Жизнь – продолжается
О настоящем и будущем строительного комплекса Ленинградской области «Строительному Еженедельнику в Ленинградской области» рассказал председатель Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Виталий Григоренко.
– Как вы в целом оцениваете состояние строительной индустрии Ленинградской области?
– В недавнем докладе губернатору Ленинградской области о результатах деятельности комитета в отдельный раздел были выделены перемены, происходящие в отрасли в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Исходя из числа реально наблюдаемых комитетом объектов, строящихся на территории области (их около 400), можно сделать вывод, что жизнь – продолжается, что наши строители смогли выкрутиться и даже в сложившейся непростой ситуации ухитряются находить возможности для продолжения начатых строек. Брошенных или внезапно остановленных проектов на территории области нет, за исключением, как это ни прискорбно, жилищного строительства.
В этом секторе имеется пять-шесть начатых проектов жилых домов, строительство которых было приостановлено в связи с возникшими финансовыми проблемами. В то же время необходимо подчеркнуть, что эти дома не вызывают особой озабоченности администрации области, поскольку они не являются объектами долевого строительства и финансируются исключительно из денежных средств застройщиков. Здесь мы свою главную задачу видим в строгом контроле за соблюдением технологических процедур консервирования объектов, строительство которых по тем или иным причинам приостанавливается.
– Отразился ли кризис на финансировании комитета, на его контрольной деятельности?
– Губернатор Ленинградской области ясно обозначил правительству задачу: кризис никак не должен сказаться ни на ее бюджете (и он не сказывается), ни на практической работе правительственных учреждений. Комитет государственного строительного надзора финансируется из бюджета Ленинградской области в полном объеме, кризис никоим образом не повлиял на нашу обычную работу, мы в обычном режиме продолжаем выполнять свои функции.
– На ваш взгляд, существует ли специфика работы строительных организаций на территории области?
– К сожалению, затратные статьи у областных строителей – примерно такие же, как и у строителей в Санкт-Петербурге. Например, материалы в городе и в области продаются по одной цене. Но их доставка, особенно в отдаленные районы, как и доставка рабочей силы, – это одна из проблем, которая оборачивается несколько большими объемами затрат. В некоторой степени это явление нивелируется за счет достаточно удачно расположенных на территории области домостроительных комбинатов. В этой ситуации вполне уверенно себя чувствуют местные строительные организации, которые имеют здесь вес, располагают большими объемами заказов. А «пришельцы» из других регионов нередко неожиданно для себя обнаруживают, что объем их реальных затрат оказывается существенно больше того, на который они рассчитывали. Впоследствии, когда они стараются реализовать свою более дорогую недвижимость, они сталкиваются и с проблемой спроса на нее, так как в области желающих купить дорогое жилье гораздо меньше, чем в Петербурге.
– Какие из статистических данных, характеризующих деятельность комитета, вы считаете наиболее существенными?
– От статистики мы стараемся быть подальше. Главное в функции надзора – не количественные показатели, а качественные – устойчивость и надежность. Пожалуй, о статистике могу сказать, что в 2009 году комитетом вынесено 178 постановлений по делам об административных правонарушениях и назначено штрафов приблизительно на 9 миллионов рублей. Суммы штрафов были перечислены в бюджеты муниципальных образований по месту совершения правонарушений.
Если говорить о сумме наложенных взысканий, то это – не много. Но если о количестве – то это очень много. Число правонарушений не растет, оно стабилизировалось приблизительно на одном уровне. И оно свидетельствует о том, что проблема качества строительства, к сожалению, существует. Оно наглядно (и нелицеприятно) оценивается большим числом административных постановлений. И корень этой проблемы – в качестве профессиональной подготовки специалистов строительных специальностей. Наиболее распространенными являются такие правонарушения, как отступление от проекта, следующее по значимости – строительство без разрешения. И затем – эксплуатация объекта, не введенного в строй в установленном порядке. Это – три наиболее популярные позиции.
– Как вы оцениваете перспективы строительного сектора экономики Ленинградской области после перехода отрасли на саморегулирование?
– Огромный «плюс» саморегулирования заключается в том, что появляется организация, которая создает коллективный страховой фонд. Трудно сказать, как это будет реализовано на практике, но в конечном счете меры, предпринимаемые саморегулируемыми организациями, будут способствовать и повышению профессионального уровня сотрудников входящих в такую организацию компаний. Разумеется, это потребует некоторого времени, как мне кажется – 2-3 лет с момента запуска механизма саморегулирования. Только тогда в полном объеме придет понимание всей меры ответственности организации за то, что будет неправильно построено всеми ее членами. Сегодня строители еще не знают всех многочисленных проблем, с которыми постоянно сталкиваются страховые компании. Думаю, для них это будет представлять отдельную большую задачу.
С большим сожалением должен сказать, что вижу и еще одну серьезную проблему: в складывающейся сегодня системе саморегулирования на строительном рынке не смогут выжить многие мелкие компании. С одной стороны, они больше не имеют возможности, как это было раньше, без особых затрат и проблем получить лицензию на право профессиональной деятельности. С другой стороны – они не располагают достаточными денежными средствами для финансирования своего постоянного участия в саморегулируемой организации в соответствии с нормами новых российских законов, которые не в полной мере учитывают реальные возможности небольших фирм. Я вижу в этом серьезную проблему.
– В связи с недостаточной проработкой нормативной базы саморегулирования и отсутствием опыта практического применения новых механизмов некоторые эксперты опасаются, что момент перехода отрасли на саморегулирование станет «моментом торможения», если не паралича, отрасли. Вы не разделяете эти опасения?
– Никакого отраслевого кризиса не случится, в этом я уверен на 100 процентов. Но проблемы, безусловно, будут. Некоторые из них очевидны уже сейчас – например, при проведении муниципальными органами власти тендеров на выполнение всякого рода мелких ремонтных работ или капитальных ремонтов небольших объектов. Крупные компании в этих тендерах участвовать не станут, поскольку их «мелочевка» не интересует, что называется, по определению. А позволить участвовать в тендере мелкой компании, не имеющей средств для вступления в саморегулируемую организацию и получения соответствующего допуска на право производства работ, – невозможно. Таким образом, в сфере мелких муниципальных контрактов существует угроза образования «белого пятна». Как и кем это пятно будет закрыто – совершенно непонятно. Я пока не вижу выхода из этой ситуации. Этим вопросом всерьез озабочены и руководители Ленинградской области. Как, кстати, и вопросом консолидации областного строительного комплекса и создания своей строительной саморегулируемой организации. Подчеркну, организации непременно территориальной, областной, поскольку это – вопрос престижа региона.
– Чего бы вы хотели пожелать строителям области?
– Пользуясь случаем, я от всей души желаю всем строителям Ленинградской области побольше заказов и хорошего кредитования. Это сейчас самое главное. Остальное наши строители способны сделать сами.
– Как вы в целом оцениваете состояние строительной индустрии Ленинградской области?
– В недавнем докладе губернатору Ленинградской области о результатах деятельности комитета в отдельный раздел были выделены перемены, происходящие в отрасли в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Исходя из числа реально наблюдаемых комитетом объектов, строящихся на территории области (их около 400), можно сделать вывод, что жизнь – продолжается, что наши строители смогли выкрутиться и даже в сложившейся непростой ситуации ухитряются находить возможности для продолжения начатых строек. Брошенных или внезапно остановленных проектов на территории области нет, за исключением, как это ни прискорбно, жилищного строительства.
В этом секторе имеется пять-шесть начатых проектов жилых домов, строительство которых было приостановлено в связи с возникшими финансовыми проблемами. В то же время необходимо подчеркнуть, что эти дома не вызывают особой озабоченности администрации области, поскольку они не являются объектами долевого строительства и финансируются исключительно из денежных средств застройщиков. Здесь мы свою главную задачу видим в строгом контроле за соблюдением технологических процедур консервирования объектов, строительство которых по тем или иным причинам приостанавливается.
– Отразился ли кризис на финансировании комитета, на его контрольной деятельности?
– Губернатор Ленинградской области ясно обозначил правительству задачу: кризис никак не должен сказаться ни на ее бюджете (и он не сказывается), ни на практической работе правительственных учреждений. Комитет государственного строительного надзора финансируется из бюджета Ленинградской области в полном объеме, кризис никоим образом не повлиял на нашу обычную работу, мы в обычном режиме продолжаем выполнять свои функции.
– На ваш взгляд, существует ли специфика работы строительных организаций на территории области?
– К сожалению, затратные статьи у областных строителей – примерно такие же, как и у строителей в Санкт-Петербурге. Например, материалы в городе и в области продаются по одной цене. Но их доставка, особенно в отдаленные районы, как и доставка рабочей силы, – это одна из проблем, которая оборачивается несколько большими объемами затрат. В некоторой степени это явление нивелируется за счет достаточно удачно расположенных на территории области домостроительных комбинатов. В этой ситуации вполне уверенно себя чувствуют местные строительные организации, которые имеют здесь вес, располагают большими объемами заказов. А «пришельцы» из других регионов нередко неожиданно для себя обнаруживают, что объем их реальных затрат оказывается существенно больше того, на который они рассчитывали. Впоследствии, когда они стараются реализовать свою более дорогую недвижимость, они сталкиваются и с проблемой спроса на нее, так как в области желающих купить дорогое жилье гораздо меньше, чем в Петербурге.
– Какие из статистических данных, характеризующих деятельность комитета, вы считаете наиболее существенными?
– От статистики мы стараемся быть подальше. Главное в функции надзора – не количественные показатели, а качественные – устойчивость и надежность. Пожалуй, о статистике могу сказать, что в 2009 году комитетом вынесено 178 постановлений по делам об административных правонарушениях и назначено штрафов приблизительно на 9 миллионов рублей. Суммы штрафов были перечислены в бюджеты муниципальных образований по месту совершения правонарушений.
Если говорить о сумме наложенных взысканий, то это – не много. Но если о количестве – то это очень много. Число правонарушений не растет, оно стабилизировалось приблизительно на одном уровне. И оно свидетельствует о том, что проблема качества строительства, к сожалению, существует. Оно наглядно (и нелицеприятно) оценивается большим числом административных постановлений. И корень этой проблемы – в качестве профессиональной подготовки специалистов строительных специальностей. Наиболее распространенными являются такие правонарушения, как отступление от проекта, следующее по значимости – строительство без разрешения. И затем – эксплуатация объекта, не введенного в строй в установленном порядке. Это – три наиболее популярные позиции.
– Как вы оцениваете перспективы строительного сектора экономики Ленинградской области после перехода отрасли на саморегулирование?
– Огромный «плюс» саморегулирования заключается в том, что появляется организация, которая создает коллективный страховой фонд. Трудно сказать, как это будет реализовано на практике, но в конечном счете меры, предпринимаемые саморегулируемыми организациями, будут способствовать и повышению профессионального уровня сотрудников входящих в такую организацию компаний. Разумеется, это потребует некоторого времени, как мне кажется – 2-3 лет с момента запуска механизма саморегулирования. Только тогда в полном объеме придет понимание всей меры ответственности организации за то, что будет неправильно построено всеми ее членами. Сегодня строители еще не знают всех многочисленных проблем, с которыми постоянно сталкиваются страховые компании. Думаю, для них это будет представлять отдельную большую задачу.
С большим сожалением должен сказать, что вижу и еще одну серьезную проблему: в складывающейся сегодня системе саморегулирования на строительном рынке не смогут выжить многие мелкие компании. С одной стороны, они больше не имеют возможности, как это было раньше, без особых затрат и проблем получить лицензию на право профессиональной деятельности. С другой стороны – они не располагают достаточными денежными средствами для финансирования своего постоянного участия в саморегулируемой организации в соответствии с нормами новых российских законов, которые не в полной мере учитывают реальные возможности небольших фирм. Я вижу в этом серьезную проблему.
– В связи с недостаточной проработкой нормативной базы саморегулирования и отсутствием опыта практического применения новых механизмов некоторые эксперты опасаются, что момент перехода отрасли на саморегулирование станет «моментом торможения», если не паралича, отрасли. Вы не разделяете эти опасения?
– Никакого отраслевого кризиса не случится, в этом я уверен на 100 процентов. Но проблемы, безусловно, будут. Некоторые из них очевидны уже сейчас – например, при проведении муниципальными органами власти тендеров на выполнение всякого рода мелких ремонтных работ или капитальных ремонтов небольших объектов. Крупные компании в этих тендерах участвовать не станут, поскольку их «мелочевка» не интересует, что называется, по определению. А позволить участвовать в тендере мелкой компании, не имеющей средств для вступления в саморегулируемую организацию и получения соответствующего допуска на право производства работ, – невозможно. Таким образом, в сфере мелких муниципальных контрактов существует угроза образования «белого пятна». Как и кем это пятно будет закрыто – совершенно непонятно. Я пока не вижу выхода из этой ситуации. Этим вопросом всерьез озабочены и руководители Ленинградской области. Как, кстати, и вопросом консолидации областного строительного комплекса и создания своей строительной саморегулируемой организации. Подчеркну, организации непременно территориальной, областной, поскольку это – вопрос престижа региона.
– Чего бы вы хотели пожелать строителям области?
– Пользуясь случаем, я от всей души желаю всем строителям Ленинградской области побольше заказов и хорошего кредитования. Это сейчас самое главное. Остальное наши строители способны сделать сами.
рубрика:
Власть
автор:
Михаил Журавлев