Малый бизнес: площадка для экспериментов

В последние годы на территории РФ начали действовать множество федеральных и региональных программ помощи малому и среднему предпринимательству.

Однако до сих пор эти меры не помогли развитию малого и среднего бизнеса. Особенно остро проблема стоит в строительной отрасли.
Что говорят законы
В поддержку малого и среднего предпринимательства вышел ряд законодательных актов федерального и регионального уровня. Это  209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; постановление от 8 декабря 2008 года № 930 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ в связи с передачей Министерству юстиции РФ функций федеральной Регистрационной службы» и др.
Кроме того, Минэкономразвития намерен внести в Госдуму закон о микрофинансовых организациях. В случае его принятия, малые предприятия будут иметь возможность получать кредиты до 1 млн рублей не только в банках, но и привлекая частные средства.
В этом году на помощь малым и средним предприятиям из федерального бюджета уже выделено 10 млрд рублей, по решению о целевом дофинансировании планируется добавить еще 7,5 млрд рублей. В следующем году федеральный бюджет намерен выделить порядка 11 млрд рублей.
Городские показатели
По словам Анатолия Кирсанова, главного специалиста Агентства по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, городским правительством создана стройная система поддержки малого бизнеса. Впервые в 2007 году правительством Санкт-Петербурга принято знаковое постановление о финансовой поддержке и частичной компенсации малым предприятиям тех затрат, которые они несут при выпуске продукции, являющейся конкурентоспособной и отражающей специфику интеллектуальных и производительных сил Петербурга. Принято 17 программ по направлениям и выделены из городского бюджета 2,72 млрд рублей на 4 года (до 2011 года). Продолжается поддержка для тех предприятий, которые являются приоритетными видами по выпуску продукции. Город компенсирует часть затрат для предприятий, участвующих в выставочно-ярмарочной деятельности, получающих помощь от других предприятий по аутсорсингу, на аренду площадей и т. д.
По имеющимся на 1 сентября данным, по программе сертификации услуг частичную компенсацию получили 44 предприятия, 289 предпринимателей – субсидии арендной платы в секторе нежилого фонда (производственные площади) и т. д.
На создание собственного бизнеса гранты в размере 300 тыс. рублей получили 120 предпринимателей.
Но на неопределенное время отодвинута работа по дальнейшему созданию бизнес-инкубаторов. На сегодняшний день наиболее успешно действует бизнес-инкубатор на базе ЛОМО. Хотя предполагалось, что в каждом районе города будет работать как минимум по одному бизнес-инкубатору.
Эксперты предполагают, что в ближайшее время город получит 600-700 новых предпринимателей. В статистическом сборнике указывается, что в экономике города задействовано от 1 до 1,5 млн человек. Из них 30% – через малый сектор.
Как сообщила председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, в конце прошлого года количество малых предприятий в городе составляло 268-270 тысяч. В этом году их число увеличилось. За полгода в Петербурге зарегистрировано 16 тыс. малых предприятий, из них 10 тысяч составляют ИЧП, 6 тысяч – юридические лица. Ключевыми моментами, которые сыграли в такой динамике, стало высвобождение определенной ниши, которая была занята средними или большими предприятиями. Ситуация обнажила ниши, которые до сего времени не были задействованы малым бизнесом в полной мере. Предприниматели ожидают больших послаблений в размещении временных объектов, серьезной поддержки инновационных программ, производственного сектора. На старт-апы, говорит Елена Церетели, подписано 150 договоров. В основном это производство, интернет-проекты, издательства и сфера услуг.
Областная защита УФАС
Всерьез защищать интересы малого и среднего бизнеса взялись в Ленинградской области.
Вадим Владимиров, руководитель Ленинградской УФАС, рассказал о некоторых основных направлениях работы, касающихся поддержки предприятий среднего и малого бизнеса. В первую очередь это тесная работа с комитетом по поддержке среднего и малого бизнеса, который возглавляет Наталья Смирнова; проведение совещаний, участие в различных мероприятиях. Кроме того, защита предприятий малого и среднего бизнеса от неправомерных действий монополистов в сфере электроэнергетики. Вадим Владимиров отметил, что здесь выявлено много нарушений, особенно предъявление необоснованно завышенных финансовых требований при подключении к сетям. На сайте УФАС размещены специальные рекомендации, в которых большое внимание уделяется вопросам контроля за государственными и муниципальными преференциями по предоставлению имущества, помещений в аренду. В УФАС, по их словам, следят за тем, чтобы все осуществлялось в точном соответствии с ФЗ-135 «О защите конкуренции». Одно из главных направлений – контроль за государственным и муниципальным заказом. Глава УФАС с сожалением признает, что малый и средний бизнес проигрывает на конкурсах, потому что не имеет мощной организации и материальной поддержки, как у крупных компаний.
Программы банков
В государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства участвуют 22 банка. Недавно Российский банк развития получил от Внешэкономбанка 10 млрд рублей, которые будут направлены в эти банки для выдачи кредитов предпринимателям.
В ряде банков существуют специальные программы как финансовой, так и нефинансовой поддержки. В частности, Сбербанк в этом году предложил субъектам малого предпринимательства новые кредитные продукты: «Бизнес-Авто», «Госзаказ», «Приватизация». С октября начал действовать пилотный проект «Коммерческая недвижимость». Эти проекты, по словам кредитного инспектора отдела организации кредитования малого бизнеса Управления кредитования Сбербанка Юлии Быстровой, позволят решить проблему залоговой обеспеченности.
В Санкт-Петербурге и Мурманске также обрабатывается новая технология кредитования, которая позволяет учесть всю специфику ведения бухгалтерской отчетности малых предприятий.
«КМБ Банк» осуществляет переход к новой форме обслуживания клиентов – комплексному «пакетному» предоставлению услуг.
По мнению Андрея Пименова, руководителя офиса Городского ипотечного банка в Санкт-Петербурге, в настоящее время программы кредитования малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге существуют, но их стало меньше, чем в 2007-2008 годах. Это связано с возросшими рисками и сокращением ресурсов у банков. Процентные ставки по таким программам выросли и составляют сейчас 15-18% в валюте и от 20% в рублях. Максимальные ставки доходят до 30%. Ужесточились и требования к заемщикам: банками пристально изучается их финансовое положение, анализируется хозяйственная деятельность, у предприятия должно быть больше собственных средств, активов. В качестве обеспечения по кредиту принимаются уже не товары или складские запасы, а основные средства, оборудование. «Сейчас особенно неохотно банки кредитуют субъектов малого и среднего бизнеса, подтверждающих свою доходность и прибыльность управленческой отчетностью, приоритет отдается компаниям с прозрачной отчетностью», – считает эксперт.
А что строители?..
К сожалению, события последнего года играют не на руку строителям. Не все выживают в тяжелейших условиях. Те меры поддержки, которые оказывает федеральное и региональное правительство, практически не затрагивают интересов малого и среднего строительного бизнеса. Гранты на открытие своего бизнеса они не получат. Ответ прост: незачем поддерживать сектор, который сегодня неуспешен. Принятием федерального закона «О долевом строительстве» государство фактически лишило строителей возможности строить за счет средств дольщиков. Безусловно, понятно, что государство хочет защитить граждан от недобросовестных строителей, взамен строители ничего не получили.
Многие строительные компании вынуждены уйти с рынка, оставив на произвол судьбы сотни и тысячи безработных. Сегодня, и это очевидно, нужно решить глобальные вопросы – четкое направление государственной политики в сторону оказания помощи строителям. Как это было в послевоенное время в европейских государствах или в период Великой депрессии в США. Правительство этих стран направило огромный поток денег на строительство. Это позволило привлечь людей в производство, обеспечить их жильем и восстановить экономику.
Так нужно сделать и в нашей стране. Для возрождения в полной мере строительного комплекса в любом его виде государству необходимо принудить банки вступить вместе со строителями в проектное финансирование.
Эту идею уже почти год активно лоббируют «Союзпетрострой» вместе с Ассоциацией региональных банков России. По словам генерального директора ЗАО «Русская сказка» Александра Лешина, только проектное финансирование спасет строительство. И начинать эту практику нужно уже сейчас. Он предлагает взять конкретные проекты, назначить уполномоченные банки и начать работу. «Только когда в стране увидят положительные результаты, за эту практику примутся все», – уверен специалист.
В случае перехода на проектное кредитование появляется возможность создания реальной ипотеки, ибо залогом становится не строящаяся, а готовая квартира. Однако для целей развития ипотеки требуется государственная поддержка граждан в виде целевого субсидирования разности между высокими кредитными ставками коммерческих банков и уровнем инфляции в году сдачи объекта в эксплуатацию. Эксперты считают, что это более рациональное использование государственных средств, чем бесцелевое закачивание огромных денежных средств банкам, которые, вопреки ожиданию, так и не были направлены ни на кредитование реальной экономики, ни на поддержку жилищного строительства. Следует отметить, что необходимые целевые средства сравнительно невелики и потребуются лишь тогда, когда дома будут готовы.

Кстати:

ФЗ-209 предусматривает следующие меры поддержки малого и среднего бизнеса:
• специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
• льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
• меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
• меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т. д.

ФЗ-209 регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Основными целями государственной политики являются:
• обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
• оказание содействия в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на отечественный и зарубежный рынки;
• обеспечение занятости населения и т. д.

Основным принципом государственной политики является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
рубрика: Правила игры
автор: Марианна Рахман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.