От Талаги до Шарм-эль-Шейха

На Северо-Западе помимо петербургского «Пулково-2» сегодня действуют еще шесть аэропортов, имеющих статус международных. Все они находятся в состоянии перманентного развития, плавно перетекающего в глобальную модернизацию. Правда, масштабы и сроки преобразований – везде разные.

Архангельск (Талаги)
В прошлом году аэропорту исполнилось 45 лет. Последний раз он реконструировался в 1988 году. Износ аэродромного покрытия по результатам проверки осенью 2007-го составляет более 90%. Объект уже включен в целевую программу развития транспортной системы России: до 2012 года планируется выделить средства из федерального бюджета на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и перрона. Цена вопроса – около 2,5 млрд рублей. Власти планируют взять взлетно-посадочную полосу и перрон аэропорта в доверительное управление у Минобороны РФ, поскольку земля под сооружениями принадлежит военному ведомству. Кроме того, предполагается продажа пакета акций ОАО «Аэропорт «Архангельск» частному собственнику, который сможет привлечь необходимые средства на реконструкцию зданий самого аэровокзала. На эти работы, по подсчетам чиновников, потребуется как минимум 480 млн рублей. Проводится они будут без перерыва в работе аэропорта.
Технические параметры: 1 терминал, 1 взлетно-посадочная полоса (2500х44 м, бетон), 8 рулевых дорожек, 28 стоянок

Калининград (Храброво)
Аэропорт был запущен в 1979 году, статус международного он получил спустя еще 10 лет.
В 2004 году ОАО «Калининградавиа» начало реализацию программы преобразования аэропортового комплекса, включающую реконструкцию пассажирского терминала, по окончании которой он смог бы принимать свыше 2,5 млн пассажиров в год. Через 3 года в эксплуатацию была введена первая очередь нового терминала площадью 4,5 тыс. кв. м, началось строительство второй очереди аэровокзального комплекса. Однако на прошлой неделе стало известно, что владельцем 25% акций международного аэропорта Храброво стала компания «Новапорт» (входит в состав холдинга AEON Corporation, специализирующегося на реализации комплексных программ развития аэропортов). Новый владелец может отказаться от идеи преобразования аэропорта в транзитный хаб, к чему стремились его предшественники. На это указывают заявления неназванного источника в «Новапорте». «Аэровокзал Храброво – типичный аэропорт-полумиллионник», – заявил он в прессе. По мнению экспертов, чтобы обеспечить здесь пассажиропоток в 500 тыс. человек, дополнительных инвестиций в развитие аэровокзального комплекса не понадобится.
Технические параметры: 2 терминала, 1 взлетно-посадочная полоса (2500х45 м, асфальтобетон), 7 рулевых дорожек, 21 стоянка

Мурманск
Год ввода аэровокзального комплекса – 1976-й. В 1992 году было учреждено ОАО «Аэропорт Мурманск». На сегодняшний день государству принадлежит 38% уставного капитала компании, еще 32,14% акций в прошлом году приобрела фирма «Газпромнефть-Аэро». На тот момент количество обслуженных аэровокзалом пассажиров составляло 403,8 тыс. человек, 14% из которых приходилось на международные перевозки.
Спустя год началась реконструкция взлетно-посадочной полосы с лимитом финансирования в 494 млн рублей. Работы продолжатся в течение последующих 3 лет. По данным правительства Мурманской области, в 2010 году на них будет затрачено 465,8 млн рублей. В 2011-м на проектные работы, предусматривающие удлинение взлетно-посадочной полосы, предполагается направить 40 млн бюджетных рублей. Удлинение полосы, на которое будет затрачено еще 600 млн рублей, начнется в 2012 году. Кроме того, в этом году Федеральное агентство воздушного транспорта направило в Минтранс России предложение о включении аэропорта Мурманск в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Планируемый объем капитальных вложений – 2,4 млрд рублей.
Технические параметры: 1 терминал, 1 взлетно-посадочная полоса (2500х45 м, асфальтобетон), 6 рулевых дорожек, 12 стоянок

Петрозаводск (Бесовец)
Один из старейших военных, а по совместительству гражданский, аэропорт за последние 10 лет сменил трех хозяев и дважды обанкротился. В декабре прошлого года его сотрудники написали письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться в критической ситуации, а в рождественский сочельник 2009-го Бесовец принимал самолет премьер-министра. Уже через несколько месяцев предприятие приобрело карельское правительство всего за 47 млн рублей. Теперь модернизировать аэропорт поможет федеральная власть: для начала выделено около 180 млн рублей на светосигнальное оборудование для взлетно-посадочной полосы. В дальнейшем предстоит строительство нового навигационного центра. Но основная задача – загрузить аэропорт, регулярные гражданские рейсы из которого за годы нерадивого управления существенно сократились.
Технические параметры: 1 терминал, 1 взлетно-посадочная полоса (2500х48 м, бетон), 10 рулевых дорожек, 12 стоянок

Псков
Реконструкция аэропорта на сумму 816 млн рублей из федерального бюджета запланирована на 2010–2015 годы. Нынешнее руководство ОАО «Псковавиа» уверено, что после окончания работ аэровокзал будет выглядеть «также прекрасно, как он выглядел около 20 лет назад». Но первым шагом в этом направлении стало возобновление регулярного авиасообщения между Псковом и Москвой, прерванное еще в начале 1990-х годов. За последние годы его пытались возобновить дважды: летом 2002-го – авиакомпания «Евразия», спустя 2 года – ГТК «Россия». Но в обоих случаях авиаперевозчики прекращали полеты из-за их нерентабельности. Сейчас полеты до столицы и обратно субсидируются из средств областного бюджета. Цель у псковской администрации глобальная – повысить туристическую привлекательность города.
Технические параметры: 1 терминал, 1 взлетно-посадочная полоса (2000х44 м, плиты ПАГ-14), 9 рулевых дорожек, 13 стоянок

Сыктывкар
В России есть два аэропорта, которые строятся уже 20 лет и весь этот срок «почти готовы к эксплуатации», – в Омске и в Сыктывкаре. Причем в обоих городах существуют и действующие аэровокзалы в черте города, которые планировалось перенести за их пределы. Например, в Сыктывкаре он расположен в самом центре, внутри жилых массивов. «Построенный в центре столицы аэропорт является ошибкой советского времени, которую необходимо срочно исправить», – сетуют местные власти. В настоящее время готовность пускового комплекса второго сыктывкарского аэропорта в Соколовке, что в 20 км от столицы республики, составляет около 70%. Строится он с 1982 года. Планировалось, что в этом году на его возведение из федерального бюджета будет выделено 375 млн рублей, но деньги по назначению так и не пришли. Между тем, признаются республиканские власти, за время строительства аэропорта часть объектов «физически и морально» устарели, требуют восстановления, ремонта или реконструкции – на 3 млрд рублей. Сейчас в Сыктывкаре принимают Генплан, по которому столица Коми должна превратиться в один из крупнейших центров единой системы организации воздушного движения на Северо-Западе. Городская администрация думает: как стать этим единым центром и при этом застроить территорию существующего аэропорта в центре? В Москве тоже думают…
Технические параметры: 1 терминал, 1 взлетно-посадочная полоса (2500х50 м, асфальтобетон), 4 рулевых дорожки, 19 стоянок
рубрика: Инфраструктура
автор: Дмитрий Кирман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.