Когда свалки станут «полигонами отходов»?
Областные свалки бытовых отходов, политкорректно называемые сегодня «полигонами», пока лишь имеют шанс когда-нибудь стать цивилизованными местами приема мусора.
Как говорит Юрий Шевчук, председатель Санкт-Петербургского отделения экологической организации Международный Зеленый крест, «сегодня их в области много, но вскоре может стать заметно меньше».
По его словам, концепция обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), второе чтение которой на днях провела комиссия областного Законодательного собрания, предусматривает строительство новых, экологически более безопасных сооружений взамен закрывающихся, которые не отвечают современным требованиям.
Областным органом государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами является Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. По данным комитета, сегодня на территории области располагаются 12 действующих и два строящихся полигона. Сотни проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенных специалистами комитета в течение первого полугодия 2009 года, дали почти абсолютный результат: следствием 599 контрольных рейдов стало возбуждение 528 дел об административных правонарушениях. Инспекторы наказали нарушителей, наложив на них 370 штрафов на общую сумму почти 8 млн рублей. Разумеется, они выдали и предписания об устранении выявленных нарушений.
Наиболее популярные среди них – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, нарушение правил пользования природными ресурсами, несоблюдение общих экологических требований и нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
Разумеется, сотрудники комитета выявили и огромное количество незаконных свалок. Только в течение I квартала 2009 года на территории Ленинградской области обнаружилось 1653 «места несанкционированного размещения отходов». Половину из них (827 свалок с общим объемом мусора более 13 тыс. куб. м) уже ликвидировали, процесс уборки остальных находится под контролем инспекторов. Взамен по предписаниям комитета было установлено 434 дополнительных мусорных контейнера.
В ходе 82 проверок садоводческих товариществ обнаружено 147 нарушений природоохранного законодательства. Да что там садоводы – даже власти не остались в стороне: в течение первого полугодия 2009 года было возбуждено 82 дела об административных правонарушениях в отношении муниципальных образований, которые не только нарушали правила обращения с отходами, но и игнорировали ранее выданных им комитетом предписания.
Статистика говорит, что на территории Ленинградской области ежегодно образуется около 4,3 млн тонн отходов, относящихся более чем к 400 видам. Их подавляющее большинство (около 90%) относится к III-IV классам опасности. Кроме того, на промышленных предприятиях области хранится еще почти 25 млн тонн накопленных отходов. В довершение всего, сюда же из Петербурга ежегодно вывозятся около 800 тыс. тонн различных отходов.
Для размещения таких объемов мусора на территории области имеется около 200 постоянных специализированных мест. Но только 12 полигонов (три – во Всеволожском районе, два – в Гатчинском, по одному полигону – в Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Киришском, Ломоносовском, Лужском и Тосненском районах), по мнению комитета, в полной мере соответствуют требованиям природоохранного законодательства; именно они в большей степени используются для нужд Петербурга.
А вот что говорит Юрий Шевчук: «Полигонов в области – по два-три в каждом районе. Многие из них – очень старые и плохие. Кроме них, под строительный мусор используют старые карьеры. Сейчас создается новая концепция, предусматривающая сокращение количества полигонов более чем вдвое, обязательный сбор и вывоз мусора из садоводств (они у нас – главные мусорщики в лесах), дальние перевозки мусора на мощных и емких мусоровозах (практически – автопоездах), где мусор прессуется. Разумеется, понадобится финансирование, но начало будет положено».
В конце прошлого месяца состоялось очередное заседание общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, в ходе которого, в частности, рассматривался и вопрос организации процесса обращения с отходами производства и потребления и одна из его важнейших составляющих – эффективный учет отходов. Без точной оценки количества мусора сложно (если вообще возможно) наладить эффективный контроль за его вывозом на лицензированные полигоны.
Поэтому Северо-Западным отделением федерального центра благоустройства и обращения отходов была проведена инвентаризация отходов, образующихся на территории муниципальных образований. А Законодательное собрание Ленинградской области решило провести инвентаризацию садоводческих товариществ для определения реальных объемов образующихся отходов и включения этих объемов в комплексную схему санитарной очистки территорий муниципальных образований.
Беспокойство экологов вызвало состояние мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе (МПБО-2). Членам Экологического совета постоянно поступают письма от жителей садоводств Ленинградской области, расположенных вблизи этого предприятия. В частности, они жалуются на складирование отходов за пределами территории завода, проверку работы которого члены совета попросили провести природоохранные прокуратуры Петербурга и Ленинградской области.
В справке, подготовленной экспертами «Зеленого креста» для губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, в частности, говорится: «Из примерно 8 млн куб. м, ежегодно образующихся в Петербурге, около 6 млн куб. м вывозится из города, размещается и утилизируется на территории Ленинградской области.
На петербургском ГУП "Завод по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО-2)" (Янино) – 900 тыс. куб. м. Также на этих полигонах и заводе размещается и утилизируется 0,5 млн куб. м отходов, образующихся на территории Ленинградской области. Остальные 2000 тыс. куб. м везут на полигон в Новоселках на территории Санкт-Петербурга либо поступают на переработку на Опытный завод МПБО в Горелово, после чего большей частью складируются на территории завода или отправляются на полигон в пос. Новый Свет.
Существующие заводы МПБО работают крайне неудовлетворительно, что подтверждается материалами проверки деятельности заводов депутатской комиссией по санитарно-эпидемиологическому благополучию Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Практически весь получаемый на этих заводах компост захоранивается на полигонах.
Расположенные на территории Ленинградской области полигоны имеют как минимум 15-летний ресурс работы при такой же мощности загрузки (кроме полигона ЗАО "Завод КПО", который имеет 5-летний ресурс) и некоторые возможности для развития путем переоборудования их в полигоны высокой нагружаемости. Так, ЗАО "Промотходы" совершенно не использует 30% своей территории. Есть возможность увеличения площадей и у других полигонов (кроме ООО "Полигон ТБО" и ООО "Новый Свет – Эко"). Таким образом, в ближайшие 15-20 лет Петербург и прилегающие к нему районы Ленинградской области не будут испытывать недостатка в площадях для захоронения мусора.
Необходимости в создании новых полигонов для Петербурга нет. Нет также и нужды создавать мусоросжигательные заводы, где утилизация мусора стоит на порядок дороже, чем на полигонах (1,0–1,2 тыс. рублей за 1 куб. м против 50–150 рублей за 1 куб. м) и которые, вследствие этого, не будут обеспечены государственными контрактами на утилизацию коммунальных отходов».
Эксперты «Зеленого креста» предлагают постепенно (в течение ближайших 15 лет, пока позволяют мощности существующих полигонов) замещать их заводами по механизированной переработке коммунальных отходов с применением экологически безопасных методов. Но вопрос строительства мусоросжигающих заводов так и остается открытым, хотя периодически возникающие планы их строительства в Новоселках, в районе Мги и Синявино, в Горелово, в Шушарах, в Янино практически повсеместно активизировали протестные группы населения.
Как говорит Юрий Шевчук, председатель Санкт-Петербургского отделения экологической организации Международный Зеленый крест, «сегодня их в области много, но вскоре может стать заметно меньше».
По его словам, концепция обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), второе чтение которой на днях провела комиссия областного Законодательного собрания, предусматривает строительство новых, экологически более безопасных сооружений взамен закрывающихся, которые не отвечают современным требованиям.
Областным органом государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами является Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. По данным комитета, сегодня на территории области располагаются 12 действующих и два строящихся полигона. Сотни проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенных специалистами комитета в течение первого полугодия 2009 года, дали почти абсолютный результат: следствием 599 контрольных рейдов стало возбуждение 528 дел об административных правонарушениях. Инспекторы наказали нарушителей, наложив на них 370 штрафов на общую сумму почти 8 млн рублей. Разумеется, они выдали и предписания об устранении выявленных нарушений.
Наиболее популярные среди них – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, нарушение правил пользования природными ресурсами, несоблюдение общих экологических требований и нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
Разумеется, сотрудники комитета выявили и огромное количество незаконных свалок. Только в течение I квартала 2009 года на территории Ленинградской области обнаружилось 1653 «места несанкционированного размещения отходов». Половину из них (827 свалок с общим объемом мусора более 13 тыс. куб. м) уже ликвидировали, процесс уборки остальных находится под контролем инспекторов. Взамен по предписаниям комитета было установлено 434 дополнительных мусорных контейнера.
В ходе 82 проверок садоводческих товариществ обнаружено 147 нарушений природоохранного законодательства. Да что там садоводы – даже власти не остались в стороне: в течение первого полугодия 2009 года было возбуждено 82 дела об административных правонарушениях в отношении муниципальных образований, которые не только нарушали правила обращения с отходами, но и игнорировали ранее выданных им комитетом предписания.
Статистика говорит, что на территории Ленинградской области ежегодно образуется около 4,3 млн тонн отходов, относящихся более чем к 400 видам. Их подавляющее большинство (около 90%) относится к III-IV классам опасности. Кроме того, на промышленных предприятиях области хранится еще почти 25 млн тонн накопленных отходов. В довершение всего, сюда же из Петербурга ежегодно вывозятся около 800 тыс. тонн различных отходов.
Для размещения таких объемов мусора на территории области имеется около 200 постоянных специализированных мест. Но только 12 полигонов (три – во Всеволожском районе, два – в Гатчинском, по одному полигону – в Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Киришском, Ломоносовском, Лужском и Тосненском районах), по мнению комитета, в полной мере соответствуют требованиям природоохранного законодательства; именно они в большей степени используются для нужд Петербурга.
А вот что говорит Юрий Шевчук: «Полигонов в области – по два-три в каждом районе. Многие из них – очень старые и плохие. Кроме них, под строительный мусор используют старые карьеры. Сейчас создается новая концепция, предусматривающая сокращение количества полигонов более чем вдвое, обязательный сбор и вывоз мусора из садоводств (они у нас – главные мусорщики в лесах), дальние перевозки мусора на мощных и емких мусоровозах (практически – автопоездах), где мусор прессуется. Разумеется, понадобится финансирование, но начало будет положено».
В конце прошлого месяца состоялось очередное заседание общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, в ходе которого, в частности, рассматривался и вопрос организации процесса обращения с отходами производства и потребления и одна из его важнейших составляющих – эффективный учет отходов. Без точной оценки количества мусора сложно (если вообще возможно) наладить эффективный контроль за его вывозом на лицензированные полигоны.
Поэтому Северо-Западным отделением федерального центра благоустройства и обращения отходов была проведена инвентаризация отходов, образующихся на территории муниципальных образований. А Законодательное собрание Ленинградской области решило провести инвентаризацию садоводческих товариществ для определения реальных объемов образующихся отходов и включения этих объемов в комплексную схему санитарной очистки территорий муниципальных образований.
Беспокойство экологов вызвало состояние мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе (МПБО-2). Членам Экологического совета постоянно поступают письма от жителей садоводств Ленинградской области, расположенных вблизи этого предприятия. В частности, они жалуются на складирование отходов за пределами территории завода, проверку работы которого члены совета попросили провести природоохранные прокуратуры Петербурга и Ленинградской области.
В справке, подготовленной экспертами «Зеленого креста» для губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, в частности, говорится: «Из примерно 8 млн куб. м, ежегодно образующихся в Петербурге, около 6 млн куб. м вывозится из города, размещается и утилизируется на территории Ленинградской области.
На петербургском ГУП "Завод по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО-2)" (Янино) – 900 тыс. куб. м. Также на этих полигонах и заводе размещается и утилизируется 0,5 млн куб. м отходов, образующихся на территории Ленинградской области. Остальные 2000 тыс. куб. м везут на полигон в Новоселках на территории Санкт-Петербурга либо поступают на переработку на Опытный завод МПБО в Горелово, после чего большей частью складируются на территории завода или отправляются на полигон в пос. Новый Свет.
Существующие заводы МПБО работают крайне неудовлетворительно, что подтверждается материалами проверки деятельности заводов депутатской комиссией по санитарно-эпидемиологическому благополучию Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Практически весь получаемый на этих заводах компост захоранивается на полигонах.
Расположенные на территории Ленинградской области полигоны имеют как минимум 15-летний ресурс работы при такой же мощности загрузки (кроме полигона ЗАО "Завод КПО", который имеет 5-летний ресурс) и некоторые возможности для развития путем переоборудования их в полигоны высокой нагружаемости. Так, ЗАО "Промотходы" совершенно не использует 30% своей территории. Есть возможность увеличения площадей и у других полигонов (кроме ООО "Полигон ТБО" и ООО "Новый Свет – Эко"). Таким образом, в ближайшие 15-20 лет Петербург и прилегающие к нему районы Ленинградской области не будут испытывать недостатка в площадях для захоронения мусора.
Необходимости в создании новых полигонов для Петербурга нет. Нет также и нужды создавать мусоросжигательные заводы, где утилизация мусора стоит на порядок дороже, чем на полигонах (1,0–1,2 тыс. рублей за 1 куб. м против 50–150 рублей за 1 куб. м) и которые, вследствие этого, не будут обеспечены государственными контрактами на утилизацию коммунальных отходов».
Эксперты «Зеленого креста» предлагают постепенно (в течение ближайших 15 лет, пока позволяют мощности существующих полигонов) замещать их заводами по механизированной переработке коммунальных отходов с применением экологически безопасных методов. Но вопрос строительства мусоросжигающих заводов так и остается открытым, хотя периодически возникающие планы их строительства в Новоселках, в районе Мги и Синявино, в Горелово, в Шушарах, в Янино практически повсеместно активизировали протестные группы населения.
рубрика:
Экология
автор:
Михаил Журавлев