У России есть две проблемы – одну из них власти обещают скоро решить
«Свет в конце тоннеля» блеснул перед автодорожной инфраструктурой Ленинградской области. Власти области успешно решили одну большую и давнюю проблему – поделили собственность с федеральным центром.
В ближайших планах – покончить с другой – с хроническими недоремонтами региональных автотрасс. Заодно изменили и технологию торгов государственными контрактами.
Об этом сообщил журналистам председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил Козьминых, демонстрируя, как кипит работа по восстановлению 16-километрового участка дороги «Магистральная» (от 234-го до 250-го км). Передачей этой трассы в региональную собственность завершилась не только затянувшаяся на 4 года тяжба двух уровней власти, но и исторический процесс дележа между ними дорожной собственности, находящейся на территории области.
Как рассказал председатель комитета, раньше разрушающаяся дорога находилась в ведении федерального Севзапуправтодора и область при всем желании не имела права финансировать федеральную трассу. В 2005 году ее содержание полностью прекратилось, и вплоть до 2009 года шли юридические споры о принадлежности ее северного полукольца (от трассы «Скандинавия» до района поселка им. Морозова). Когда споры зашли в тупик, гордиев узел пришлось рубить волевым решением губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова.
Как сказал Михаил Козьминых, в условиях кризиса «было принято взвешенное, обоснованное и очень серьезное решение». В июле были подписаны акты приема-передачи, дорога вернулась в состав собственности Ленинградской области, и началось ее восстановление, которое полностью завершится в 2010 году.
«Я считаю, что удалось решить самую большую дорожную проблему Ленинградской области. Это был последний участок, которую мы делили с федеральной дорожной сетью. Теперь мы будем заниматься лишь подходами к городам, принимать их либо в региональную, либо в муниципальную собственность, а обходы городов будет забирать федеральная дорожная сеть. Поэтому процессы разделения будут идти, однако они уже не будут спорными», – сказал Михаил Козьминых.
Как пояснил Сергей Дымов, генеральный директор ремонтирующего дорогу ООО «Дорожник 2004», общая протяженность участка работ – 16 км, срок их завершения по контракту – 15 октября, сумма контракта составляет 38 млн рублей. Принимая во внимание климатические условия, строители постарались еще в сентябре завершить все асфальтобетонные работы. В октябре останется лишь доделать обочины.
Говоря о цене контракта, Сергей Дымов пояснил, что цена текущего ремонта квадратного метра дороги может колебаться от 600 до 1500 рублей в зависимости от ее конструкции. Стоимость работ на конкретном участке определяет заказчик, который проводит тендер. В аукционе на право ремонта «Магистральной» приняли участие более 10 компаний.
Обратная сторона кризиса
Секретом поделился Михаил Козьминых: «В этом году сложилась уникальная ситуация – почти на все контракты претендовали по 10-12 компаний. Причем не каких-то «однодневок», а известных и уважаемых фирм. Экономия в результате торгов достигала 20-30 процентов, что позволило за счет образовавшихся 200 миллионов рублей произвести дополнительное финансирование ремонта дорог. По внеплановым контрактам пришлось срочно организовывать торги.
Какие из работ будут выполнены в этом году – зависит от погодных условий. Мы создадим задел, чтобы в 2010 году начать работу уже в мае месяце». Первоначально планы 2009 года предусматривали ремонт около 420 км дорог области, но реально достигнутая экономия позволит отремонтировать около 500 км. «Объем финансирования, который сейчас заложен на эти цели в проекте бюджета на 2010 год, дает основания надеяться на то, что близкая сумма будет выделена и в 2011 году. Но уже сейчас можно говорить о том, что по сравнению с прошлым годом состояние областных дорог на прилегающих к Петербургу участках существенно изменилось. Не признать это – невозможно», – считает Михаил Козьминых.
Принципы честной борьбы
В чем же заключается секрет успеха? Работа была проведена большая. И реальная конкурентная среда создала новые условия для работы всех участников рынка. Весь комплекс работ, включая их качество и сроки, детально прописан в контрактах. По закону, аукцион отличается от конкурса тем, что участникам не предлагается никаких дополнительных условий. Для участия в аукционе им достаточно представить Устав и свидетельство о регистрации или о постановке компании на налоговый учет.
Но Михаил Козьминых рассказал, как заказчик нашел возможность защитить себя: «Во-первых, мы решительно отказались от авансирования работ, чего добивались в течение 3 лет. Сегодня ни один наш подрядчик аванса не получает. Это сразу отсекает компании, интерес которых состоит в том, чтобы схватить аванс и убежать. Во-вторых, мы разрешили подрядчику, который в честной борьбе победил на аукционе, получать заработанные деньги хоть "день в день". Это значит, что положив хоть 1 километр, хоть 100 метров асфальта, он может идти в кассу ГУ «Ленавтодор», предъявить справку-подтверждение объема и качества выполненных работ и получить деньги. Кроме того, участник аукциона деньгами подтверждает свою заявку. Например, при розыгрыше 100-миллионного лота он должен на время участия в аукционе положить "в копилку" 5 миллионов рублей. Мы и этим страхуемся: не каждой мелкой или средней руки компании такой залог по силам. В области должны работать платежеспособные организации, которые смогут выполнять гарантийные обязательства. Таким образом, условия торгов одновременно комфортные для подрядчика и достаточно жесткие, чтобы отсечь разного рода мошенников».
Сергей Дымов добавил: «Созданная заказчиком конкурентная среда приводит стоимость работ к такому ценовому уровню, что успешно конкурировать могут только подрядчики, которые располагают собственной техникой, своими асфальтобетонными заводами и прочим. Таким образом, подрядчики, не имеющие собственных мощностей и покупающие материалы на рынке, не могут уложиться в заданные ценовые рамки. Хороши для сильных организаций и жесткие сроки исполнения контракта: чем больше объем ежедневной выработки, тем экономичнее получается работа».
С недоремонтами будет покончено
Председатель Комитета по дорожному хозяйству собирается продолжать опыт 2008–2009 годов, когда акцент делался на недоремонтах в нескольких ведущих районах области. По его словам, хватает средств, чтобы сделать такую же программу на 2010 год: власти области сохранят объем финансирования на уровне около 5 млрд рублей. «Если ничего не изменится и кризис не пройдет (а то подрядчики разбалуются), мы можем войти в 2011 год без недоремонтов. Такие амбиции есть, и они подтверждены цифрами. Если на будущий год заняться только ремонтом (на это есть почти 3 миллиарда рублей), то можно сделать почти 1 тысячу километров дорог – именно столько необходимо ежегодно для их поддержания. Если мы на эту цифру выйдем, что может произойти в следующем году, то технически мы покончим с недоремонтами на всей территории области», – говорит Михаил Козьминых.
Пока в работе находится концепция восстановления прилегающих к Петербургу областных дорог с максимальной интенсивностью движения – выходов во Всеволожский, Выборгский, Гатчинский и Ломоносовский районы, на которых интенсивность движения превышает 40 тыс. автомашин в сутки. Основные выезды уже приведены в порядок, и ремонтные работы (почти на 400 млн рублей) переместились в Гатчинский район. По остальным районам суммы пока составляют по 50–70 млн рублей. Но на следующий год основное транспортное кольцо вокруг Петербурга будет закончено, и можно будет более плотно заняться другими районами (Сланцевским, Кингисеппским, Тосненским).
В ближайших планах – покончить с другой – с хроническими недоремонтами региональных автотрасс. Заодно изменили и технологию торгов государственными контрактами.
Об этом сообщил журналистам председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил Козьминых, демонстрируя, как кипит работа по восстановлению 16-километрового участка дороги «Магистральная» (от 234-го до 250-го км). Передачей этой трассы в региональную собственность завершилась не только затянувшаяся на 4 года тяжба двух уровней власти, но и исторический процесс дележа между ними дорожной собственности, находящейся на территории области.
Как рассказал председатель комитета, раньше разрушающаяся дорога находилась в ведении федерального Севзапуправтодора и область при всем желании не имела права финансировать федеральную трассу. В 2005 году ее содержание полностью прекратилось, и вплоть до 2009 года шли юридические споры о принадлежности ее северного полукольца (от трассы «Скандинавия» до района поселка им. Морозова). Когда споры зашли в тупик, гордиев узел пришлось рубить волевым решением губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова.
Как сказал Михаил Козьминых, в условиях кризиса «было принято взвешенное, обоснованное и очень серьезное решение». В июле были подписаны акты приема-передачи, дорога вернулась в состав собственности Ленинградской области, и началось ее восстановление, которое полностью завершится в 2010 году.
«Я считаю, что удалось решить самую большую дорожную проблему Ленинградской области. Это был последний участок, которую мы делили с федеральной дорожной сетью. Теперь мы будем заниматься лишь подходами к городам, принимать их либо в региональную, либо в муниципальную собственность, а обходы городов будет забирать федеральная дорожная сеть. Поэтому процессы разделения будут идти, однако они уже не будут спорными», – сказал Михаил Козьминых.
Как пояснил Сергей Дымов, генеральный директор ремонтирующего дорогу ООО «Дорожник 2004», общая протяженность участка работ – 16 км, срок их завершения по контракту – 15 октября, сумма контракта составляет 38 млн рублей. Принимая во внимание климатические условия, строители постарались еще в сентябре завершить все асфальтобетонные работы. В октябре останется лишь доделать обочины.
Говоря о цене контракта, Сергей Дымов пояснил, что цена текущего ремонта квадратного метра дороги может колебаться от 600 до 1500 рублей в зависимости от ее конструкции. Стоимость работ на конкретном участке определяет заказчик, который проводит тендер. В аукционе на право ремонта «Магистральной» приняли участие более 10 компаний.
Обратная сторона кризиса
Секретом поделился Михаил Козьминых: «В этом году сложилась уникальная ситуация – почти на все контракты претендовали по 10-12 компаний. Причем не каких-то «однодневок», а известных и уважаемых фирм. Экономия в результате торгов достигала 20-30 процентов, что позволило за счет образовавшихся 200 миллионов рублей произвести дополнительное финансирование ремонта дорог. По внеплановым контрактам пришлось срочно организовывать торги.
Какие из работ будут выполнены в этом году – зависит от погодных условий. Мы создадим задел, чтобы в 2010 году начать работу уже в мае месяце». Первоначально планы 2009 года предусматривали ремонт около 420 км дорог области, но реально достигнутая экономия позволит отремонтировать около 500 км. «Объем финансирования, который сейчас заложен на эти цели в проекте бюджета на 2010 год, дает основания надеяться на то, что близкая сумма будет выделена и в 2011 году. Но уже сейчас можно говорить о том, что по сравнению с прошлым годом состояние областных дорог на прилегающих к Петербургу участках существенно изменилось. Не признать это – невозможно», – считает Михаил Козьминых.
Принципы честной борьбы
В чем же заключается секрет успеха? Работа была проведена большая. И реальная конкурентная среда создала новые условия для работы всех участников рынка. Весь комплекс работ, включая их качество и сроки, детально прописан в контрактах. По закону, аукцион отличается от конкурса тем, что участникам не предлагается никаких дополнительных условий. Для участия в аукционе им достаточно представить Устав и свидетельство о регистрации или о постановке компании на налоговый учет.
Но Михаил Козьминых рассказал, как заказчик нашел возможность защитить себя: «Во-первых, мы решительно отказались от авансирования работ, чего добивались в течение 3 лет. Сегодня ни один наш подрядчик аванса не получает. Это сразу отсекает компании, интерес которых состоит в том, чтобы схватить аванс и убежать. Во-вторых, мы разрешили подрядчику, который в честной борьбе победил на аукционе, получать заработанные деньги хоть "день в день". Это значит, что положив хоть 1 километр, хоть 100 метров асфальта, он может идти в кассу ГУ «Ленавтодор», предъявить справку-подтверждение объема и качества выполненных работ и получить деньги. Кроме того, участник аукциона деньгами подтверждает свою заявку. Например, при розыгрыше 100-миллионного лота он должен на время участия в аукционе положить "в копилку" 5 миллионов рублей. Мы и этим страхуемся: не каждой мелкой или средней руки компании такой залог по силам. В области должны работать платежеспособные организации, которые смогут выполнять гарантийные обязательства. Таким образом, условия торгов одновременно комфортные для подрядчика и достаточно жесткие, чтобы отсечь разного рода мошенников».
Сергей Дымов добавил: «Созданная заказчиком конкурентная среда приводит стоимость работ к такому ценовому уровню, что успешно конкурировать могут только подрядчики, которые располагают собственной техникой, своими асфальтобетонными заводами и прочим. Таким образом, подрядчики, не имеющие собственных мощностей и покупающие материалы на рынке, не могут уложиться в заданные ценовые рамки. Хороши для сильных организаций и жесткие сроки исполнения контракта: чем больше объем ежедневной выработки, тем экономичнее получается работа».
С недоремонтами будет покончено
Председатель Комитета по дорожному хозяйству собирается продолжать опыт 2008–2009 годов, когда акцент делался на недоремонтах в нескольких ведущих районах области. По его словам, хватает средств, чтобы сделать такую же программу на 2010 год: власти области сохранят объем финансирования на уровне около 5 млрд рублей. «Если ничего не изменится и кризис не пройдет (а то подрядчики разбалуются), мы можем войти в 2011 год без недоремонтов. Такие амбиции есть, и они подтверждены цифрами. Если на будущий год заняться только ремонтом (на это есть почти 3 миллиарда рублей), то можно сделать почти 1 тысячу километров дорог – именно столько необходимо ежегодно для их поддержания. Если мы на эту цифру выйдем, что может произойти в следующем году, то технически мы покончим с недоремонтами на всей территории области», – говорит Михаил Козьминых.
Пока в работе находится концепция восстановления прилегающих к Петербургу областных дорог с максимальной интенсивностью движения – выходов во Всеволожский, Выборгский, Гатчинский и Ломоносовский районы, на которых интенсивность движения превышает 40 тыс. автомашин в сутки. Основные выезды уже приведены в порядок, и ремонтные работы (почти на 400 млн рублей) переместились в Гатчинский район. По остальным районам суммы пока составляют по 50–70 млн рублей. Но на следующий год основное транспортное кольцо вокруг Петербурга будет закончено, и можно будет более плотно заняться другими районами (Сланцевским, Кингисеппским, Тосненским).
рубрика:
Инфраструктура
автор:
Михаил Журавлев