СРО требует обсуждения

Вопросы саморегулирования и разработки технических регламентов стали основной темой совещания Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад» и Российской гильдии риэлторов «Развитие строительной отрасли в современных условиях. Проблемы и перспективы», прошедшего в рамках Гражданского жилищного форума.

Проблема разработки технических регламентов сегодня является одной из главных для строительного комплекса.
Новые стандарты
По словам Игоря Шикалова, начальника методического отдела юридического управления Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга, в строительной отрасли после вступления в силу ряда законов, касающихся строительных норм и технического регулирования, с начала 2010 года наступит ситуация, когда любые нормы приобретут статус добровольного применения. «Действие 184-ФЗ с 1 января заканчивается, но ни одного регламента в строительстве не принято. Национальные стандарты носят только рекомендательный характер. Если каждая организация будет строить по тем нормам, которые она сама себе разработала, что в результате получит потребитель – неизвестно. Выработка стандартов должна стать результатом совместной работы общественных организаций, будущих СРО и органов власти», – считает Игорь Шикалов.
Строительный комитет совместно с органами надзора, общественными объединениями, научными институтами, представителями бизнеса разработал ряд нормативных документов, которые в настоящее время являются обязательными для использования в системе госзаказа.
«С учетом законодательства о саморегулировании, каждая СРО имеет право разработки своих стандартов качества. Мы предлагаем, чтобы эти нормативные документы продолжили свою жизнь в стандартах СРО, – сказал Игорь Шикалов. – Если СРО посчитает, что какого-либо норматива не хватает, – он будет разработан экспертами, пройдет согласование в экспертизе и будет согласован. Можно разработать более жесткие нормативы, чем федеральные. Таким образом рынок будет защищен от недобросовестных участников».
Проблемы законодательства
Практически все эксперты, присутствовавшие на совещании, пеняли на несовершенство законодательной базы, касающейся СРО. По словам Валентины Байковой, заместителя министра строительства Республики Карелия, сразу несколько проблем возникает при проведении конкурсов на строительство за счет бюджетных средств. «Согласно 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сейчас мы имеем право требовать у участника либо лицензию, либо допуск к СРО, – рассказала Валентина Байкова. – Лицензия действует до 1 января. Если у победителя на сегодняшний момент есть лицензия, то возникает вопрос, что делать в будущем году. Существует вероятность, что эта организация не получит доступа к СРО, и нам придется расторгнуть госконтракт. Если нет обоюдного согласия – по суду. Мы потеряем время, а объект должен быть введен, федеральные средства освоены в срок. Если мы начнем требовать допуск сейчас – это будет грубым нарушением законодательства. Получается, что в переходный период закон о СРО полностью противоречит 94-ФЗ».
«Противоречий в законодательстве много. Наша цель – совместными усилиями выработать единые подходы к переходу отрасли на саморегулирование, устранить несовершенства законодательства. Антимонопольная служба готова вместе с нами обсуждать эти проблемы», – заявила Елена Хазова, председатель исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад».
Регионы не активны
С докладом о проблемах саморегулирования в строительной отрасли в регионах Северо-Запада выступил директор по региональному развитию Объединения некоммерческих партнерств «Главсоюз» Роман Образцов (Псков).
В своем выступлении он рассказал об основных причинах малой активности строительных предприятий Северо-Западного региона по вступлению в СРО.
По словам Романа Образцова, основными препятствиями для вступления в СРО строительными предприятиями малого и среднего бизнеса Северо-Запада остаются неготовность многих предприятий в условиях финансового кризиса внести за свой счет денежные средства на формирование компенсационного фонда (300 тыс. рублей – для строительных организаций, 150 тыс. рублей – для проектировщиков), заблуждение участников строительной отрасли относительного продления сроков действующих лицензий, недоверие к органам власти, принимающим решение в строительной отрасли.
«Участники строительного рынка в регионах сложно воспринимают процесс перехода от лицензирования саморегулированию, – сказал Роман Образцов. – Многие не в состоянии выполнить требования закона. В Псковской области – не более 10 процентов участников рынка способны в настоящее время оплатить вступительный взнос и внести средства в компенсационный фонд СРО. Мы работаем над этой проблемой, привлекаем средства кредитных учреждений, прорабатываем программы финансирования».
Объединение «Главсоюз» принимает меры по поддержке малых и средних предприятий по вступлению в СРО на территории Псковской области, а также выступает с законодательными инициативами по обеспечению реформирования в саморегулировании в строительной отрасли. «На сегодняшний момент сумма взносов в компенсационный фонд для всех одинакова. Мы считаем, что она должна быть уменьшена или рассчитывалась исходя из оборота организации, результатов ее деятельности на рынке. Некоторые организации имеют в год доход около 500-600 тысяч рублей. Взнос в 300 тысяч для них нереален», – считает Роман Образцов.
Пока не существует практики возврата денежных средств из компенсационного фонда в случае выхода компании из СРО. «Каждый участник вправе определять, в какой СРО он хочет состоять, – заметил Роман Образцов. – Если он придет к выводу, что организация не удовлетворяет его требованиям, деньги будут потеряны. На наш взгляд, это неправильно».
Серьезной проблемой является требование для СРО объединять не менее 100 профессиональных участников строительного рынка. По словам Павла Созинова, полномочного представителя президента Российской гильдии риэлторов в СЗФО, такого количества строительных компаний на рынках некоторых регионов может просто не оказаться. «Возникает необходимость либо укрупняться за счет соседних регионов, либо входить в региональные объединения более крупных субъектов, таких как Петербург, Москва. Но в этом случае надзор за строителями со стороны СРО может стать профанацией, – считает Павел Созинов. – Значительная территориальная разобщенность между участниками СРО может сделать невозможным осуществление эффективного надзора за их деятельностью. С другой стороны, СРО, состоящей из малого количества членов, будет тяжело исполнять свои надзорные функции, ведь для этого необходимо содержать профессиональный институт специалистов. Сегодня некоторыми крупными петербургскими СРО, претендующими на лидерство, создаются филиалы в регионах. На мой взгляд, такая практика сегодня пока не отработана».
По итогам совещания Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов «Северо-Запад» будут вынесены на круглый стол в Государственную Думу РФ рекомендации и предложения по совершенствованию процесса саморегулирования в строительной отрасли.
рубрика: Саморегулирование
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.