Без стандарта нельзя!
Сегодня, говоря о реализации Закона 184-ФЗ «О техническом регулировании», который был принят 27 декабря 2002 года и вступил в действие с июля 2003 года, бизнес-сообщество уже понимает, что одним этим законом сложно урегулировать отношения, возникающие во всех отраслях промышленности.
О том, какие меры нужно принять для решения этих проблем, рассуждают специалисты.
Сергей Фролов, руководитель Управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга»:
– Закон о техническом регулировании предусматривает, во-первых, сближение отечественного и зарубежных законодательств, во-вторых, снятие технических барьеров в торговле (ТБТ). Это означает, что любой товар, произведенный и получивший оценку соответствия в одной стране, должен признаваться и иметь право хождения на рынках всех стран, работающих по одному техническому законодательству.
Сразу после принятия 148-ФЗ строительное сообщество предлагало не применять данный закон для строительной отрасли. Объектом строительства являются здания и сооружения, которые не совсем соответствуют такому понятию, как товар. Здания и сооружения не пересекают границы, не обращаются на рынке. Но мнение строителей не было услышано, и строительная отрасль попала под действие этого закона. В течение 4 лет строители не могли реализовать требования закона, поскольку закон установил совершенно другие нормативные документы, в отличие от тех, что у нас имелись. Законом определено, что обязательные требования – требования по безопасности – должны содержаться в технических регламентах, а положения, подлежащие добровольному исполнению, в национальных стандартах и сводах правил. Таким образом, требования стандартов, СНиП, СанПиН, ВСН, ТСН из разряда документов, подлежащих обязательному исполнению, перешли в разряд рекомендательных. К сожалению, на сегодняшний день нет однозначного толкования, что указанные нормативные документы входят в состав сводов правил.
Но закон есть, а значит, его надо выполнять.
25 сентября 2009 года Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроекты «Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"» и «Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"».
Законопроект «Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"» является одним из приоритетных в области технического регулирования. Он направлен не только на создание условий для обеспечения безопасности зданий и сооружений, но и на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Для достижения указанных целей в законопроекте устанавливаются минимально необходимые требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения на всех стадиях жизненного цикла объекта: начиная с инженерных изысканий, проектирования и заканчивая сносом.
Законопроект «Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"» также является одним из приоритетных, поскольку использование безопасных строительных материалов, изделий и конструкций и их соответствие проектным решениям имеет принципиальное значение для зданий и сооружений в разнообразных климатических зонах и геологических условиях.
Принятие этих законопроектов позволит обеспечить безопасность объектов капитального строительства, что особенно актуально, учитывая участившиеся случаи обрушения зданий и сооружений и аварийные ситуации, повлекшие за собой человеческие жертвы».
Предстоит второе и третье слушание данных проектов технических регламентов в Государственной Думе, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом России. Необходимо также составить и принять перечни национальных стандартов и сводов правил, выполнение которых на добровольной основе является подтверждением требований технических регламентов. Впереди еще большая работа, но она уже проводится, и есть надежда, что к концу 2009 года регламенты должны быть приняты.
Игорь Шикалов, начальник методического отдела Комитета по строительству:
– За последние 10 лет в РФ созданы новые СНиП и нормы в части применения новых технологий, материалов и оборудования. Под эгидой Росстроя была инициирована частичная модернизация и изменение СНиП. Но процедура была проведена таким образом, что подготовленные СНиП не были утверждены в Минюсте. Получился юридический казус, при котором старые СНиП, где нормы были прописаны «как обязательные», отменены, а новые Минюст «как обязательные» не зарегистрировал.
Наш комитет не стал отступать от норм законодательства РФ: все документы, которые носят обязательный характер, постановлением правительства Петербурга переиздали в 2008 году и перевели в разряд документов добровольного применения. Но организовали свою работу так, что органы власти, общественные организации и все задействованные в строительстве структуры были заинтересованы в разработке этих документов.
Распоряжением Комитета по строительству была создана рабочая группа, которая занимается вопросами нормирования. В нее вошли все заинтересованные органы власти города, руководители общественных организаций и пять ведущих проектных институтов Санкт-Петербурга. Эта комиссия рассматривает тематику готовящихся документов, а также участвует в процессе их рассмотрения и принятия. Данные документы были рекомендованы членам ССОО для принятия в качестве стандартов организаций членов Союза и некоммерческих партнерств. Членам Союза при формировании нормативной базы некоммерческих партнерств также было рекомендовано принять в качестве стандартов СРО указанные территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга и методические документы Комитета по строительству.
Документы также рекомендованы к принятию в качестве добровольных в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.
О том, какие меры нужно принять для решения этих проблем, рассуждают специалисты.
Сергей Фролов, руководитель Управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга»:
– Закон о техническом регулировании предусматривает, во-первых, сближение отечественного и зарубежных законодательств, во-вторых, снятие технических барьеров в торговле (ТБТ). Это означает, что любой товар, произведенный и получивший оценку соответствия в одной стране, должен признаваться и иметь право хождения на рынках всех стран, работающих по одному техническому законодательству.
Сразу после принятия 148-ФЗ строительное сообщество предлагало не применять данный закон для строительной отрасли. Объектом строительства являются здания и сооружения, которые не совсем соответствуют такому понятию, как товар. Здания и сооружения не пересекают границы, не обращаются на рынке. Но мнение строителей не было услышано, и строительная отрасль попала под действие этого закона. В течение 4 лет строители не могли реализовать требования закона, поскольку закон установил совершенно другие нормативные документы, в отличие от тех, что у нас имелись. Законом определено, что обязательные требования – требования по безопасности – должны содержаться в технических регламентах, а положения, подлежащие добровольному исполнению, в национальных стандартах и сводах правил. Таким образом, требования стандартов, СНиП, СанПиН, ВСН, ТСН из разряда документов, подлежащих обязательному исполнению, перешли в разряд рекомендательных. К сожалению, на сегодняшний день нет однозначного толкования, что указанные нормативные документы входят в состав сводов правил.
Но закон есть, а значит, его надо выполнять.
25 сентября 2009 года Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроекты «Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"» и «Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"».
Законопроект «Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"» является одним из приоритетных в области технического регулирования. Он направлен не только на создание условий для обеспечения безопасности зданий и сооружений, но и на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Для достижения указанных целей в законопроекте устанавливаются минимально необходимые требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения на всех стадиях жизненного цикла объекта: начиная с инженерных изысканий, проектирования и заканчивая сносом.
Законопроект «Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"» также является одним из приоритетных, поскольку использование безопасных строительных материалов, изделий и конструкций и их соответствие проектным решениям имеет принципиальное значение для зданий и сооружений в разнообразных климатических зонах и геологических условиях.
Принятие этих законопроектов позволит обеспечить безопасность объектов капитального строительства, что особенно актуально, учитывая участившиеся случаи обрушения зданий и сооружений и аварийные ситуации, повлекшие за собой человеческие жертвы».
Предстоит второе и третье слушание данных проектов технических регламентов в Государственной Думе, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом России. Необходимо также составить и принять перечни национальных стандартов и сводов правил, выполнение которых на добровольной основе является подтверждением требований технических регламентов. Впереди еще большая работа, но она уже проводится, и есть надежда, что к концу 2009 года регламенты должны быть приняты.
Игорь Шикалов, начальник методического отдела Комитета по строительству:
– За последние 10 лет в РФ созданы новые СНиП и нормы в части применения новых технологий, материалов и оборудования. Под эгидой Росстроя была инициирована частичная модернизация и изменение СНиП. Но процедура была проведена таким образом, что подготовленные СНиП не были утверждены в Минюсте. Получился юридический казус, при котором старые СНиП, где нормы были прописаны «как обязательные», отменены, а новые Минюст «как обязательные» не зарегистрировал.
Наш комитет не стал отступать от норм законодательства РФ: все документы, которые носят обязательный характер, постановлением правительства Петербурга переиздали в 2008 году и перевели в разряд документов добровольного применения. Но организовали свою работу так, что органы власти, общественные организации и все задействованные в строительстве структуры были заинтересованы в разработке этих документов.
Распоряжением Комитета по строительству была создана рабочая группа, которая занимается вопросами нормирования. В нее вошли все заинтересованные органы власти города, руководители общественных организаций и пять ведущих проектных институтов Санкт-Петербурга. Эта комиссия рассматривает тематику готовящихся документов, а также участвует в процессе их рассмотрения и принятия. Данные документы были рекомендованы членам ССОО для принятия в качестве стандартов организаций членов Союза и некоммерческих партнерств. Членам Союза при формировании нормативной базы некоммерческих партнерств также было рекомендовано принять в качестве стандартов СРО указанные территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга и методические документы Комитета по строительству.
Документы также рекомендованы к принятию в качестве добровольных в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Марианна Рахман