Беззащитные берега
В Ленинградской области за 2009 год выявлено 37 случаев самозахвата водоохранных зон. Об этом заявил исполняющий обязанности руководителя территориального Управления Роснедвижимости по области Андрей Низовский. И, по всей видимости, выявлены далеко не все случаи нарушений.
«Актуальность проблемы связана с увеличением числа обращений граждан – они жалуются на многочисленные случаи незаконного занятия береговых полос. Происходит это не только на реках и озерах Ленинградской области, но и в акватории Финского залива», – поделился с представителями прессы Андрей Низовский, и.о. руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (Управление Роснедвижимости по Ленинградской области).
Иногда местные жители не могут пройти к берегу в нескольких десятках метров от своего дома. Над решением этой проблемы начали работать еще в мае, когда тревожные сигналы стали поступать в массовом порядке. Был утвержден план проверок. На контроль взяли все обращения граждан, статьи в СМИ, в которых содержалась информация о самовольном захвате береговой полосы либо земельных участков, находящихся в водоохранных или прибрежных защитных зонах.
Предписанному верить!
Всего в 2009 году было установлено 37 случаев самовольного занятия земельных участков в водоохранной зоне. Больше всего заявлений из Приозерского, Выборгского, Волховского, Кировского, Кингисеппского районов. Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области проведено 80 плановых проверок. Практически половина из них выявила признаки административного правонарушения в части самовольного занятия земельных участков (статья 7.1 Земельного кодекса административных правонарушений РФ). Было выявлено пять случаев нецелевого использования земельных участков либо использования не по целевому назначению (статья 8.8). Обнаружены также и факты самовольного занятия земельных участков, находящихся в прибрежно-защитных полосах (статья 7.8). Типичной является ситуация, когда права на земельный участок существуют, но документы до конца не оформлены. Это означает, что бюджеты муниципальных образований субъекта РФ недополучают денежные средства от уплаты земельного налога – в подобных ситуациях выносится постановление об обязательном соблюдении всех юридических формальностей.
По выявленным фактам возбуждаются дела об административных правонарушениях, выдаются предписания о необходимости устранения таких правонарушений, выносятся постановления о наложении административного штрафа. Срок исполнения предписаний, в зависимости от того, о каком нарушении идет речь, составляет от одного месяца до полугода. Далее по истечении срока проводится повторная проверка: освобожден ли участок, оформлены ли правоустанавливающие документы?
Если нарушение не устранено, возбуждается административное дело по статье 19.5 (невыполнение предписания), которое направляется на рассмотрение мировому судье. «Конечно, когда мы видим, что предпринимается все возможное, то иногда идем навстречу землепользователю, продлеваем срок предписания», – говорит г-н Низовский.
Кадровый голод
Граждане и представители организаций должны осознавать неизбежность наказания за совершенное правонарушение в части соблюдения земельного законодательства. Но ресурсов для этого недостаточно. Сейчас на территории Ленинградской области работают 60 государственных инспекторов, которые вправе осуществлять земельный контроль на территории области. Из них 23 – главные государственные инспекторы или их заместители, которые имеют право рассматривать такие правонарушения, налагать административные взыскания. Но в то же время эти должностные лица выполняют не только обязанности по осуществлению государственного земельного контроля, но и массу других задач. В их сферу деятельности входит землеустройство, рассмотрение обращений граждан, проведение государственного кадастрового учета земельных участков.
Дефицит законов
По мнению чиновника, динамика выявления нарушений, конечно, «зашкаливает». Но если смотреть на статистику, то после принятия ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» количественные характеристики резко упали. Ведь около 70% всех проверок проводится в отношении юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. В законе четко перечислены случаи, при которых можно проводить внеплановые проверки. К ним относятся мониторинг исполнения ранее выданного предписания, наличие угрозы для жизни, здоровья или окружающей среды.
Как правило, «дворцы» тоже находятся в садоводческих или дачных некоммерческих объединениях, которые попадают под силу закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и ответственность за нарушения несут эти объединения.
У государственных инспекторов не хватает законодательной базы, чтобы привлечь «захватчиков» береговых линий. «Если раньше к нам обращались, указывая на самовольное занятие земельного участка, и мы выезжали и проводили проверку, то в настоящий момент у нас такие основания отсутствуют. Мы вынуждены отказывать заявителям. Проводить проверки можно только в перечисленных случаях, в ряде ситуаций требуется разрешение прокурора. Согласно закону, госинспекторы обязаны предупредить о проверке, – сетует чиновник. – Абсурдность ситуации в том, то мы имеем информацию о нарушении, но оперативно среагировать не можем».
Сложный случай
Законодательные прорехи хорошо видны на примерах. «Возьмем частный случай: поступило сообщение, что перекрыт доступ к объекту водного фонда, – рассказывает Андрей Низовский. – Мы выезжаем на место, на самом деле забор идет до уреза воды, но в заборе есть открытая калитка. Значит, согласно букве закона, доступ к береговой зоне есть – формальности соблюдены. Другое дело, что калитку могут открыть только на время инспектирования… Ведь мы обязаны уведомлять о предстоящей проверке. Каким образом уследить момент, когда доступ закрыт?»
По закону должен быть доступ к 20-метровой береговой полосе, каким образом этот доступ осуществляется – в законе не оговаривается. С юридической точки зрения достаточно сложно отделить тех собственников, которые ограждают участки, беспокоясь о сохранении нормальной экологической обстановки, от тех, которые закрывают берег, чтобы обустроить там собственный пирс.
Вместе легче
В проблемных случаях различные природоохранные структуры объединяют свои усилия. «Мы взаимодействуем с другими органами контроля, и если чего-то не можем мы, то, возможно, это сможет кто-то другой. Мы не опускаем руки, такие участки мониторятся, включаются в план будущих проверок. Так или иначе, рано или поздно, но мы все равно достигнем результата», – уверен Андрей Низовский.
Сейчас внесены изменения в план проверок до конца 2009 года, включены земельные участки, расположенные в водоохранной зоне. «Мы хотим еще до конца года полностью понять ситуацию и, скорее всего, на следующий год сделаем акцент именно на проверках в водоохранных зонах», – говорит Андрей Низовский.
Управление Роснедвижимости проводит совместные проверки с управлением Росприроднадзора по Ленинградской области, налажено взаимодействие с Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Возможно, это сотрудничество станет основой работы новой структуры – Управления Росреестра по Ленинградской области, которое будет создано 1 июня 2010 года, согласно приказу Росреестра. В новом ведомстве Роснедвижимость и Росрегистрация будут представлены как одно целое, также Управлению будут переданы функции Северо-Западного окружного управления Роскартографии.
Кстати (озерная хроника):
Строительная компания, возводящая элитный коттеджный поселок на берегу озера Красное в Выборгском районе, огородила прибрежную полосу забором, ограничив проход к водоему. Местные жители обратили внимание контролирующих организаций на нарушение компанией-застройщиком Водного кодекса РФ, а также обратились в судебные инстанции.
«Хонка-парк» отказался от планов строительства коттеджного поселка на берегу озера Вероярви в Токсово, против чего выступали жители поселка. Власти Ленобласти объявили юго-восточную часть побережья озера особо охраняемой природной территорией местного значения.
В марте этого года прошли общественные слушания в Нижней Шальдихе Кировского района Ленинградской области. Группа жителей высказывала беспокойство из-за береговой линии Новоладожского канала. Причиной выступлений стали действия арендаторов, вырубивших лес и установивших забор. Кировской прокуратурой и природоохранной прокуратурой Петербурга и Ленобласти были проведены проверки. Нарушений не было выявлено, но ситуация поставлена на контроль.
В июне жители деревни Васкелово Всеволожского района обратились в суд, чтобы опротестовать передачу общественного деревенского пляжа на реке Грузинке в собственность частному лицу – собственнику.
В июне в поселке Рощино Выборгского района Ленинградской области прошла акция протеста против захвата и застройки берегов. По фактам нарушений были инициированы прокурорские проверки.
«Актуальность проблемы связана с увеличением числа обращений граждан – они жалуются на многочисленные случаи незаконного занятия береговых полос. Происходит это не только на реках и озерах Ленинградской области, но и в акватории Финского залива», – поделился с представителями прессы Андрей Низовский, и.о. руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (Управление Роснедвижимости по Ленинградской области).
Иногда местные жители не могут пройти к берегу в нескольких десятках метров от своего дома. Над решением этой проблемы начали работать еще в мае, когда тревожные сигналы стали поступать в массовом порядке. Был утвержден план проверок. На контроль взяли все обращения граждан, статьи в СМИ, в которых содержалась информация о самовольном захвате береговой полосы либо земельных участков, находящихся в водоохранных или прибрежных защитных зонах.
Предписанному верить!
Всего в 2009 году было установлено 37 случаев самовольного занятия земельных участков в водоохранной зоне. Больше всего заявлений из Приозерского, Выборгского, Волховского, Кировского, Кингисеппского районов. Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области проведено 80 плановых проверок. Практически половина из них выявила признаки административного правонарушения в части самовольного занятия земельных участков (статья 7.1 Земельного кодекса административных правонарушений РФ). Было выявлено пять случаев нецелевого использования земельных участков либо использования не по целевому назначению (статья 8.8). Обнаружены также и факты самовольного занятия земельных участков, находящихся в прибрежно-защитных полосах (статья 7.8). Типичной является ситуация, когда права на земельный участок существуют, но документы до конца не оформлены. Это означает, что бюджеты муниципальных образований субъекта РФ недополучают денежные средства от уплаты земельного налога – в подобных ситуациях выносится постановление об обязательном соблюдении всех юридических формальностей.
По выявленным фактам возбуждаются дела об административных правонарушениях, выдаются предписания о необходимости устранения таких правонарушений, выносятся постановления о наложении административного штрафа. Срок исполнения предписаний, в зависимости от того, о каком нарушении идет речь, составляет от одного месяца до полугода. Далее по истечении срока проводится повторная проверка: освобожден ли участок, оформлены ли правоустанавливающие документы?
Если нарушение не устранено, возбуждается административное дело по статье 19.5 (невыполнение предписания), которое направляется на рассмотрение мировому судье. «Конечно, когда мы видим, что предпринимается все возможное, то иногда идем навстречу землепользователю, продлеваем срок предписания», – говорит г-н Низовский.
Кадровый голод
Граждане и представители организаций должны осознавать неизбежность наказания за совершенное правонарушение в части соблюдения земельного законодательства. Но ресурсов для этого недостаточно. Сейчас на территории Ленинградской области работают 60 государственных инспекторов, которые вправе осуществлять земельный контроль на территории области. Из них 23 – главные государственные инспекторы или их заместители, которые имеют право рассматривать такие правонарушения, налагать административные взыскания. Но в то же время эти должностные лица выполняют не только обязанности по осуществлению государственного земельного контроля, но и массу других задач. В их сферу деятельности входит землеустройство, рассмотрение обращений граждан, проведение государственного кадастрового учета земельных участков.
Дефицит законов
По мнению чиновника, динамика выявления нарушений, конечно, «зашкаливает». Но если смотреть на статистику, то после принятия ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» количественные характеристики резко упали. Ведь около 70% всех проверок проводится в отношении юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. В законе четко перечислены случаи, при которых можно проводить внеплановые проверки. К ним относятся мониторинг исполнения ранее выданного предписания, наличие угрозы для жизни, здоровья или окружающей среды.
Как правило, «дворцы» тоже находятся в садоводческих или дачных некоммерческих объединениях, которые попадают под силу закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и ответственность за нарушения несут эти объединения.
У государственных инспекторов не хватает законодательной базы, чтобы привлечь «захватчиков» береговых линий. «Если раньше к нам обращались, указывая на самовольное занятие земельного участка, и мы выезжали и проводили проверку, то в настоящий момент у нас такие основания отсутствуют. Мы вынуждены отказывать заявителям. Проводить проверки можно только в перечисленных случаях, в ряде ситуаций требуется разрешение прокурора. Согласно закону, госинспекторы обязаны предупредить о проверке, – сетует чиновник. – Абсурдность ситуации в том, то мы имеем информацию о нарушении, но оперативно среагировать не можем».
Сложный случай
Законодательные прорехи хорошо видны на примерах. «Возьмем частный случай: поступило сообщение, что перекрыт доступ к объекту водного фонда, – рассказывает Андрей Низовский. – Мы выезжаем на место, на самом деле забор идет до уреза воды, но в заборе есть открытая калитка. Значит, согласно букве закона, доступ к береговой зоне есть – формальности соблюдены. Другое дело, что калитку могут открыть только на время инспектирования… Ведь мы обязаны уведомлять о предстоящей проверке. Каким образом уследить момент, когда доступ закрыт?»
По закону должен быть доступ к 20-метровой береговой полосе, каким образом этот доступ осуществляется – в законе не оговаривается. С юридической точки зрения достаточно сложно отделить тех собственников, которые ограждают участки, беспокоясь о сохранении нормальной экологической обстановки, от тех, которые закрывают берег, чтобы обустроить там собственный пирс.
Вместе легче
В проблемных случаях различные природоохранные структуры объединяют свои усилия. «Мы взаимодействуем с другими органами контроля, и если чего-то не можем мы, то, возможно, это сможет кто-то другой. Мы не опускаем руки, такие участки мониторятся, включаются в план будущих проверок. Так или иначе, рано или поздно, но мы все равно достигнем результата», – уверен Андрей Низовский.
Сейчас внесены изменения в план проверок до конца 2009 года, включены земельные участки, расположенные в водоохранной зоне. «Мы хотим еще до конца года полностью понять ситуацию и, скорее всего, на следующий год сделаем акцент именно на проверках в водоохранных зонах», – говорит Андрей Низовский.
Управление Роснедвижимости проводит совместные проверки с управлением Росприроднадзора по Ленинградской области, налажено взаимодействие с Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Возможно, это сотрудничество станет основой работы новой структуры – Управления Росреестра по Ленинградской области, которое будет создано 1 июня 2010 года, согласно приказу Росреестра. В новом ведомстве Роснедвижимость и Росрегистрация будут представлены как одно целое, также Управлению будут переданы функции Северо-Западного окружного управления Роскартографии.
Кстати (озерная хроника):
Строительная компания, возводящая элитный коттеджный поселок на берегу озера Красное в Выборгском районе, огородила прибрежную полосу забором, ограничив проход к водоему. Местные жители обратили внимание контролирующих организаций на нарушение компанией-застройщиком Водного кодекса РФ, а также обратились в судебные инстанции.
«Хонка-парк» отказался от планов строительства коттеджного поселка на берегу озера Вероярви в Токсово, против чего выступали жители поселка. Власти Ленобласти объявили юго-восточную часть побережья озера особо охраняемой природной территорией местного значения.
В марте этого года прошли общественные слушания в Нижней Шальдихе Кировского района Ленинградской области. Группа жителей высказывала беспокойство из-за береговой линии Новоладожского канала. Причиной выступлений стали действия арендаторов, вырубивших лес и установивших забор. Кировской прокуратурой и природоохранной прокуратурой Петербурга и Ленобласти были проведены проверки. Нарушений не было выявлено, но ситуация поставлена на контроль.
В июне жители деревни Васкелово Всеволожского района обратились в суд, чтобы опротестовать передачу общественного деревенского пляжа на реке Грузинке в собственность частному лицу – собственнику.
В июне в поселке Рощино Выборгского района Ленинградской области прошла акция протеста против захвата и застройки берегов. По фактам нарушений были инициированы прокурорские проверки.
рубрика:
Власть
автор:
Ксения Виноградова