Николай Крутов: «Ленобласти нужна государственная строительная компания»
В конце октября правительство Ленинградской области одобрило в числе прочих государственную программу «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области». Как подчеркнул Николай Крутов, председатель областного Комитета по строительству, одной из основных целей госпрограммы является расселение аварийного жилья.
– Какие принципиально новые направления появились в государственной программе «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области»?
– Из новых направлений следует отметить программу по вовлечению в оборот федеральных земель через Федеральный фонд развития жилищного строительства. Планируется, что земля будет предоставляться под строительство на так называемых «голландских аукционах», основанных на продаже права на землю застройщику, предложившему наименьшую цену квадратного метра жилья с условием продажи части жилых помещений отдельным категориям граждан. Кроме того, Госстрой России проводит конкурсный отбор проектов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения, где условием является продажа застройщиком не менее 50% жилья по льготной цене до 30 тыс. рублей за 1 кв. м. Пока эти программы носят условный характер, так как не определены земельные участки и конкретные граждане, которые имеют право на приобретение жилья по льготной цене. Разумеется, мы будем пропагандировать эти идеи, но особенность распределения властных полномочий в Ленинградской области такова, что землей распоряжаются муниципалитеты. И если во Всеволожске «голландские аукционы» гарантированно вызвали бы интерес застройщиков, но местные власти не собираются землю отдавать на подобных условиях, то в Бокситогорске никто в земле и не заинтересован.
– Каковы плановые параметры программы расселения аварийного фонда в Ленинградской области на 2014 год?
– Правительство Ленинградской области неукоснительно следует правилам, выработанным Федерацией: мы включаем в программу переселения только аварийный фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года. На 2014 год на расселение аварийного жилья выделено чуть более 2 млрд рублей: примерно по 20% средств – за счет федерального и регионального бюджетов, 60% – из средств муниципалитетов. Основными площадками для реализации программы в 2014 году станут Волховский и Всеволожский районы как имеющие максимальный объем аварийного фонда Ленинградской области. Всего за 2014-2016 годы на расселение аварийного фонда Ленинградской области будет выделено около 5,5 млрд рублей.
В 2014 году запланировано расселить 53 тыс. кв. м жилья из чуть более 200 тыс. кв. м, признанных аварийными на 1 января 2012 года. В дальнейшем реализация программы предусмотрена также достаточно равномерно.
– В чем сложности реализации этой программы?
– Федеральный законодатель предусмотрел для расселения аварийного фонда не строительство, а приобретение готового жилья. И если во Всеволожске или в Ломоносове, Гатчине есть физически жилье, но купить его по цене 34,6 тыс. рублей за 1 кв. м, определенной Минрегионом, не представляется возможным, то в отдаленных районах области новое жилье невозможно купить, потому что никто его не строит. Поэтому муниципальным образованиям приходится предоставлять земельный участок и заранее гарантировать компании, которая будет вести строительство 15-, 16-, 12-квартирного жилого дома, что все это будет приобретено за бюджетные деньги.
Такая схема таит в себе определенные угрозы. Кто-то из застройщиков переоценивает свои возможности. Кто-то в расчете на хорошую экономику проекта поднимает цену на землю в ходе аукциона, а потом понимает, что рентабельность объекта не столь высока. Кроме того, Федерация софинансирует количество квадратных метров, равное площади аварийного жилья. Далеко не все муниципальные образования в состоянии доплатить за «излишки», и приходится выстраивать неимоверную квартирографию. Это еще более усложняет проектирование и определяет выбор материалов для строительства, исключая кирпич, монолит либо блоки. В свою очередь, это означает, что реализовывать программу берутся совсем небольшие строительные фирмы, не располагающие собственной производственной базой и не гарантирующие качество строительных материалов.
Поэтому зреет предложение о том, чтобы возродить государственную строительную компанию – хотя бы одну на всю область, которая не гналась бы за прибылью, а укладывалась бы в определенную Минрегионом себестоимость 1 кв. м в размере 34,6 тыс. рублей. Думаю, тогда программа переселения из аварийного фонда реализовалась бы намного эффективнее и быстрее, нежели сейчас, с учетом процедур, предусмотренных 94-ФЗ, судебных тяжб и брошенных застройщиком земельных участков, как это было в Вознесенье, Морозовке, Никольском.
– Рассматриваете ли вы возможности привлечения к расселению аварийного фонда частных партнеров?
– Привлечение частных инвесторов, если говорить о расселении, – давно известная форма, освоение застроенных территорий. Этот опыт на некоторых территориях Ленинградской области уже применялся. Насколько мне известно, и сейчас некоторые строительные компании вынашивают планы участия в расселении аварийного жилья в областных пригородах Санкт-Петербурга. Такие проекты будут для них рентабельными при условии цены квадратного метра на выходе в размере 50-60 тыс. рублей.
– Ваш комитет был разработчиком программы «Соцобъекты в обмен на налоги». Насколько удачно она реализуется? Оправдываются ли ваши ожидания?
– Да, наши ожидания оправдываются, и мы нашли общий язык практически со всеми крупными застройщиками, пришедшими из Санкт-Петербурга. Понимая, что крупный жилой массив не может быть привлекательным для покупателей в отсутствие социальной инфраструктуры, застройщики осознают, что им все равно придется строить такие объекты. И готовность региональных властей приобретать школы и детские сады при условии, что стоимость объектов не превышает 70% налоговых отчислений застройщиков в консолидированный бюджет Ленинградской области, стала для них аргументом в пользу участия в программе «Соцобъекты в обмен на налоги». Уже подписано около десятка соглашений о партнерстве между крупными строительными компаниями и правительством Ленинградской области.
– А 30 детских садов, которые строятся в рамках целевой программы, появятся в соответствии с планами?
– 10 детских садов по целевой программе уже начали строиться. В Волхове завершен нулевой цикл – там детский сад появится первым. А дальше они будут сходить со стапелей один за другим. Предлагаются три типовых проекта: на 155, 180 и 220 мест, в зависимости от размера населенного пункта и потребности в детских дошкольных учреждениях. А состоятельность муниципального образования и качество водопроводных сетей влияют на выбор детского сада – с бассейном либо без него. Скажу честно: на бассейн пока решились только Гатчина и Всеволожск.
– Как строятся сегодня отношения Комитета по строительству Ленинградской области с «ЛенОблСоюзСтроем»?
– Новое руководство союза, на мой взгляд, более креативно и менее забюрокрачено. Они ищут новые формы работы с застройщиками, содействуют реализации программы «Соцобъекты в обмен на налоги», принимают участие в Градсовете. Словом, «ЛенОблСоюзСтрой» занимает вполне правильную позицию, являясь диалоговой площадкой между властью и крупными застройщиками. По-другому ни в Кудрово, ни в Мурино, ни в Новом Девяткино социальную инфраструктуру не построить.
– Что вы оцениваете как наиболее весомые результаты нынешнего года?
– Первое и, наверное, главное – заключение первых соглашений между крупными застройщиками и правительством Ленинградской области. Второе – очень серьезная работа с муниципальными образованиями по формированию земельных участков для детских садиков с последующим выкупом за счет субсидий из областного бюджета.
Пока без сбоев реализуется и программа по расселению аварийного фонда. Будем надеяться на ее успешное завершение в этом году и продолжение в следующем.
рубрика:
Интервью
автор:
Татьяна Крамарева