В поисках приложения сил
Финансовый кризис весьма чувствительно ударил по отечественному рынку строительной техники. К снижению спроса на нее привело резкое падение объемов строительных работ. Тяжелые времена переживают и производители, и дилеры, и продавцы.
Падение производства общестроительной техники сопровождается снижением объемов импорта.
Перед выбором
К сожалению, на сегодняшний день, как признают специалисты, отечественные образцы строительной техники проигрывают западным аналогам не только в технических характеристиках, но и в универсальности, эргономичности, степени автоматизации управления. Едва ли не единственным конкурентным преимуществом, например, российских экскаваторов-погрузчиков остается их более доступная цена. Действительно, на первый взгляд, меньшая в два-три раза стоимость российских машин способна соблазнить иного потребителя. Однако профессиональные строители со стажем отмечают, что ограниченные возможности, перерасход топлива и меньшая производительность, свойственные большинству машин отечественного производства, сводят к нулю экономию на первоначальном этапе приобретения. Тем не менее, рынок общестроительной техники до сих пор на 50-60% состоит из нашей (или стран СНГ) продукции. Западный сегмент представлен машинами марок Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi, JCB и др. Сейчас пользователей, продавцов и покупателей строительной техники объединяет значительное сужение фронта работ. Так как объемы строительства существенно сократились (по некоторым данным, на 40–50%), пропорционально снизился и спрос на соответствующую технику. Падает и рентабельность использования уже имеющегося парка машин.
Кризис надо переждать
Операторы рынка вынуждены признать, что маркетинговые ходы по предоставлению различных льготных схем приобретения техники (лизинг, аренда) признать эффективными антикризисными рецептами вряд ли уместно. Сейчас слабые, небольшие компании переживают тяжелые времена. Если эксплуатируемая ими техника находится в собственности, в отсутствие стабильного фронта работ они или будут вынуждены законсервировать ее, или постараются продать. Если же за технику еще не выплачен кредит, то она рискует уйти в счет погашения задолженности. Лизинговые компании и банки забирают неоплаченные машины у предприятий, «не потянувших» кредиты, и реализуют их. Эксперты считают, что кризисные времена еще далеко не кончились, и поэтому вполне обоснованной выглядит перспектива ухода с рынка многих малых и средних компаний. Вместе с тем прогнозируется, что бывшая в их распоряжении техника будет доставаться «по сходной цене» более удачливым крупным игрокам, не обделенным строительными заказами. Им тоже придется нелегко, однако, переждав кризис, они получат преимущество, когда их техника будет нарасхват по мере возрастания объемов строительства. Таким образом, сейчас вполне оправданным выглядит вариант приобретения техники, бывшей в употреблении и в хорошем состоянии, от которой вынуждены избавляться оказавшиеся в затруднительном положении компании.
Отступление по всему фронту
Специалисты маркетингового агентства «Пром-Маркетинг» отмечают, что по итогам первого полугодия текущего года относительно аналогичного периода 2008 года впервые за многие годы доля бывших в употреблении машин в общем объеме импорта выросла. При этом у экскаваторов и погрузчиков объем импорта новых машин снизился в первом полугодии в 13 раз, в то время как импорт б/у машин сократился лишь на 65%. Среди основных строительных машин наиболее сильно пострадал импорт новых полноповоротных экскаваторов – падение в первом полугодии 2009 года более чем в 15 раз. При этом наибольшее падение зафиксировано по экскаваторам на гусеничном шасси. Падение объемов импорта в сегментах новых мини-экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков оказалось еще большим. Практически все основные производители, которые еще в прошлом году составляли основную часть соответствующих сегментов рынка, в первом полугодии 2009 года сократили ввоз техники в разы. А такие лидеры прошлых лет, как Hitachi и Volvo, практически полностью прекратили импорт в Россию экскаваторов, погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. Компании, входящие в топ-10 мировых производителей строительной техники, – Caterpillar и Komatsu – сократили импорт указанных новых машин в 8 и 11 раз соответственно. Падение коснулось не только дорогих брендов. Импорт китайской техники, которая в течение последних лет демонстрировала стремительную динамику роста, упал по итогам первого полугодия 2009 года в 10 раз. При этом значительное сокращение объемов импорта, а в ряде случаев и его полное отсутствие в 2009 году объясняется иностранными производителями и их дистрибьюторами большими запасами техники, которая была завезена еще в прошлом году.
Падение производства общестроительной техники сопровождается снижением объемов импорта.
Перед выбором
К сожалению, на сегодняшний день, как признают специалисты, отечественные образцы строительной техники проигрывают западным аналогам не только в технических характеристиках, но и в универсальности, эргономичности, степени автоматизации управления. Едва ли не единственным конкурентным преимуществом, например, российских экскаваторов-погрузчиков остается их более доступная цена. Действительно, на первый взгляд, меньшая в два-три раза стоимость российских машин способна соблазнить иного потребителя. Однако профессиональные строители со стажем отмечают, что ограниченные возможности, перерасход топлива и меньшая производительность, свойственные большинству машин отечественного производства, сводят к нулю экономию на первоначальном этапе приобретения. Тем не менее, рынок общестроительной техники до сих пор на 50-60% состоит из нашей (или стран СНГ) продукции. Западный сегмент представлен машинами марок Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi, JCB и др. Сейчас пользователей, продавцов и покупателей строительной техники объединяет значительное сужение фронта работ. Так как объемы строительства существенно сократились (по некоторым данным, на 40–50%), пропорционально снизился и спрос на соответствующую технику. Падает и рентабельность использования уже имеющегося парка машин.
Кризис надо переждать
Операторы рынка вынуждены признать, что маркетинговые ходы по предоставлению различных льготных схем приобретения техники (лизинг, аренда) признать эффективными антикризисными рецептами вряд ли уместно. Сейчас слабые, небольшие компании переживают тяжелые времена. Если эксплуатируемая ими техника находится в собственности, в отсутствие стабильного фронта работ они или будут вынуждены законсервировать ее, или постараются продать. Если же за технику еще не выплачен кредит, то она рискует уйти в счет погашения задолженности. Лизинговые компании и банки забирают неоплаченные машины у предприятий, «не потянувших» кредиты, и реализуют их. Эксперты считают, что кризисные времена еще далеко не кончились, и поэтому вполне обоснованной выглядит перспектива ухода с рынка многих малых и средних компаний. Вместе с тем прогнозируется, что бывшая в их распоряжении техника будет доставаться «по сходной цене» более удачливым крупным игрокам, не обделенным строительными заказами. Им тоже придется нелегко, однако, переждав кризис, они получат преимущество, когда их техника будет нарасхват по мере возрастания объемов строительства. Таким образом, сейчас вполне оправданным выглядит вариант приобретения техники, бывшей в употреблении и в хорошем состоянии, от которой вынуждены избавляться оказавшиеся в затруднительном положении компании.
Отступление по всему фронту
Специалисты маркетингового агентства «Пром-Маркетинг» отмечают, что по итогам первого полугодия текущего года относительно аналогичного периода 2008 года впервые за многие годы доля бывших в употреблении машин в общем объеме импорта выросла. При этом у экскаваторов и погрузчиков объем импорта новых машин снизился в первом полугодии в 13 раз, в то время как импорт б/у машин сократился лишь на 65%. Среди основных строительных машин наиболее сильно пострадал импорт новых полноповоротных экскаваторов – падение в первом полугодии 2009 года более чем в 15 раз. При этом наибольшее падение зафиксировано по экскаваторам на гусеничном шасси. Падение объемов импорта в сегментах новых мини-экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков оказалось еще большим. Практически все основные производители, которые еще в прошлом году составляли основную часть соответствующих сегментов рынка, в первом полугодии 2009 года сократили ввоз техники в разы. А такие лидеры прошлых лет, как Hitachi и Volvo, практически полностью прекратили импорт в Россию экскаваторов, погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. Компании, входящие в топ-10 мировых производителей строительной техники, – Caterpillar и Komatsu – сократили импорт указанных новых машин в 8 и 11 раз соответственно. Падение коснулось не только дорогих брендов. Импорт китайской техники, которая в течение последних лет демонстрировала стремительную динамику роста, упал по итогам первого полугодия 2009 года в 10 раз. При этом значительное сокращение объемов импорта, а в ряде случаев и его полное отсутствие в 2009 году объясняется иностранными производителями и их дистрибьюторами большими запасами техники, которая была завезена еще в прошлом году.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Андрей Мельников