В поисках мотивации
По прогнозам аналитиков, снижение объемов производства кровельных материалов в 2009-2010 годах в натуральном выражении может составить 25-30%, а значительный рост ожидается не ранее 2011 года.
Эксперты полагают, что восстановить докризисные объемы производства кровельщикам удастся лишь к 2012 году.
Споткнулись о кризис
Несколько последних лет отечественный рынок производства кровельных материалов развивался вполне стабильно, ежегодно демонстрируя прирост объемов продукции порядка 20%. Финансовый кризис хоть и успел лишь в самом конце 2008 года потревожить операторов рынка, но статистику подпортил. Прирост показателей прошлого года к 2007-му оказался не более 15%. Тем не менее совокупный рынок кровельных материалов составил примерно 1,38 млрд кв. м. При этом объем российского рынка материалов для плоских кровель зафиксирован на уровне 718 млн кв. м, для скатных – 620 млн кв. м, что соответствует уже сложившейся за последние годы пропорции материалов для плоских кровель к материалам для скатных как 52% к 48%. По данным Росстата, начиная с сентября 2008 года ежемесячные объемы производства кровельных материалов в стране уступают соответствующим объемам предыдущего года. На фоне общего снижения объема потребления кровельных материалов значительно возрос спрос в сегменте наиболее дешевых битумных материалов на основе стеклохолстов (в основном китайского производства), без полимерных модификаторов (типа «гидроизола», «стеклоизола»). Стоимость таких материалов составляет 0,6-0,8 USD за квадратный метр, что в четыре-пять раз ниже стоимости материалов верхнего ценового сегмента (битумно-полимерных, на полиэфирных основах). Для рынка кровельных работ Санкт-Петербурга и Ленобласти, по оценкам аналитического центра Национального кровельного союза, характерна некоторая разбалансированность. Это выражается в том, что на рынке представлены как компании, имеющие большие финансовые обороты (это, как правило, аффилированные с крупнейшими застройщиками организации), так и самостоятельные компании «средней руки». Ряд компаний, лидирующих по объемам кровельных работ, аффилированы с крупными инвестиционно-строительными холдингами, такими как ЛенСпецСМУ, ЛЭК и др. Логика в этом есть: зачастую холдинг, выступающий на строительном объекте одновременно инвестором, заказчиком и генподрядчиком, осуществляет закупку кровельных материалов и ведет кровельные работы с помощью подрядчиков – аффилированных компаний, организационно входящих в структуру холдинга. С одной стороны, это снижает конкуренцию между субподрядчиками на выполнение кровельных работ, с другой – позволяет гарантировать известную степень качества, так как именно застройщик несет большую долю ответственности по объекту. Негативным же побочным эффектом такого положения дел становится то, что небольшим молодым компаниям, специализирующимся на выполнении кровельных работ, крайне трудно закрепиться на строительном рынке, так как наиболее перспективные объекты оказываются «вне недосягаемости». Еще одним фактором риска для рынка называется возможность монополизации заказов, искусственного завышения крупными холдингами стоимости кровельных работ или материалов, что затрудняет работу мелких и средних компаний.
Тенденциозные прогнозы
По данным аналитического центра Национального кровельного союза, за 5 месяцев 2009 года производство кровельных материалов сократилось на 31,3%. Стоит при этом учесть, что после спада в октябре 2008 – марте 2009 года, объясняющегося не только кризисом, но и сезонностью, в апреле и мае 2009 года наблюдался существенный рост потребления кровельных материалов (показатели мая 2009 года превысили показатели октября 2008-го) Тем не менее, в целом по итогам текущего года падение объемов производства может составить 25-40% от уровня 2008 года. При этом падение спроса или его переориентация – не всегда главные причины. Иногда сами производители заранее снижают производство, чтобы перестраховаться. Действительно, аналитики отмечают снижение спроса в сегменте дорогих материалов (в том числе битумно-полимерных), однако не всегда в ущерб качеству. В связи с существенным ростом производства ПВХ-мембран многие предпочитают их, находя оптимальным соотношение цена/качество. Падение спроса на битумно-полимерные материалы сопровождается резким повышением спроса (до 30%) на битумные материалы на стеклохолстах. На последний квартал 2009 и весь 2010 год, по мнению Кристины Минковой, руководителя аналитического центра Национального кровельного союза, можно с достаточной определенностью прогнозировать сохранение ряда кризисных факторов в развитии рынка кровельных материалов. Так, следует быть готовыми к тому, что несколько снизится доля материалов высшего ценового диапазона – битумно-полимерных, на основе полиэстра (материалы класса Днепрофлекса, АйСиТекса, техноэласта), поскольку значительная доля таких материалов использовалась при строительстве элитного жилья и коммерческой недвижимости. Кроме этого, существенно снизится доля материалов «высокого среднего» ценового диапазона – так называемых псевдомембран, на основе стеклотканей и полиэстра (материалы класса Унифлекса, Филизола), поскольку именно такие материалы используются при строительстве массового жилья и в промышленном строительстве. В целом потребительский спрос будет смещаться в ценовые сегменты «низкого среднего» класса (битумные слабомодифицированные или немодифицированные материалы на стеклоосновах, типа Гидростеклоизола) и «низшего» уровня (немодифицированные материалы на стеклоосновах, типа Стеклоизола).
Эксперты полагают, что восстановить докризисные объемы производства кровельщикам удастся лишь к 2012 году.
Споткнулись о кризис
Несколько последних лет отечественный рынок производства кровельных материалов развивался вполне стабильно, ежегодно демонстрируя прирост объемов продукции порядка 20%. Финансовый кризис хоть и успел лишь в самом конце 2008 года потревожить операторов рынка, но статистику подпортил. Прирост показателей прошлого года к 2007-му оказался не более 15%. Тем не менее совокупный рынок кровельных материалов составил примерно 1,38 млрд кв. м. При этом объем российского рынка материалов для плоских кровель зафиксирован на уровне 718 млн кв. м, для скатных – 620 млн кв. м, что соответствует уже сложившейся за последние годы пропорции материалов для плоских кровель к материалам для скатных как 52% к 48%. По данным Росстата, начиная с сентября 2008 года ежемесячные объемы производства кровельных материалов в стране уступают соответствующим объемам предыдущего года. На фоне общего снижения объема потребления кровельных материалов значительно возрос спрос в сегменте наиболее дешевых битумных материалов на основе стеклохолстов (в основном китайского производства), без полимерных модификаторов (типа «гидроизола», «стеклоизола»). Стоимость таких материалов составляет 0,6-0,8 USD за квадратный метр, что в четыре-пять раз ниже стоимости материалов верхнего ценового сегмента (битумно-полимерных, на полиэфирных основах). Для рынка кровельных работ Санкт-Петербурга и Ленобласти, по оценкам аналитического центра Национального кровельного союза, характерна некоторая разбалансированность. Это выражается в том, что на рынке представлены как компании, имеющие большие финансовые обороты (это, как правило, аффилированные с крупнейшими застройщиками организации), так и самостоятельные компании «средней руки». Ряд компаний, лидирующих по объемам кровельных работ, аффилированы с крупными инвестиционно-строительными холдингами, такими как ЛенСпецСМУ, ЛЭК и др. Логика в этом есть: зачастую холдинг, выступающий на строительном объекте одновременно инвестором, заказчиком и генподрядчиком, осуществляет закупку кровельных материалов и ведет кровельные работы с помощью подрядчиков – аффилированных компаний, организационно входящих в структуру холдинга. С одной стороны, это снижает конкуренцию между субподрядчиками на выполнение кровельных работ, с другой – позволяет гарантировать известную степень качества, так как именно застройщик несет большую долю ответственности по объекту. Негативным же побочным эффектом такого положения дел становится то, что небольшим молодым компаниям, специализирующимся на выполнении кровельных работ, крайне трудно закрепиться на строительном рынке, так как наиболее перспективные объекты оказываются «вне недосягаемости». Еще одним фактором риска для рынка называется возможность монополизации заказов, искусственного завышения крупными холдингами стоимости кровельных работ или материалов, что затрудняет работу мелких и средних компаний.
Тенденциозные прогнозы
По данным аналитического центра Национального кровельного союза, за 5 месяцев 2009 года производство кровельных материалов сократилось на 31,3%. Стоит при этом учесть, что после спада в октябре 2008 – марте 2009 года, объясняющегося не только кризисом, но и сезонностью, в апреле и мае 2009 года наблюдался существенный рост потребления кровельных материалов (показатели мая 2009 года превысили показатели октября 2008-го) Тем не менее, в целом по итогам текущего года падение объемов производства может составить 25-40% от уровня 2008 года. При этом падение спроса или его переориентация – не всегда главные причины. Иногда сами производители заранее снижают производство, чтобы перестраховаться. Действительно, аналитики отмечают снижение спроса в сегменте дорогих материалов (в том числе битумно-полимерных), однако не всегда в ущерб качеству. В связи с существенным ростом производства ПВХ-мембран многие предпочитают их, находя оптимальным соотношение цена/качество. Падение спроса на битумно-полимерные материалы сопровождается резким повышением спроса (до 30%) на битумные материалы на стеклохолстах. На последний квартал 2009 и весь 2010 год, по мнению Кристины Минковой, руководителя аналитического центра Национального кровельного союза, можно с достаточной определенностью прогнозировать сохранение ряда кризисных факторов в развитии рынка кровельных материалов. Так, следует быть готовыми к тому, что несколько снизится доля материалов высшего ценового диапазона – битумно-полимерных, на основе полиэстра (материалы класса Днепрофлекса, АйСиТекса, техноэласта), поскольку значительная доля таких материалов использовалась при строительстве элитного жилья и коммерческой недвижимости. Кроме этого, существенно снизится доля материалов «высокого среднего» ценового диапазона – так называемых псевдомембран, на основе стеклотканей и полиэстра (материалы класса Унифлекса, Филизола), поскольку именно такие материалы используются при строительстве массового жилья и в промышленном строительстве. В целом потребительский спрос будет смещаться в ценовые сегменты «низкого среднего» класса (битумные слабомодифицированные или немодифицированные материалы на стеклоосновах, типа Гидростеклоизола) и «низшего» уровня (немодифицированные материалы на стеклоосновах, типа Стеклоизола).
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Андрей Мельников