Двигатели рынка

В канун дня работника рекламы «Строительный Еженедельник» задал специалистам ведущих компаний Петербурга вопрос: «Как изменилась рекламная кампания вашей фирмы в связи с наступлением кризиса и что происходит с рекламой сейчас?». Нам было важно понять, прошли ли отделы рекламы и PR «дно кризиса» и насколько активны они будут в конце такого тяжелого года.

Мария Паничкина, начальник отдела рекламы и маркетинга компании «Адвант-Страхование»:
– Кризис во многом изменил привычную систему расчета годового рекламного бюджета. И заострил внимание на таком вопросе, как отношение к затратам на рекламу в целом. Поэтому во многих организациях страховой сферы была избрана политика их минимизации: реклама, конечно, нужна, но не настолько необходима, чтобы тратить на нее средства в сложное время. Тем не менее последствия снижения бюджета могут быть катастрофическими, ибо чреваты провалом на уровень низкой эффективности – есть планка, ниже которой опускать бюджет нельзя ни в коем случае, лучше уж вообще исключить затраты на рекламу из плана развития – эффект будет тот же. Другая крайность – проведение необоснованно агрессивных рекламных кампаний, больше напоминающих предсмертную агонию, нежели спланированную полномасштабную акцию.

Даниил Котов и Ян Красовский, менеджеры по рекламе и PR компании «Роспайп»:
– С наступлением кризиса в нашей компании сильно сократились все рекламные бюджеты. Мы практически перестали участвовать в выставках, отказавшись и от стенда на московском «Ситипайпе». Расходы на баннерную и информационную рекламу в СМИ также сократились. Связано это даже не столько с отсутствием денег, сколько с нехваткой информационных поводов. Внедрение новых продуктов было отложено в связи с их дороговизной.
В последнее время ситуация стала меняться. У нас появляется все больше поводов заявить о себе.
Компания практически не урезала бюджеты на корпоративные праздники.

Анастасия Плюха, заместитель директора по развитию компании ЗАО «РосСтройИнвест»:
– Наша рекламная кампания стала более оптимизирована, но это не фактор экономии, а правильная контент-стратегия рекламного присутствия.
Конечно, на ближайшее время те широкие жесты с имиджевой рекламой, которые имели место быть, отошли на второй план и уступили место товарной рекламе.
Сейчас у нас достойно проходят PR-мероприятия по антикризисному предложению «Квартиры от 1 575 000 рублей» на квартиры в жилом комплексе «Князь Александр Невский». Здесь задействован целый ряд мероприятий, включающий в себя и СМИ, и массовые мероприятия, такие как «Женская десятка», и специализированные выставки недвижимости и радиостанции, и, конечно же, так полюбившийся в последнее время всем рекламодателям интернет-сектор.

Наталья Гончарова, руководитель отдела маркетинга Astera St. Petersburg:
– В начале 2009 года мы пересмотрели бюджет на рекламные и PR-мероприятия. Мы провели тщательный анализ рекламных источников, которые использовали в 2008 году, выделили наиболее эффективные и таким образом смогли оптимизировать затраты. В 2009 году мы сделали особый акцент на наружной рекламе и рекламе в Интернете.
Кроме того, мы усилили направление PR-деятельности. На протяжение всего года мы стараемся как можно больше работать с профессиональными и деловыми СМИ.

Александра Васильева, руководитель отдела рекламы и PR Балтийской металлургической компании:
– Рекламная кампания БМК с наступлением кризиса существенно сократилась, особенно реклама в печатных изданиях. Сейчас можно сказать, что мы ушли полностью в интернет-рекламу, и та сокращена до минимума. Наши PR-акции в этом году были так или иначе связаны с деятельностью бизнес-клуба «РСПМ Северо-Запад». Это реклама и информационная поддержка встреч и конференций в рамках клуба; помимо этого, сейчас осуществляется PR-поддержка нового некоммерческого партнерства – Ассоциации металлосервисных компаний Санкт-Петербурга.
Наш рекламный бюджет в настоящее время сокращен до минимума, поэтому «дно кризиса» для нас наступило, но пока не миновало, и подвижек к улучшению ситуации пока не ощущается.
Многие наши коллеги тоже переориентировались на работу в Интернете, поэтому из рекламных акций своих коллег можно отметить компании «Руструбпром» и «Петрометалл» – они сделали новые сайты.

Алексей Бонч-Бруевич, директор по продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
– «Балтийская жемчужина» корректирует свой рекламный бюджет, исходя из реального спроса на рынке недвижимости. Наша реклама стала менее массовой, но более целевой, направленной на стимуляцию колеблющихся потребителей, чье решение о покупке недвижимости принято, но пока нет явного предпочтения среди застройщиков. В 2009 году компанией были сокращены затраты на рекламу в прессе, а на интернет-ресурсы, наоборот, увеличены. Наружная реклама стала более локализованной, нацеленной на стимуляцию спроса в юго-западном районе города. Сейчас «Балтийская жемчужина» активно продвигается в Интернет. Также мы уделяем большое внимание формированию позитивного информационного поля. Мы всегда оперативно предоставляем различную информацию СМИ города.
В этом году наша компания придает особое значение событийному маркетингу в целях повышения уровня известности и лояльности к проекту «Балтийская жемчужина» со стороны горожан, а также увеличения объема продаж. Компания не только принимает активное участие, но и самостоятельно организует мероприятия, на которых можно пообщаться с петербуржцами.

Елена Михалева, руководитель отдела PR и коммуникаций ГК «ТЭТРА Электрик»:
– Мы работаем в секторе B2B, поэтому наши маркетинговые коммуникации существенно отличаются от коммуникаций для потребительских товаров. Это всегда более адресные коммуникаций, PR, маркетинговые акции.
Так совпало, что с этого года наши маркетинговые коммуникации существенно сместились в сферу PR. Подводя итоги года, уже сейчас можно говорить, что такая переориентация принесла свои существенные плоды, не только в точки зрения результата, но и с точки зрения затрат.
Самой серьезной нашей PR-акцией было участие в «Российской инновационной неделе» впервые в качестве экспонента и соорганизатора деловой программы. Перед нами стояли серьезные задачи – репозиционирование бренда компании, информирование целевых аудиторий в новых направлениях развития, о наших инновационных разработках и проектах.

Лидия Пашнова, директор по маркетингу и PR ИСГ «Сплав»:
– Наступивший в прошлом году кризис коснулся всех без исключения, кого-то в большей, а кого-то в меньшей степени. В период кризиса реклама стала индикатором состояния дел компаний. На растущем рынке фирмы динамично развивались, тратились большие средства на продвижение брендов, а также продуктов и услуг. И эти затраты себя оправдывали. В кризис ситуация кардинально изменилась. Особенно это было заметно в первые несколько месяцев кризиса: резко сократилась реклама в печатных изданиях, наружная реклама. Если до кризиса улицы города и обочины областных шоссе пестрели всевозможными плакатами известных фирм, то с наступлением экономических трудностей многие месяцы билборды стояли пустыми и невостребованными, несмотря на существенные скидки со стороны собственников рекламоносителей. Сейчас ситуация стабилизировалась, претерпев корректировки, реклама вернулась в СМИ. Мы тоже провели корректировку рекламных бюджетов, пересмотрели приоритеты размещения информации о проектах компании. Основной акцент был сделан на размещении в электронных изданиях.

Михаил Духовный, директор департамента корпоративных коммуникаций холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ»:
– Кризис заставил на многие вещи посмотреть по-иному. В том числе и на рекламу собственного бренда, своих продуктов. Разумеется, все бюджеты были сокращены. Поэтому автоматически возник вопрос повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Мы откорректировали подход к выбору рекламных ресурсов, четко ориентируясь на рейтинги рекламоносителей. Убрали все лишнее, оставив только необходимое. Сделали упор на максимальное использование каналов прямой коммуникации с клиентами, усилили свое присутствие на информационном рынке. В некотором смысле мы достигли синергетического эффекта от специальных, а иногда и уникальных маркетинговых предложений, с одной стороны, и активного прямого взаимодействия с нашими клиентами – с другой.
В начале 2009 года мы создали специальную новостную видеопрограмму «Будущее строится сегодня», рассказывающую о деятельности нашего холдинга. Любой желающий может посмотреть ее на нашем сайте в новостном разделе. Эта программа пользуется большой популярностью – в месяц ее просматривают тысячи человек. Учитывая повышенное внимание клиентов к работе строек, мы ежемесячно публикуем «Бюллетень строительства», в котором подробно описываем степень готовности наших объектов.
Что касается рекламы коллег-конкурентов, то отмечу, что среди них я не видел ни одной непрофессиональной или раздражающей. Вся реклама сделана на хорошем уровне, и следить за ней интересно и любопытно. Что касается особого взгляда, я, как и многие специалисты, обратил внимание на рекламу «Строительного треста». Впервые за многие годы у коллег произошли изменения в ключевом образе компании.

Ольга Бурдина, руководитель департамента рекламы и PR Института проблем предпринимательства (ИПП):
– Если вы хотите услышать, что наш рекламный бюджет был сокращен, то не услышите! Не только не сокращен, но даже несколько увеличен за счет продвижения отдельных услуг. Да и географию размещения мы несколько расширили: московские СМИ стали гораздо более гибко подходить к вопросу цен на рекламу, а с появлением партнеров в других странах возникла необходимость в расширении иностранных версий нашего сайта.
Поскольку наша компания занимается классическим консалтингом, то и PR-политика у нас достаточно сдержанная и выверенная годами: журналисты регулярно обращаются к нашим экспертам за комментариями по вопросам в области права, оценки и аудита.
Из последних рекламных акций, пожалуй, отмечу кампанию «Строительного треста». Хорошая имиджевая картинка, продуманный пул СМИ.

Екатерина Гигиняк, начальник пресс-службы ОАО «Метрострой»:
– Потребность в рекламе и PR не уменьшилась, а скорее, возросла. Но я не стала бы связывать это с кризисом напрямую. Дело в том, что «Метрострой» за последние годы существенно расширил сферу своей деятельности. Если 3-4 года назад крупнейшим объектом предприятия был только метрополитен, то сейчас к нему добавились КЗС, ЛАЭС-2, вторая сцена Мариинского театра. Помимо объектов добавилась и общественная деятельность – организация профессионального сообщества подземщиков и переход на саморегулирование. Соответственно, выросла и информативность.
Если говорить о финансовой стороне, то, конечно, затраты сократились. Однако на сегодняшний момент при использовании стандартного для нашей организации набора инструментов потребность в рекламе и PR полностью удовлетворяется.
Из рекламных акций своих коллег хотелось бы отметить запись голосов любимых артистов, общественных деятелей Петербурга и их трансляцию в поездах метрополитена – очень удачная, на мой взгляд, идея.

Александр Шимберг, директор департамента по связям с общественностью УК «Морской фасад»:

– Ничего существенно в нашей рекламной кампании не поменялось. Мы проводим PR-поддержку обоих наших проектов: как образования и развития территории, так и строительства и эксплуатации круизного порта. Несмотря на кризис, пассажирский порт «Морской фасад» продолжает развиваться, успешно прошла первая навигация, мы стали лучшим транзитным портом в мире. Следующий год также распланирован, в навигацию-2010 будет работать не только первая очередь порта, но и вторая, а это пять причалов, три терминала.
Хотелось бы отметить PR-сопровождение работы нового порта. Наша компания всегда была открытой, мы постоянные участники специализированных выставок, предоставляем информацию городским СМИ, устраиваем экскурсии и различные конференции на территории порта. Мы активно работаем с жителями города.

Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу ЗАО «ЮИТ Лентек»:
– В кризис особенно необходимо «быть на виду» и привлекать внимание потенциальных покупателей конкурентоспособными предложениями. Наша стратегия продвижения несколько сместилась в сторону наиболее приоритетных каналов распространения информации. В связи с пересмотром рекламных бюджетов в условиях сложной экономической ситуации мы сейчас стараемся не разбрасываться на продвижение во многих источниках, а сконцентрироваться на более эффективных.
Мы стремимся к большей открытости и участвуем в значимых мероприятиях строительного комплекса, в конкурсах, социальных проектах.
Рекламный бюджет был пересмотрен, но не столько в сторону сокращения, сколько, наоборот, в сторону перераспределения финансирования на наиболее приоритетные направления. Надо отметить, что сложные экономические условия подталкивают большинство СМИ к некоторому снижению цен, формированию специальных предложений и повышению конкурентоспособности на рынке. А это, в свою очередь, дает компании дополнительные рекламные возможности.

Дина Мухаметдинова, директор по маркетингу и рекламе ООО «ПКП «Ресурс»:
– Экономический кризис, конечно, заставил компанию «Ресурс» сократить рекламный бюджет, но это вовсе не означает, что мы значительно сократили саму рекламу. Мы сумели распределить средства грамотно и перебросить все усилия на брендинг наиболее рентабельных товаров – товаров собственного производства.
Для нашей компании одной из важнейших PR-акций стало участие в конкурсе по качеству «Сделано в Петербурге», который проводится КЭРППиТ с СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».
Что касается «дна кризиса», то для нас его индикатором является в первую очередь рыночная активность. Нельзя однозначно сказать, что активность повысилась, но на некоторых из рынков мы видим значительное оживление.

Ян Фельдман, начальник отдела маркетинга, рекламы и PR ГК «АТ-Альянс»:
– В этом году мы старались делать упор в основном на товарную рекламу, поэтому основными направлениями для нас являются реклама в специализированных печатных СМИ и наружная баннерная реклама. Также по сравнению с предыдущим годом мы увеличили объем рекламы в Интернете, так как считаем ее наиболее эффективной. В 2009 году у нас стартовали такие акции, как «Автомобиль в подарок», которую мы проводим совместно с официальным дилером BMW компанией «Аксель Моторс», а также акция «Путевка в подарок», проводимая совместно с компанией «Ривьера». Первые итоги уже показывают, что данные акции интересны покупателям и оправдывают себя. Средства на рекламу пытаемся расходовать наиболее эффективно. В скором времени уже будем верстать бюджет на 2010 год, планируем увеличить его по сравнению с текущим годом. Хочется поздравить всех коллег с профессиональным праздником и пожелать дальнейших успехов.
рубрика: Стиль бизнеса
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.