Владимир Антонов: государственный девелопер
В том, что позиции государства в девелопменте усиливаются, нет ничего плохого. Так происходит во всем мире. В последнее время эта тенденция получила широкое распространение в крупных мегаполисах России, в том числе и в Санкт-Петербурге.
При Комитете по строительству начало работу государственное унитарное предприятие «УКС Реставрация», которое готово взять на себя решение социальных задач и содействовать развитию строительной отрасли города. Сегодняшнее наше интервью – с руководителем ГУП Владимиром Антоновым.
– Каковы цели и задачи ГУП, которое вы возглавили?
– В развитии строительной отрасли был достаточно длинный период, когда функции государства были сведены к надзорным и разрешительным. Исходя из этого формировались ресурсы органов власти и их кругозор. Ответственность власти со временем усиливается, ресурсы, предоставленные ей, качественно улучшаются. Все это, наложенное на фон кризисного времени, обусловливает объективную необходимость переосмыслить роль государства в девелопменте, усилить ее. На данный момент времени главная цель ГУП будет заключаться в помощи строительной отрасли максимально быстро и эффективно преодолеть кризисные явления, стать эффективным и работоспособным механизмом. Причем сделать это необходимо безболезненно для дольщиков.
– Какие шаги будут предприняты в этом направлении?
– У ГУП можно выделить три направления деятельности. Во-первых, завершение проблемных объектов, строительство которых по тем или иным причинам остановилось. В практике города есть механизм закрепления прав на завершение строительства домов за вновь созданными объединениями дольщиков. Теми же законодательными актами за комитетом закреплены обязанности контролировать процесс достройки проблемных объектов. Соответственно, в структуре Комитета по строительству функции сопровождения строительства будет выполнять наше ГУП. Это в первую очередь касается тех объектов, проблемы которых носят острый характер, сопряжены с очевидным нарушением прав дольщиков.
Вторая функция ГУП – предупреждение подобных ситуаций, работа с застройщиками, финансовое положение которых не идеально, но которые идут на контакт и выражают готовность прилагать все усилия, чтобы выполнить свои обязательства перед дольщиками, отдавая таким обязательствам приоритет. Мы таким застройщикам готовы помогать, осуществлять весь комплекс работ по сопровождению их проектов. Основная цель, которая перед нами стоит, – не решить проблему конкретной строительной компании, а сделать так, чтобы у людей, которые вовлечены в процесс строительства в качестве участников долевого строительства, не было проблем с реализацией своих прав.
Третья функция, сопряженная с первыми двумя, – возобновление проектного кредитования. Ведь с началом кризиса строительные компании получили реальный разрыв в банковском кредитовании. Комитет, видя эту проблему, понимая важность ее решения, заключил соглашение со Сбербанком о проектном финансировании, ведутся переговоры с другими банками, в частности, с ВТБ 24. Реализация этих соглашений ложится на нас. Мы будем выступать активными посредниками в работе между застройщиками и банками, занимаясь непосредственно организацией проектного кредитования.
Для этого ГУП приглашает к сотрудничеству застройщиков, чтобы они предоставляли сведения о своих проектах, делали это добросовестно с точки зрения объема и качества информации. В дальнейшем будет создана база данных таких проектов, ГУП будет оценивать их, анализировать и уже с неким пулом предложений выходить на банковское сообщество. Нам кажется, что такой механизм для банков привлекателен, поскольку они получат от ГУП гарантии качества кредитуемых проектов. А для населения, ради которого все и делается, наличие бренда комитета – то есть власти – и бренда серьезного банка, который подойдет к вопросу комплексно, разработает и предложит серьезные ипотечные программы, – это двойная гарантия надежности.
Спрос на жилье сохраняется, поэтому строительство как вид хозяйственной деятельности по-прежнему рентабельно. Кредитование этого вида деятельности, следовательно, способно не только решать социальные задачи, но и быть полноценным коммерческим проектом. Вопрос только в том, чтобы придать процессу взаимодействия банковского сообщества и строительной отрасли качественный импульс.
Кроме банков мы будем работать с Агентством ипотечного жилищного кредитования, деятельность которого направлена на обеспечение жильем льготных категорий граждан. В рамках достигнутых договоренностей мы будем готовить информацию, которую агентство будет учитывать при аккредитации проектов для своих программ. Положительный итог аккредитации откроет застройщику путь к бюджетным средствам.
– Как будет работать механизм проектного кредитования? Что нужно сделать застройщикам, чтобы принять участие в этом процессе?
– Застройщик должен представить в комитет исчерпывающий объем информации о проекте. Далее ГУП проведет оценку проекта по трем направлениям: финансово-экономическое состояние самого застройщика; технико-экономические показатели проекта, его состоятельность с коммерческой точки зрения; оценка состояния разрешительной документации и соответствие ее требованиям банка.
Соответственно, результаты этой оценки рассмотрят на рабочей группе, и по ним будут даваться рекомендации банку принять ту или иную заявку к рассмотрению. Независимо от реакции конкретного банка, качественный проект попадет в пул проектов, которые ГУП будет держать в поле зрения, и информация о нем будет распространяться через прессу, Интернет, заинтересованных пользователей. Это пойдет на пользу продажам и увеличит шанс, что проект найдет своего кредитора. Такова роль ГУП на старте проекта. В дальнейшем мы готовы взять на себя функции полноценного сопровождения проекта: подтверждать целевое использование денежных средств, предоставляемых по кредиту, осуществлять строительный контроль, технический надзор, работать с органами власти, компаниями и структурами, осуществляющими инженерное обеспечение объекта. Все это направлено на минимизацию рисков банка. То есть наше участие не ограничивается начальной фазой – подачей заявки и принятием решения в банке по кредитованию компании, а распространяется на весь жизненный цикл проекта – вплоть до передачи квартир дольщикам и решения вопросов с инженерными ведомствами, поскольку для застройщика это сейчас очень серьезная проблема.
– Какие объекты будут достраиваться в ближайшее время?
– Комитет принимал активное участие в судьбе объекта в Пушкине, на улице Архитектора Данини. Сейчас права на объект закреплены за ЖСК. Наша цель сегодня состоит в том, чтобы в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга сопровождать проект на всех этапах его реализации: участвовать в определении параметров проектирования, помогать в получении заключения экспертизы на проект, выбирать генерального подрядчика и выстраивать работу с ним, принимать участие в градостроительном обосновании проектных решений. Одним словом, осуществлять весь комплекс девелоперских услуг в рамках социальной задачи.
– Можно ли назвать структуру, которую вы возглавляете, государственным девелопером?
– Я бы хотел, чтобы со временам нас так и позиционировали.
– Тактические задачи ГУП понятны. Озвучьте более долгосрочные планы. Каков будет объем вашей деятельности, скажем, через год?
– Сейчас развитие идет в плоскости достройки конкретных объектов или перехвата управления уже существующими проектами «проблемных» застройщиков. Но есть другая плоскость работы, мы сейчас методологически ее прорабатываем. Она касается развития крупных территорий. Вместе с тем, помощь застройщикам – это основная задача ГУП на данном этапе. В этой связи утверждать, что объем такой работы будет огромным, означает пророчить отрасли и отдельным застройщикам дальнейшие трудности, я бы этого не хотел. Однако анализ ситуации вселяет уверенность, что без работы ГУП не останется.
– Что вас подвигло прийти на эту должность из бизнеса?
– Переосмысление роли девелопмента, о котором я говорил выше. Сейчас количество мыслей и полемики, которое имело место вокруг этого понятия в благополучные времена, начинает перерастать в качество. Некоторым «девелоперам» стало просто не до этой полемики, они озабочены выживанием, не развиваются, а пытаются удержать текущее состояние, тем самым выбивая смысловую основу из-под понятия «девелопмент». В результате такой эволюции и выкристаллизуется понятие девелопера, стандарты и требования к его компетенциям, рамки его работы и требований к нему. Позиция власти, города в управлении этим процессом очень важна, и отчасти поэтому мною было принято решение перейти на работу в ГУП. Мне бы хотелось – я говорю о себе лично – принимать участие в формировании нового подхода к роли и миссии девелопмента в развитии нашего города. Я считаю, что останется пласт частных девелоперских компаний, который будет осуществлять серьезную творческую деятельность и влиять на облик города, однако совершенно очевидно, что любой желающий не может быть девелопером. Именно государство должно взять на себя четкую техническую подготовку проектов, чтобы обеспечить их развитие в той части, которая требует максимального прагматизма.
Мне очень отрадно чувствовать, что я нахожу поддержку. Люди, приходящие в ГУП, разделяют мои взгляды. Поддержка нужна и со стороны «четвертой власти» – я бы хотел, чтобы она реализовывалась как обращение к девелоперам и банкам активизировать сотрудничество и поиск точек соприкосновения интересов. Речь не идет о том, чтобы помогать безоглядно и всем. Но если у банков или девелоперов есть какие-то предложения, которые мы можем эффективно реализовать, – ГУП всегда открыт к сотрудничеству.
При Комитете по строительству начало работу государственное унитарное предприятие «УКС Реставрация», которое готово взять на себя решение социальных задач и содействовать развитию строительной отрасли города. Сегодняшнее наше интервью – с руководителем ГУП Владимиром Антоновым.
– Каковы цели и задачи ГУП, которое вы возглавили?
– В развитии строительной отрасли был достаточно длинный период, когда функции государства были сведены к надзорным и разрешительным. Исходя из этого формировались ресурсы органов власти и их кругозор. Ответственность власти со временем усиливается, ресурсы, предоставленные ей, качественно улучшаются. Все это, наложенное на фон кризисного времени, обусловливает объективную необходимость переосмыслить роль государства в девелопменте, усилить ее. На данный момент времени главная цель ГУП будет заключаться в помощи строительной отрасли максимально быстро и эффективно преодолеть кризисные явления, стать эффективным и работоспособным механизмом. Причем сделать это необходимо безболезненно для дольщиков.
– Какие шаги будут предприняты в этом направлении?
– У ГУП можно выделить три направления деятельности. Во-первых, завершение проблемных объектов, строительство которых по тем или иным причинам остановилось. В практике города есть механизм закрепления прав на завершение строительства домов за вновь созданными объединениями дольщиков. Теми же законодательными актами за комитетом закреплены обязанности контролировать процесс достройки проблемных объектов. Соответственно, в структуре Комитета по строительству функции сопровождения строительства будет выполнять наше ГУП. Это в первую очередь касается тех объектов, проблемы которых носят острый характер, сопряжены с очевидным нарушением прав дольщиков.
Вторая функция ГУП – предупреждение подобных ситуаций, работа с застройщиками, финансовое положение которых не идеально, но которые идут на контакт и выражают готовность прилагать все усилия, чтобы выполнить свои обязательства перед дольщиками, отдавая таким обязательствам приоритет. Мы таким застройщикам готовы помогать, осуществлять весь комплекс работ по сопровождению их проектов. Основная цель, которая перед нами стоит, – не решить проблему конкретной строительной компании, а сделать так, чтобы у людей, которые вовлечены в процесс строительства в качестве участников долевого строительства, не было проблем с реализацией своих прав.
Третья функция, сопряженная с первыми двумя, – возобновление проектного кредитования. Ведь с началом кризиса строительные компании получили реальный разрыв в банковском кредитовании. Комитет, видя эту проблему, понимая важность ее решения, заключил соглашение со Сбербанком о проектном финансировании, ведутся переговоры с другими банками, в частности, с ВТБ 24. Реализация этих соглашений ложится на нас. Мы будем выступать активными посредниками в работе между застройщиками и банками, занимаясь непосредственно организацией проектного кредитования.
Для этого ГУП приглашает к сотрудничеству застройщиков, чтобы они предоставляли сведения о своих проектах, делали это добросовестно с точки зрения объема и качества информации. В дальнейшем будет создана база данных таких проектов, ГУП будет оценивать их, анализировать и уже с неким пулом предложений выходить на банковское сообщество. Нам кажется, что такой механизм для банков привлекателен, поскольку они получат от ГУП гарантии качества кредитуемых проектов. А для населения, ради которого все и делается, наличие бренда комитета – то есть власти – и бренда серьезного банка, который подойдет к вопросу комплексно, разработает и предложит серьезные ипотечные программы, – это двойная гарантия надежности.
Спрос на жилье сохраняется, поэтому строительство как вид хозяйственной деятельности по-прежнему рентабельно. Кредитование этого вида деятельности, следовательно, способно не только решать социальные задачи, но и быть полноценным коммерческим проектом. Вопрос только в том, чтобы придать процессу взаимодействия банковского сообщества и строительной отрасли качественный импульс.
Кроме банков мы будем работать с Агентством ипотечного жилищного кредитования, деятельность которого направлена на обеспечение жильем льготных категорий граждан. В рамках достигнутых договоренностей мы будем готовить информацию, которую агентство будет учитывать при аккредитации проектов для своих программ. Положительный итог аккредитации откроет застройщику путь к бюджетным средствам.
– Как будет работать механизм проектного кредитования? Что нужно сделать застройщикам, чтобы принять участие в этом процессе?
– Застройщик должен представить в комитет исчерпывающий объем информации о проекте. Далее ГУП проведет оценку проекта по трем направлениям: финансово-экономическое состояние самого застройщика; технико-экономические показатели проекта, его состоятельность с коммерческой точки зрения; оценка состояния разрешительной документации и соответствие ее требованиям банка.
Соответственно, результаты этой оценки рассмотрят на рабочей группе, и по ним будут даваться рекомендации банку принять ту или иную заявку к рассмотрению. Независимо от реакции конкретного банка, качественный проект попадет в пул проектов, которые ГУП будет держать в поле зрения, и информация о нем будет распространяться через прессу, Интернет, заинтересованных пользователей. Это пойдет на пользу продажам и увеличит шанс, что проект найдет своего кредитора. Такова роль ГУП на старте проекта. В дальнейшем мы готовы взять на себя функции полноценного сопровождения проекта: подтверждать целевое использование денежных средств, предоставляемых по кредиту, осуществлять строительный контроль, технический надзор, работать с органами власти, компаниями и структурами, осуществляющими инженерное обеспечение объекта. Все это направлено на минимизацию рисков банка. То есть наше участие не ограничивается начальной фазой – подачей заявки и принятием решения в банке по кредитованию компании, а распространяется на весь жизненный цикл проекта – вплоть до передачи квартир дольщикам и решения вопросов с инженерными ведомствами, поскольку для застройщика это сейчас очень серьезная проблема.
– Какие объекты будут достраиваться в ближайшее время?
– Комитет принимал активное участие в судьбе объекта в Пушкине, на улице Архитектора Данини. Сейчас права на объект закреплены за ЖСК. Наша цель сегодня состоит в том, чтобы в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга сопровождать проект на всех этапах его реализации: участвовать в определении параметров проектирования, помогать в получении заключения экспертизы на проект, выбирать генерального подрядчика и выстраивать работу с ним, принимать участие в градостроительном обосновании проектных решений. Одним словом, осуществлять весь комплекс девелоперских услуг в рамках социальной задачи.
– Можно ли назвать структуру, которую вы возглавляете, государственным девелопером?
– Я бы хотел, чтобы со временам нас так и позиционировали.
– Тактические задачи ГУП понятны. Озвучьте более долгосрочные планы. Каков будет объем вашей деятельности, скажем, через год?
– Сейчас развитие идет в плоскости достройки конкретных объектов или перехвата управления уже существующими проектами «проблемных» застройщиков. Но есть другая плоскость работы, мы сейчас методологически ее прорабатываем. Она касается развития крупных территорий. Вместе с тем, помощь застройщикам – это основная задача ГУП на данном этапе. В этой связи утверждать, что объем такой работы будет огромным, означает пророчить отрасли и отдельным застройщикам дальнейшие трудности, я бы этого не хотел. Однако анализ ситуации вселяет уверенность, что без работы ГУП не останется.
– Что вас подвигло прийти на эту должность из бизнеса?
– Переосмысление роли девелопмента, о котором я говорил выше. Сейчас количество мыслей и полемики, которое имело место вокруг этого понятия в благополучные времена, начинает перерастать в качество. Некоторым «девелоперам» стало просто не до этой полемики, они озабочены выживанием, не развиваются, а пытаются удержать текущее состояние, тем самым выбивая смысловую основу из-под понятия «девелопмент». В результате такой эволюции и выкристаллизуется понятие девелопера, стандарты и требования к его компетенциям, рамки его работы и требований к нему. Позиция власти, города в управлении этим процессом очень важна, и отчасти поэтому мною было принято решение перейти на работу в ГУП. Мне бы хотелось – я говорю о себе лично – принимать участие в формировании нового подхода к роли и миссии девелопмента в развитии нашего города. Я считаю, что останется пласт частных девелоперских компаний, который будет осуществлять серьезную творческую деятельность и влиять на облик города, однако совершенно очевидно, что любой желающий не может быть девелопером. Именно государство должно взять на себя четкую техническую подготовку проектов, чтобы обеспечить их развитие в той части, которая требует максимального прагматизма.
Мне очень отрадно чувствовать, что я нахожу поддержку. Люди, приходящие в ГУП, разделяют мои взгляды. Поддержка нужна и со стороны «четвертой власти» – я бы хотел, чтобы она реализовывалась как обращение к девелоперам и банкам активизировать сотрудничество и поиск точек соприкосновения интересов. Речь не идет о том, чтобы помогать безоглядно и всем. Но если у банков или девелоперов есть какие-то предложения, которые мы можем эффективно реализовать, – ГУП всегда открыт к сотрудничеству.
рубрика:
Власть
автор:
Алексей Несвицкий