Усть-Лужский гигант

Один из важнейших инвестиционных проектов страны – морской торговый порт Усть-Луга – находится на территории Ленинградской области и даже в период экономического кризиса показывает обнадеживающие экономические результаты.

Сегодня не только продолжают работать уже введенные грузовые мощности порта, но и вводятся в работу новые объекты.
По частям – проще
Строительство порта Усть-Луга в юго-восточной части Финского залива продолжается уже более 15 лет в рамках целевой федеральной программы «Развитие транспортной системы РФ». Он призван увеличить товарооборот России со странами Европейского союза и перетянуть часть российских грузов с портов Прибалтики на себя. Порт является универсальным и будет переваливать около 20 видов различных грузов.
Изначально предполагалось строить порт единым комплексом, однако непомерно высокая стоимость строительства заставила искать другое решение. В 1999 году заказчиком-застройщиком ОАО «Компания Усть-Луга» было принято решение разбить основной проект на несколько инвестиционных составляющих. Теперь территория портового комплекса застраивается «по частям» на основе государственно-частного партнерства, где бизнес взял на себя бремя строительства терминальных мощностей, а государство – обеспечение необходимой инфраструктурой.
Преимущества Усть-Лужского порта – это его близкое расположение к европейским странам, благоприятная климатическая обстановка и естественные глубины акватории. Период ледовой проводки в этом месте составляет около 40 дней в году, поэтому суда могут заходить в Усть-Лугу практически целый год. Естественные глубины дна в сочетании с коротким подходным каналом (длина 3,7 км) делают порт единственным среди российских портов на Балтике, способным принимать сухогрузные суда водоизмещением до 75 тыс. тонн и наливные суда – до 120 тыс. тонн.
Сегодня в акватории порта ведутся работы по расширению и углублению южного подходного канала, в результате чего появится возможность принимать суда с осадкой до 13,7 м. По информации специалистов Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» (выполняет работы по углублению), работы завершатся до конца этого года.
Логика логистики
Однако порт – это не только сами терминальные мощности, но и транспортная инфраструктура. Чтобы обеспечить возможность доставки всех грузов по железной дороге, в этом году будет реконструирован участок путей Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к порту. На эти цели ОАО «РЖД» направит в 2009 году 4,4 млрд рублей. Также будет построена и новая станция Лужская, по которой, по информации пресс-службы Октябрьской железной дороги, работы уже близятся к завершению.
Немаловажную роль для логистики играет автомобильный транспорт и автодороги. В этом году уже реконструирована дорога от порта до трассы Нарва (М-11), также отремонтирована сама дорога М-11. Некоторое время назад, еще до кризиса, планировалось построить новую трассу Усть-Луга – Великий Новгород, которая бы обеспечивала вывод грузового транспорта в центральную Россию в обход Петербурга и Московского шоссе, однако из-за экономического спада этот проект отложен на неопределенный срок.
Достижения и результаты
Генеральным планом порта предполагается, что на его территории разместятся 16 терминальных комплексов. Сегодня построено и работает шесть объектов – это терминал по перегрузке угля, Серный терминал, Универсальный перегрузочный комплекс, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» и лесной терминал «Фактор». Причем Серный терминал, переваливающий техническую серу на экспорт, фактически начал работу только весной этого года.
Лесной терминал «Фактор» в прошлом году стал главным экспортером круглого леса на Северо-Западе страны, однако звучали предложения о его перепрофилировании на перевалку насыпных грузов. Паромный комплекс обслуживает движение по линии Усть-Луга – Балтийск, также в этом году открылось паромное сообщение с Германией. Угольный терминал работает уже с 2003 года, и до последнего времени только он обеспечивал грузооборот порта. Так, в прошлом году им было перевалено более 6 млн тонн угля.
С расширением в 2008 году пункта пропуска на другие терминалы в порту стала возможна более активная грузовая деятельность. За первое полугодие этого года, по информации пресс-службы ОАО «Компания Усть-Луга», в порту было обработано около 4,4 млн тонн грузов, что на 27,4% больше соответствующего периода 2008 года. В период кризиса, когда в начале года наблюдалось общее снижение грузооборота российских портов почти на 30% в месяц, такие цифры не могут не обнадеживать. А за 8 месяцев 2009 года объем перевалки порта составил 6,24 млн тонн, что на 37% больше, чем за тот же период прошлого года.
Несмотря на то что пока вошла в строй только первая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», предназначенная для перевалки накатных грузов, с начала этого года перегружено 11 тыс. автомобилей – такие данные обнародовало ИАА «ПортНьюс». На терминале сейчас в основном ведется обработка автомобилей Toyota, Lexus и Hyundai. К 2012 году комплекс планируется вывести на проектную мощность, через него будет перегружаться 500 тыс. автомобилей в год. Предполагается, что введение полной мощности автомобильного комплекса «Юг-2» наряду с другими строящимися терминалами в Ленобласти и Петербурге позволят «оттянуть на себя» до половины российских накатных грузов, которые сегодня идут транзитом через финские порты, откуда они уже наземным транспортом доставляются на Северо-Запад России.
В настоящее время компания готовит к вводу в эксплуатацию второй пусковой комплекс «Юга-2», работа которого может начаться уже осенью этого года. Весь МПК суммарно рассчитан на перевалку 4,5 млн тонн грузов, причем перевозка генеральных грузов будет также осуществляться паромами ро-ро. На территории «Юга-2» также будет создан складской логистический центр, где будут храниться и дорабатываться поступившие в порт автомобили.
Следы кризиса
В конце этого года ожидалось, что в порту заработает и новый контейнерный терминал мощностью в 3 млн TEUs, который реализует ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК). Однако в августе этого года в ряде российских СМИ прошла информация о том, что завершение строительства этого терминала находится под угрозой из-за проблем с финансированием. Так, один из учредителей НКК – компания Fesco – заявляла о нецелесообразности вложения инвестиций в проект в условиях кризиса. Но уже в конце сентября заместитель генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Александр Головизнин сообщил журналистам на международной конференции «За кризисной чертой. Новые векторы развития водного транспорта» в рамках выставки «Нева-2009», что компания получила письменное уведомление от руководства Усть-Лужского контейнерного терминала (принадлежит НКК) о вводе в эксплуатацию контейнерного терминала до конца 2010 года, что наводит на мысль о разрешении проблемы финансирования строительства.
Планы и перспективы
В этом году будет введен в эксплуатацию новый нефтеналивной терминал, который специализируется на перевалке мазута и дизельного топлива на экспорт. Его проектная мощность составляет около 10 млн тонн в год. На этот терминал нефтепродукты будут поступать железнодорожным транспортом, а далее идти морским путем на экспорт. В перспективе терминал будет расширен до 25 млн тонн нефтепродуктов в год. Эксперты полагают, что он может стать конкурентом городскому Петербургскому нефтяному терминалу и оттянет на себя объемы нефтепродуктов, которые до сих пор переваливает ПНТ.
Кроме этого, порт Усть-Луга был признан федеральным правительством конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Строительство БТС-2 уже началось летом этого года, и завершить его планируется до 2012 года. В перспективе трубопроводная система будет обеспечивать порт Усть-Луга до 50 млн тонн сырой нефти в год для ее экспортирования. Планируется, что перевалка нефти будет идти через Усть-Лужский бункеровочный комплекс и комплекс наливных грузов, которые связаны вместе инженерно и технологически. Сейчас компания «Транснефть» ведет переговоры с владельцем бункеровочного комплекса о покупке в нем доли.
Строительство и работа порта таких амбиций предполагает и развитие прилегающих территорий, и строительство жилья для портовиков. Сегодня в порту работает около 2,5 тыс. сотрудников, однако к 2015 году планируется их увеличение до 8 тыс. человек. Для обеспечения жильем сегодняшних и будущих сотрудников порта и их семей ОАО «Компания Усть-Луга» намерена построить новый город на 35 тыс. жителей. Начать работы по возведению первой очереди нового города намечается на конец следующего года.
В ближайшие годы в порту Усть-Луга планируется построить комплекс перевалки стабильного газового конденсата (инвестор ОАО «Новатэк»), терминал по перевалке сжиженного углеводородного газа (ОАО «Сибур Холдинг»), комплекс перевалки алюминия и глинозема («Русал»), района генеральных грузов. Вблизи порта предполагается создание таких комплексов, как ООО «Перегрузочный пункт» в устье реки Луги и автомобильный терминал «Новая Гавань» в портовом районе Вистино.

Досье:

Заказчик-застройщик – ОАО «Компания Усть-Луга».
Основными акционерами ОАО «Компания Усть-Луга» являются ОАО «РЖД» и правительство Ленинградской области. Строительство реализуется на основе государственно-частного партнерства за счет средств федерального инвестиционного фонда и частных структур.

Грузооборот порта
• 2006 г. – 3,78 млн тонн.
• 2007 г. – 7,14 млн тонн.
• 2008 г. – 6,9 млн тонн.
• За 8 месяцев 2009 г. – 6,2 млн тонн (рост 37% относительно 2008 года).
Основную долю в общем объеме перевалки в порту составил уголь. Судооборот порта достиг 657 единниц (330 входов и 327 выходов).
К 2015 году грузооборот должен достичь 170 млн тонн в год.
Сегодня в строящемся порту Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) трудится более 2 тыс. человек. К 2015 году количество рабочих мест увеличится до 10-15 тыс. человек.
рубрика: Инфраструктура
автор: Инна Лушина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.