Александр Лелин: «Мы шагнули за рамки привычного микрорайона»

«Юттери», Jaanila Country, «IQ Гатчина» – не только в названиях, но и в технологических решениях проектов компании «Ленстройтрест» прослеживаются явные скандинавские акценты. О том, чего стоит привить на российскую почву идеи европейских проектировщиков, нашей газете рассказал Александр Лелин, генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест». – Александр Николаевич, в своих проектах вы активно используете идеи скандинавских проектировщиков. Чем интересен опыт северных соседей? – Говоря о достижениях западного домостроения, мы Америку не открываем. Многие из нас бывали и в Швеции, и Финляндии и видели, что панельные дома выглядят там не так, как у нас. У нас они выглядят страшненькими, а там – со­всем не обязательно. У нас слово «панель» является ругательным, а там это очень качественное жилье. Свое сотрудничество с западными коллегами мы начали с фасадов домов, решив их сделать красивыми и качественными, потому как именно фасад определяет внешний вид здания. Погрузившись в работу, мы поняли, что нам не обойтись без модернизации нашего оборудования. У нас был широкий выбор – финское, немецкое, итальянское оборудование по производству сборных железобетонных изделий для крупнопанельного домостроения. В то же время от западных коллег мы почерпнули немало интересного и там, где, казалось, ничего принципиально нового и придумать нельзя – это планировки квартир. Когда мы стали сотрудничать с финнами по нашему проекту «Юттери» в Колпино, они нам представили планировки «еврооднушек», «евродвушек». То, чего у нас в принципе не было. Возможно, российский покупатель еще не вполне готов покупать квартиры со встроенными гардеробными и саунами, но тем не менее мы стали аккуратно вставлять такие планировки в наши проекты. Получив некое удовлетворение от работы с финскими проектировщиками, мы решили посмотреть шведский, голландский опыт. Надо сказать, что тут мы сделали немало открытий о том, как организовать пространство не только отдельной квартиры или дома, но и микрорайона в целом. Как спланировать дворовые пространства без машин, зоны отдыха, спортивные и пешеходные зоны, велодорожки, выполнить ландшафтный дизайн. Этого никогда не существовало в отечественном домостроении, если речь шла, например, о домах выше трех этажей. Это мы почерп­нули от шведов и особенно от голландцев. У нас сложилась такая интернациональная проектировочная группа. Проект в Колпино «Юттери» разрабатывали для нас финские проектировщики. Шведы создали для нас мастер-план нового проекта в Гатчине («IQ Гатчина»), а голландские проектировщики выполнили реконцепт проекта в Янино – Jaanila Country – и сейчас участвуют в корректировке утвер­жденного проекта планировки. Каждый из проектов, безусловно, имеет свои особенности, но основная идея одна – в плане организации пространства мы шагнули за порог квартиры, дома и посмотрели, что происходит во дворе и микрорайоне. Эту идею нам хочется поскорее реализовать, чтобы она получила воплощение, а не осталась на картинках. – Ваши идеи укладываются в российские нормативы? – Голландские коллеги показали нам несколько очень интересных конструктивных решений, которые, действительно, не вписываются в нормативы. Это так называемые галерейные дома, атриумные дома, урбан-виллы. Надо сказать, что европейцы этому очень удивляются. Например, в Финляндии вообще нет такого понятия, как инсоляция. Понятно, что плотность застройки здесь и там несопоставима, у них другие реалии, и тем не менее инсоляция в Финляндии не является жест­кой нормой. В Голландии есть небольшие школы, которые находятся внутри небольших жилых кварталов. По нашим нормам, школа должна иметь отдельный участок в 2-3 га, отступные и охранные зоны и т. д. Поэтому между идеями европейских проектировщиков выставляется адаптер, российский проектировщик, который по большому счету много чего интересного губит. Но мы все же стараемся воплотить их идеи по максимуму. Еще одна наша головная боль, правда, уже не связанная с нормативами, – где взять профессиональную управляющую компанию, которая смогла бы обслуживать и сохранять это дворовое пространство. Скорее всего, мы создадим такую структуру внутри нашей компании, несмотря на то что это совершенно другой бизнес. Пока мы не нашли компанию, способную в достаточной мере проникнуться нашей идеологией. – География ваших проектов – это в основном крупные областные цент­ры. Их удаленность от метро вас не смущает? – Ну, во-первых, так сложилось исторически. Рынок земли – не магазин: хочу у метро, взял и купил. Во-вторых, тяги к метро особой нет. Если метро не развито, это не значит, что это конец жилищного строительства. Крупные областные центры и без него обладают достаточной покупательской активностью. Например, Янино – это стратегически важное пятно в перспективе развития строительства вообще. От «Ладожской» – 10 минут транспортом. Кроме того, мы делаем и будем делать упор на покупателя, который имеет машину. Каждый из наших проектов обеспечен достаточным числом парковочных мест – одно машино-место на квартиру. И у городского, и у областного правительства есть планы по развитию транспортной инфраструктуры районов, в которых мы ведем строительство. В перспективе, пусть и отдаленной, в Янино должно появиться метро, во Всеволожск планируют провести легкорельсовый трамвай и, возможно, расширят до шести полос автомобильную дорогу в Гатчину. С Гатчиной сегодня вообще связывается много надежд. Она активно развивается как производственный, научно-технический центр. Добавим сюда по­стоянные разговоры о переезде в Гатчину правитель­ства Ленобласти. Даже олимпийский огонь пронесли через Гатчину, а не через другой город. – Кроме перечисленных какие еще областные центры могут иметь пер­­­­­­спе­к­­­­­тиву для жилищного строи­тель­ства? – Таких почти нет. Мы строили в Выборге, Приозерске – с точки зрения экономики это были нулевые проекты. Если наши квартиры в Гатчине быстро «улетают» и с хорошей ценой, то в Выборге и Приозерске еще остались квартиры, несмотря на то что дома уже сданы. – Планируете подписать с областным правительством соглашение о детских садах в обмен на налоги? – Да, планируем. Наша дочерняя компания, которая реализует проект в Гатчине, уже зарегистрирована как налогоплательщик в области. До Нового года поставлена задача зарегистрировать и компанию, реализующую проект в Янино. Сразу после этого мы будем готовы подписать соглашение. – Какие еще шаги может предпринять правительство региона для развития диалога с застройщиками? – Тут ответ очень простой: власть должна выполнить обещания, которые она дает. Потому что чисто юридически это соглашение не имеет никакой силы. Если завтра придет другое правитель­ство, пока эта бумажка ничего не будет стоить. Застройщикам важно знать, что они смогут получить обещанный налоговый зачет. Вообще сегодня диалог с застройщиками в области налажен, и ничего лучше желать не надо – по любому вопросу можно обратиться, все согласования проходят быстро. К сожалению, в городе все не так лучезарно: чтобы добиться встречи с председателем Комитета по строительству, нужно потратить месяц или полтора и приложить для этого немало усилий. В области многие вопросы решаются на Координационных советах. У застройщиков одинаковые проблемы, только они рассредоточены в разных концах региона. Прекрасно, что есть возможность вместе подготовить решение, которое будет устраивать всех. На последнем Координационном совете вопрос о пожарном депо решался достаточно оперативно и позитивно. Мне сложно представить, что такое возможно сегодня в городе. Надеюсь, что ситуация поменяется. – Как продвигается модернизация вашей производственной единицы – Гатчинского ССК? – В августе прошлого года мы закончили первый этап модернизации (15-20% от всего объема). В августе текущего был завершен второй этап – 70% (произведен пуск линии циркулирующих паллет). Осталось обновить кассетное производ­ство. С новым современным оборудованием мы будем производить продукцию совсем другого уровня и качества. Изначально мы планировали, что около 40% продукции мы будем продавать. Но время внесло коррективы, и если еще два года назад по плану выход проектов на стадию строительства был равномерно распределен, то сегодня они фактически «свалились» в одну точку, и мы на соб­ственные нужды забираем до 95% ЖБИ. Возможно, через год-два эта пропорция изменится. Пока наши новые линии находятся на этапе выхода на плановую мощность.
рубрика: Интервью
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.