Евгений Домрачев: Архитекторы там, где есть инвестиции

Все важные проекты, реализуемые сегодня на территории региона, предполагают строительство разного рода производственных комплексов. Именно с ними главный архитектор Ленинградской области Евгений Домрачев связывает
будущее региона.


– Евгений Владимирович, какие проекты сейчас наиболее интересны и важны для Ленинградской области?
– Наиболее важны, конечно, все, которые связаны с привлечением большого объема инвестиций, – в первую очередь проекты промышленных и логистических комплексов. Такие проекты являются генератором развития экономики на любой территории. Многие производственные территории сегодня практически реанимированы. Например, так называемая промышленная зона «Кирпичный завод» во Всеволожске была заложена еще в советские времена, но в связи с отсутствием финансирования несколько лет пребывала в замороженном состоянии. Сейчас данная промышленная зона обрела второе дыхание. Колоссальный толчок развитию региона дали размещение табачной фабрики «Филип Моррис Ижора» на Волхонском шоссе, в районе Горелово, а также ряда предприятий производства пищевой продукции. Недавно был согласован и утвержден проект планировки территории южнее Волхонского шоссе, где финская компания «ЮИТ Лентек» построила крупный торгово-складской комплекс. В последние годы были реализованы проекты торговых и многофункциональных комплексов, таких как «Мега-Икеа-Дыбенко» на Мурманском шоссе и аналогичный комплекс в районе поселка Бугры. Активно развиваются районы Девяткино и Мурино. В стадии преобразования находятся производственная зона Ленинградского металлического завода, расположенная севернее поселка Новое Девяткино, и производственная зона Государственного института прикладной химии (ГИПХ), расположенная южнее поселка Кузьмоловский. В юго-западной части города Сертолово сформирована и последовательно развивается производственная зона с современным базовым домостроительным предприятием – 211-м Комбинатом железобетонных изделий (211 КЖБИ) Министерства обороны РФ. Продукция комбината – жилые здания.

– Можно ли столь резкий подъем в развитии области связывать только с переводом промышленных предприятий из Санкт-Петербурга?
– Это послужило одной из причин, но не единственной. Производственные предприятия активно развивают свою деятельность в Ленинградской области не только потому, что их перевели за пределы города. Здесь налицо взаимосвязь всех факторов. Во-первых, цена на земельные участки на территории Санкт-Петербурга выросла в разы. Во-вторых, ужесточились требования по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге. Кроме того, территории Ленинградской области стали особенно интересными для инвесторов благодаря строительству кольцевой автомобильной дороги (КАД). Например, тот же комплекс «Мега-Икеа-Дыбенко» расположен вдоль автомагистрали «Кола». Еще один торговый и досуговый центр находится на выезде из Санкт-Петербурга, южнее Таллинского шоссе, также у транспортной развязки КАД. По сути, на территории, прилегающей к КАД, сейчас формируется целый промышленный пояс, состоящий из промышленных, логистических и торгово-развлекательных объектов.

– В связи с этим наверняка должна измениться ситуация с трудоустройством населения.
– Да, мы стараемся сделать так, чтобы был замкнутый трудовой баланс, чтобы не было миграции населения в Санкт-Петербург. Удачные примеры у нас уже есть. Скажем, жилой район Кудрово. Там развивается не только многофункциональный комплекс, но и ряд логистических предприятий, автопроизводители с мировыми именами «Хонда», «Форд». Другой пример – район Горелово. Это не моно-, а полиструктурная зона. По мере того как там расширяют свое развитие производственные предприятия, растут и жилые массивы.

– Новые жилые массивы сегодня строятся практически во всех населенных пунктах Ленинградской области. В какой степени на это повлиял перевод сельскохозяйственных земель под нужды жилищного строительства?
– Говорить о том, что перевод сельскохозяйственных земель под жилые участки серьезно отразился на строительстве жилья в области, сегодня пока рано. Дело в том, что это очень долгая и непростая процедура. Законодательные нормы, связанные с этим переводом, были приняты 5 лет назад. Затем в них стали вносить различные поправки. В результате начало действия этих регламентов перенесено на январь 2010 года. Одним из главных условий перевода сельскохозяйственных земель в категорию участков под строительство жилья является их примыкание к границам существующих населенных пунктов. Этот закон предполагает возможность развития исключительно жилищных проектов.

– Развивать инфраструктуру на таких участках немыслимо трудно. Много ли инвесторов, желающих взяться за это нелегкое дело?
– Есть желающие. Конечно, все инвесторы прекрасно понимают, что такое обеспечить квартал водой, электричеством, всей необходимой инженерией. Обеспечение инженерной инфраструктуры с нуля по стоимости составляет примерно 40-60 процентов от цены готовых жилых зданий. Чтобы облегчить эту ситуацию, инвесторы рассчитывают на подключение к инженерным сетям, существующим на соседних территориях, к которым примыкают сельскохозяйственные земли.

– Государство предоставляет какие-нибудь льготы для инвесторов, развивающих сельскохозяйственные участки?
– Да, у инвесторов есть возможность снизить затраты. На федеральном уровне создан фонд содействия развитию инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, благодаря которому субъект федерации вправе подать заявку на получение государственного софинансирования жилищного проекта или неких послаблений по процентным ставкам на развитие территорий.

– Инвестору наверняка придется пройти очень сложную процедуру, прежде чем добиться от государства таких послаблений?
– Да. Процедура сложная, через нее проходят лишь единицы. Но резон пройти через это есть всегда. Бояться не надо.

– Евгений Владимирович, реализация каких проектов в Ленинградской области вызывает затруднения?
– Затруднение у нас одно – отсутствие инвестиций. Отсутствие доступа к свободным денежным средствам, то есть к кредиту, под минимальные проценты. К сожалению, кризис приостановил реализацию многих проектов развития территорий и жилищного, и промышленного строительства. Перспективных участков у нас много. Сегодня на слуху, например, промышленная зона «Горелово» севернее Волхонского шоссе. Территориальный резерв есть и в районе, расположенном южнее Волхонского шоссе, а также в районе вантового моста во Всеволожском районе – в промзоне «Уткина заводь». Она очень перспективна с точки зрения транспортной доступности. Однако трудности, связанные с обеспечением инженерных сетей, сильно тормозят ее развитие. В стадии формирования находятся производственные зоны в Гатчине, Всеволожске, Кировске, Отрадном, Никольском, Коммунаре, Сертолово, Шлиссельбурге и других городах.

– На территории Ленинградской области строятся объекты коммунального назначения – мусороперерабатывающие заводы, например. Как развиваются эти проекты?
– Размещение полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, безусловно, модернизировано. Проведение модернизации предусмотрено на мусороперерабатывающих заводах на Волхонском шоссе, в Янино-2, на полигоне промышленных отходов в Красном Бору. Ликвидация предприятия (с рекультивацией территорий) предусматривается для объектов, связанных с захоронением отходов: это полигон твердых бытовых отходов на Волхонском шоссе «Южный», полигон складирования осадка сточных вод ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (Волхонка-II), городские свалки в Кировске и Шлиссельбурге.

– В Ленинградской области есть много исторических зданий, уже давно остро нуждающихся в реставрации. Есть ли примеры приспособления исторических зданий под современные нужды?
– Масштабных проектов подобного рода в области пока нет. В свое время была идея восстановления Ропшинского дворца в Ломоносовском районе Ленинградской области. Уже был разработан проект реставрации, но, к сожалению, его реализация приостановлена из-за отсутствия финансирования.

– Хватает ли архитекторов в Ленинградской области?
– Категорически нет. Так же как и по всей стране. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге, где активная инвестиционная деятельность, мы можем наблюдать сгусток профессиональных кадров. Одно зависит от другого. Однако в целом архитекторов не хватает.

– С чем это связано?
– Вузы выпускают много дипломированных архитекторов… Однако далеко не многие находят место в этой профессии по окончании вузов. Наша профессия охватывает огромный круг вопросов: в области социологии, демографии, экономики и прочих. Приведу личный пример. Когда мы окончили Ленинградский инженерно-строительный институт, нас было 23 выпускника. Встретились через 5 лет – по специальности работали семеро. Через 10 лет – пятеро. Сейчас из нашего выпуска по специальности работают только три человека.

– Может, серьезный отпечаток оставила перестройка?
– И это сыграло огромную роль. В то время многие ринулись в бизнес. Сейчас, правда, постепенно все возвращается на круги своя.
рубрика: Власть
автор: Марина Голокова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.