Судьбы областных усадеб
Решатся ли в ближайшее время инвесторы проявить интерес к заброшенным памятникам архитектуры, расположенным в Ленинградской области?
Эксперты сомневаются. Реставрировать и приспосабливать объекты культурного наследия под современные функции дорого и хлопотно.
Дорога ко многим старинным дворянским имениям, разбросанным на всей территории Ленинградской области, практически забыта современниками. Состояние культурного наследия в Ломоносовском, Кингисеппском, Выборгском, Киришском и других районах области оставляет желать лучшего. Пласт дворянских усадеб, расположенных в Ленобласти, эксперты называют сегодня «колоссальной зоной бедствия в сфере охраны культурного наследия».
Руины храмов, пожарища на месте дворянских гнезд, разоренные кладбища и заброшенные парки стали привычной картиной для местных жителей. Эти памятные места сегодня могли бы быть гордостью отечества и привлекать множество туристов. Такова, например, музей-усадьба Владимира Набокова в поселке Рождествено Гатчинского района. Ее можно считать одним из лучших примеров того, как выглядят сейчас бывшие дворянские гнезда. Расположенный высоко на холме, над Киевским шоссе, особняк невольно привлекает внимание великолепием своей архитектуры. Здание построено в XVIII веке. Строго выдержанный стиль фасадов, украшенных портиками с колоннами, объединяющими два этажа, широкая лестница и роскошная лоджия в целом создают парадный вид загородного особняка. Внутри здания на первом этаже изначально находились парадные помещения, жилые комнаты были расположены на втором этаже, а часть служебных помещений – в просторном цокольном этаже. Центром дома по-прежнему остается большой зал с обходной галереей на уровне второго этажа. Ранее там проходили балы и торжественные приемы. Сегодня эти функции частично сохранились: приемы гостей в Рождественском музее проходят именно в центральном зале особняка.
Писатель Владимир Набоков был последним владельцем этого дома. Первым владельцем усадьбы в конце XVIII века стал Николай Ефремов, правитель канцелярии графа А.А. Безбородко. В середине XIX века, после смерти Ефремова, имение было продано Ю.Д. Манухиной. Затем усадьба принадлежала рижскому купцу К.Я. Бушу. В конце XIX века усадьба перешла во владение статского советника Ивана Васильевича Рукавишникова, известного золотопромышленника, деда русского писателя Владимира Набокова.
Сегодня в усадебном доме расположен Рождественский историко-литературный и мемориальный музей В.В. Набокова. В 1995 году здание претерпело серьезный пожар. Выгорела верхняя часть дома. Его стены до сих пор пропитаны запахом гари. Как ни парадоксально, но именно эта трагедия и послужила стимулом к скорейшей реставрации особняка. По словам директора музея-усадьбы Александра Семочкина, все работы по реставрации оцениваются примерно в 20 млн рублей. Усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. Государство приняло участие в реставрации, но полностью взять на свои плечи восстановление памятника так и не сочло нужным. Из федерального бюджета в целом была выделена едва ли не десятая часть требуемых денег. Основные работы по реставрации, как отмечает Александр Семочкин, проведены на средства меценатов.
Белогорка для отдыха
Дворянскому имению в Рождествено сильно повезло, если сравнивать его состояние с усадьбой Александра Елисеева в поселке Белогорка. Уникальное строение в стиле модерн, созданное в 1912 году, не похоже на загородные особняки того времени. Здание такого масштаба могли позволить себе далеко не многие русские дворяне. По словам Александра Семочкина, особняк был не просто частным владением купцов Елисеевых – это была «дачная столица империи». Именно здесь находился культурный центр для всей элиты России.
Однако в советское время оригинальная архитектура и история дома мало кого интересовали. Особняк представлял интерес в первую очередь как большое здание, которое может использоваться во благо трудового народа. Так, в 1925 году здесь открылась опытная сельскохозяйственная станция, которая впоследствии преобразовалась в Северо-Западный научно-исследовательский институт сельского хозяйства. За время работы института от великолепия романтического особняка остались только фасады. Дворцовые интерьеры полностью утрачены. Здание несколько десятилетий остро нуждается в реставрации.
Имение в Белогорке является объектом культурного наследия регионального значения. Между тем, государство ни разу не выделяло никаких средств хотя бы на поддержание здания в благопристойном виде. Два года назад уникальный объект привлек внимание инвесторов. Этой осенью ООО «Дом отдыха Белогорка» выкупило особняк Елисеевых для последующей реконструкции здания. Инвесторы планируют приспособить объект под дом отдыха.
Эксперты считают, что подобная передача памятников в частные руки – один из реальных способов спасения исторических зданий. «В Ленинградской области много дыр по памятникам, – говорит Александр Семочкин. – Ничего страшного не произойдет, если инвесторы возьмут исторические объекты на свои плечи. В противном случае мы просто потеряем пласт нашей отечественной культуры и рискуем остаться иванами, не помнящими родства».
Царство мерзости и запустения
Бывшее имение героя войны 1812 года князя П. Витгенштейна в селе Дружноселье пока не интересует ни государство, ни инвесторов, ни меценатов. Подобные места в их современном состоянии сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис называет «царством мерзости и запустения». В садово-парковый ансамбль Дружноселье, созданный в первой четверти XIX века, входит просторный каменный дом, костел Святой Стефаниды и территория парка. Сейчас ансамбль принадлежит туберкулезной больнице. Комплекс, как и многие другие исторические усадьбы, давно нуждается в реставрации, денег на которую нет.
Костел Святой Стефаниды, возведенный в 1834 году по проекту архитектора А.П. Брюллова, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и сегодня стоит в полуразрушенном состоянии. Местная молодежь, не имея понятия о ценности здания, щедро расписывает стены костела, увековечивая свои имена. Единственный шанс спасти этот памятник эксперты видят в передаче костела православной церкви. По словам Александра Семочкина, переговоры с епархией по этому поводу ведутся, но результатов пока нет никаких. Усадебный комплекс Витгенштейна погибает на глазах.
Больница с привилегиями
Нынешнее предназначение усадьбы Сиворицы в селе Никольское многих пугает и на первый взгляд производит негативное впечатление. В бывшем имении русских заводчиков Демидовых сегодня расположена психиатрическая больница им. П.П. Кащенко. Знаменитый врач основал здесь клинику для душевнобольных 99 лет назад. В начале XX века были построены больничные корпуса, которые сейчас представляют собой памятники русского модерна.
Во время Великой Отечественной войны серьезно пострадали все объекты больничного комплекса. Однако к началу 1960-х годов ансамбль был уже полностью восстановлен.
Реставрацией объектов занимается администрация психиатрической клиники. Работы по восстановлению бывшего усадебного комплекса ведутся постоянно. По словам главного врача психиатрической больницы Олега Лиманкина, сейчас ансамбль приобрел первоначальный вид усадьбы Демидовых.
В здании действует музей усадебного комплекса. В помещениях старинного особняка хранятся предметы, принадлежавшие ранее заводчикам Демидовым, предметы крестьянского быта, оборудован кабинет врача советского времени.
Спасение – в частных руках
Усадьбы Сиворицы и Рождествено – приятные исключения из печальных правил. Эти объекты сохранились благодаря их пользователям. Они являются наглядным доказательством утверждения: пока у здания не появится настоящий хозяин, оно будет пребывать в запустении.
По словам Александра Марголиса, на территории Ленинградской области в 1917 году насчитывалось более 2 тысяч дворянских имений. После революции, коллективизации, Великой Отечественной войны, социального строительства многие памятники архитектуры были утрачены.
«У региональной власти нет экономической возможности, интереса и вкуса, чтобы восстановить бывшие дворянские гнезда», – говорит Александр Марголис. Сегодня нет ни одной федеральной программы, которая бы предусматривала сохранение русских имений. Именно поэтому одним из реальных способов спасения наследия остается передача памятников в частные руки. Однако то, что инвесторы решатся в ближайшее время проявить интерес к заброшенным памятникам архитектуры, расположенным в Ленинградской области, – весьма сомнительно.
Реставрация и приспособление объектов культурного наследия под современные функции – дело обременительное. И чтобы этот процесс проходил без ущерба для памятника, инвесторам приходится идти на большие уступки. Член Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик считает, что «в нашей стране еще не привыкли к "длинным" деньгам, которые возвращаются к инвестору не через 2-3 года, а лет через 10-15».
Глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева отмечает, что в случае с наследием критерии сиюминутной экономической целесообразности не могут быть приоритетными. Сохранение великолепных ансамблевых построек, памятников архитектуры в дальнейшем так или иначе должно обернуться огромной выгодой.
Эксперты сомневаются. Реставрировать и приспосабливать объекты культурного наследия под современные функции дорого и хлопотно.
Дорога ко многим старинным дворянским имениям, разбросанным на всей территории Ленинградской области, практически забыта современниками. Состояние культурного наследия в Ломоносовском, Кингисеппском, Выборгском, Киришском и других районах области оставляет желать лучшего. Пласт дворянских усадеб, расположенных в Ленобласти, эксперты называют сегодня «колоссальной зоной бедствия в сфере охраны культурного наследия».
Руины храмов, пожарища на месте дворянских гнезд, разоренные кладбища и заброшенные парки стали привычной картиной для местных жителей. Эти памятные места сегодня могли бы быть гордостью отечества и привлекать множество туристов. Такова, например, музей-усадьба Владимира Набокова в поселке Рождествено Гатчинского района. Ее можно считать одним из лучших примеров того, как выглядят сейчас бывшие дворянские гнезда. Расположенный высоко на холме, над Киевским шоссе, особняк невольно привлекает внимание великолепием своей архитектуры. Здание построено в XVIII веке. Строго выдержанный стиль фасадов, украшенных портиками с колоннами, объединяющими два этажа, широкая лестница и роскошная лоджия в целом создают парадный вид загородного особняка. Внутри здания на первом этаже изначально находились парадные помещения, жилые комнаты были расположены на втором этаже, а часть служебных помещений – в просторном цокольном этаже. Центром дома по-прежнему остается большой зал с обходной галереей на уровне второго этажа. Ранее там проходили балы и торжественные приемы. Сегодня эти функции частично сохранились: приемы гостей в Рождественском музее проходят именно в центральном зале особняка.
Писатель Владимир Набоков был последним владельцем этого дома. Первым владельцем усадьбы в конце XVIII века стал Николай Ефремов, правитель канцелярии графа А.А. Безбородко. В середине XIX века, после смерти Ефремова, имение было продано Ю.Д. Манухиной. Затем усадьба принадлежала рижскому купцу К.Я. Бушу. В конце XIX века усадьба перешла во владение статского советника Ивана Васильевича Рукавишникова, известного золотопромышленника, деда русского писателя Владимира Набокова.
Сегодня в усадебном доме расположен Рождественский историко-литературный и мемориальный музей В.В. Набокова. В 1995 году здание претерпело серьезный пожар. Выгорела верхняя часть дома. Его стены до сих пор пропитаны запахом гари. Как ни парадоксально, но именно эта трагедия и послужила стимулом к скорейшей реставрации особняка. По словам директора музея-усадьбы Александра Семочкина, все работы по реставрации оцениваются примерно в 20 млн рублей. Усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. Государство приняло участие в реставрации, но полностью взять на свои плечи восстановление памятника так и не сочло нужным. Из федерального бюджета в целом была выделена едва ли не десятая часть требуемых денег. Основные работы по реставрации, как отмечает Александр Семочкин, проведены на средства меценатов.
Белогорка для отдыха
Дворянскому имению в Рождествено сильно повезло, если сравнивать его состояние с усадьбой Александра Елисеева в поселке Белогорка. Уникальное строение в стиле модерн, созданное в 1912 году, не похоже на загородные особняки того времени. Здание такого масштаба могли позволить себе далеко не многие русские дворяне. По словам Александра Семочкина, особняк был не просто частным владением купцов Елисеевых – это была «дачная столица империи». Именно здесь находился культурный центр для всей элиты России.
Однако в советское время оригинальная архитектура и история дома мало кого интересовали. Особняк представлял интерес в первую очередь как большое здание, которое может использоваться во благо трудового народа. Так, в 1925 году здесь открылась опытная сельскохозяйственная станция, которая впоследствии преобразовалась в Северо-Западный научно-исследовательский институт сельского хозяйства. За время работы института от великолепия романтического особняка остались только фасады. Дворцовые интерьеры полностью утрачены. Здание несколько десятилетий остро нуждается в реставрации.
Имение в Белогорке является объектом культурного наследия регионального значения. Между тем, государство ни разу не выделяло никаких средств хотя бы на поддержание здания в благопристойном виде. Два года назад уникальный объект привлек внимание инвесторов. Этой осенью ООО «Дом отдыха Белогорка» выкупило особняк Елисеевых для последующей реконструкции здания. Инвесторы планируют приспособить объект под дом отдыха.
Эксперты считают, что подобная передача памятников в частные руки – один из реальных способов спасения исторических зданий. «В Ленинградской области много дыр по памятникам, – говорит Александр Семочкин. – Ничего страшного не произойдет, если инвесторы возьмут исторические объекты на свои плечи. В противном случае мы просто потеряем пласт нашей отечественной культуры и рискуем остаться иванами, не помнящими родства».
Царство мерзости и запустения
Бывшее имение героя войны 1812 года князя П. Витгенштейна в селе Дружноселье пока не интересует ни государство, ни инвесторов, ни меценатов. Подобные места в их современном состоянии сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис называет «царством мерзости и запустения». В садово-парковый ансамбль Дружноселье, созданный в первой четверти XIX века, входит просторный каменный дом, костел Святой Стефаниды и территория парка. Сейчас ансамбль принадлежит туберкулезной больнице. Комплекс, как и многие другие исторические усадьбы, давно нуждается в реставрации, денег на которую нет.
Костел Святой Стефаниды, возведенный в 1834 году по проекту архитектора А.П. Брюллова, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и сегодня стоит в полуразрушенном состоянии. Местная молодежь, не имея понятия о ценности здания, щедро расписывает стены костела, увековечивая свои имена. Единственный шанс спасти этот памятник эксперты видят в передаче костела православной церкви. По словам Александра Семочкина, переговоры с епархией по этому поводу ведутся, но результатов пока нет никаких. Усадебный комплекс Витгенштейна погибает на глазах.
Больница с привилегиями
Нынешнее предназначение усадьбы Сиворицы в селе Никольское многих пугает и на первый взгляд производит негативное впечатление. В бывшем имении русских заводчиков Демидовых сегодня расположена психиатрическая больница им. П.П. Кащенко. Знаменитый врач основал здесь клинику для душевнобольных 99 лет назад. В начале XX века были построены больничные корпуса, которые сейчас представляют собой памятники русского модерна.
Во время Великой Отечественной войны серьезно пострадали все объекты больничного комплекса. Однако к началу 1960-х годов ансамбль был уже полностью восстановлен.
Реставрацией объектов занимается администрация психиатрической клиники. Работы по восстановлению бывшего усадебного комплекса ведутся постоянно. По словам главного врача психиатрической больницы Олега Лиманкина, сейчас ансамбль приобрел первоначальный вид усадьбы Демидовых.
В здании действует музей усадебного комплекса. В помещениях старинного особняка хранятся предметы, принадлежавшие ранее заводчикам Демидовым, предметы крестьянского быта, оборудован кабинет врача советского времени.
Спасение – в частных руках
Усадьбы Сиворицы и Рождествено – приятные исключения из печальных правил. Эти объекты сохранились благодаря их пользователям. Они являются наглядным доказательством утверждения: пока у здания не появится настоящий хозяин, оно будет пребывать в запустении.
По словам Александра Марголиса, на территории Ленинградской области в 1917 году насчитывалось более 2 тысяч дворянских имений. После революции, коллективизации, Великой Отечественной войны, социального строительства многие памятники архитектуры были утрачены.
«У региональной власти нет экономической возможности, интереса и вкуса, чтобы восстановить бывшие дворянские гнезда», – говорит Александр Марголис. Сегодня нет ни одной федеральной программы, которая бы предусматривала сохранение русских имений. Именно поэтому одним из реальных способов спасения наследия остается передача памятников в частные руки. Однако то, что инвесторы решатся в ближайшее время проявить интерес к заброшенным памятникам архитектуры, расположенным в Ленинградской области, – весьма сомнительно.
Реставрация и приспособление объектов культурного наследия под современные функции – дело обременительное. И чтобы этот процесс проходил без ущерба для памятника, инвесторам приходится идти на большие уступки. Член Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик считает, что «в нашей стране еще не привыкли к "длинным" деньгам, которые возвращаются к инвестору не через 2-3 года, а лет через 10-15».
Глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева отмечает, что в случае с наследием критерии сиюминутной экономической целесообразности не могут быть приоритетными. Сохранение великолепных ансамблевых построек, памятников архитектуры в дальнейшем так или иначе должно обернуться огромной выгодой.
рубрика:
Архитектура
автор:
Марина Голокова