее – на решение проблем с дольщиками его верхних этажей не пойдут ни строители, ни городские власти).
Здесь же: На нашей памяти случаев, когда инвесторы идут на изменение ранее утвержденного проекта по просьбе городских властей, не было. Разве что по убедительной просьбе. Примечательна в этом отношении история со строительством комплекса «Монблан», который также вмешался в историческую панораму Петербурга. Градсовет в свое время выразил свое несогласие с возведением этого объекта, хотя у корпорации «Строймонтаж» на руках был утвержденный проект и все разрешительные документы. И руководство компании согласилось его скорректировать. Правда, довольно своеобразно. Изначально «Монблан» должен был состоять из двух секций – 19 и 23 этажа. В новом варианте резкий перепад между этими секциями заполнили видовыми террасами, обеспечивающими плавный подъем контура дома, а архитекторы предложили новый проект панорамного остекления фасадов, что, по их мнению, позволило сделать весь комплекс более «воздушным». «Любой предмет кажется более высоким, если он узкий, но высотность зрительно скрадывается, если он широкий», – заявил тогда Святослав Гайкович, руководитель архитектурного бюро «Студия 17». По его мнению, высота «Монблана» зрительно снизилась.

Символ зарытых миллиардов

Десятилетние изыскания у вокзала
История эта началась с указа: в сентябре 1991 года Борис Ельцин подписал документ, предполагающий строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали между двумя столицами.

Было создано соответствующее РАО «ВСМ», которому для начала выделили в бессрочное пользование участок у Московского вокзала. Здесь планировали построить громадный комплекс, сочетающий здание вокзала, гостиницу, офисы и магазины, паркинг и пр. Стоимость проекта оценивалась в 377 млн USD, большую часть из которых хотели занять у англичан под гарантии правительства. После кризиса 1998 года проект признали нерентабельным. В 2001 году обанкротилось РАО «ВСМ», а вырытый компанией огромный котлован у Московского вокзала перекочевал в федеральную собственность. Затем «яма» не раз меняла хозяев, обещавших построить здесь разнообразные коммерческие объекты. Пока в 2006 году не перешла в руки Казахкоммерцбанка. Сейчас полным ходом ведется строительство торгово-развлекательного комплекса стоимостью 479 млн USD.

Символ признанных ошибок

«Уплотнение» на Почтамтской
Если коротко, охранная зона – это территория, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство.

За исключением мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды. Таким проектом изначально являлась реконструкция здания на Почтамтской улице, 4 под гостиничный комплекс. До тех пор пока инвестор не внес в него изменения, которые не посчитал необходимым согласовать с профильными комитетами. Такие изменения, что от своего авторства отказался архитектор проекта Евгений Подгорнов. Самостийно выросший стеклянный «пузырь» на крыше гостиницы на несколько метров увеличил согласованную высоту здания и «грубо вторгся в панораму Исаакиевской площади». Председатель КГИОП Вера Дементьева заявляла, что проект в таком виде не утверждался охранным ведомством. А губернатор Валентина Матвиенко признала объект градостроительной ошибкой, которая продолжает уродовать исторический Петербург. Между тем, одна из статей Гражданского кодекса ясно гласит, что «самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет».
Здесь же: Другие градостроительные ошибки по версии городских властей, продолжающие приносить доход своим владельцам. В частности, торгово-офисный комплекс «Регент Холл» над станцией метро «Достоевская».
рубрика: Город

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.