Время бюджетных проектов
Крупные игроки строительного рынка минувший кризисный год оценивают как время государственного заказа. На фоне приостановленных инвестиционных проектов строительство объектов за счет бюджетных средств стало наиболее привлекательным для подрядных организаций.
Первый заместитель генерального директора ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» Михаил Леонтьев в беседе со «Строительным Еженедельником» признается, что сейчас для корпорации петербургские проекты в финансовом плане являются наиболее надежными.
– Михаил Михайлович, как кризис отразился на деятельности корпорации «Трансстрой»?
– Сказать, что не отразился, было бы лукавством, но за год до разразившегося кризиса мы сделали ставку на государственные проекты, и портфель заказов компании на 90 процентов состоит сегодня из них. Поэтому серьезных испытаний мы не пережили. Но перспективными могли стать именно инвестиционные проекты. В 2008 году шла серьезная работа по формированию дальнейшей программы деятельности компании. Поэтому в 2009 году возникли определенные проблемы, связанные с несостоявшимися планами по реализации ряда инвестиционных проектов, которые должны были развиваться по концессионному принципу в Санкт-Петербурге. Это, в частности, концессионное строительство Западного скоростного диаметра, для которого уже практически все было готово. Мы должны были подписать контракт в конце 2008 года, но весь этот процесс отложился до лучших времен по известным нам причинам. Другой пример – проект скоростного трамвая в Санкт-Петербурге, для реализации которого мы приложили очень много сил, и в результате тендер на выполнение подрядных работ тоже был отложен на неопределенное время. Кризис серьезно отразился на финансировании строительства еще одного инвестиционного проекта – железной дороги к Эльгинскому угольному месторождению. Были неплатежи. Из-за этого у нас были натянутые отношения с компанией «Мечел», финансирующей проект. Если честно, мы в этом году потеряли много перспективных проектов. Мы только сейчас начинаем работать в полную силу.
– Однако, насколько известно, вы вполне успешно реализуете проекты по государственному заказу.
– В реализации проектов, финансируемых из федерального бюджета, в начале 2009 года были определенные сложности. Было не очень ясно, как будут поступать средства, в каком объеме. Стоимость контрактов и их финансирование были секвестированы на 15 процентов. Но в середине года в этом вопросе появилась ясность и стабильность.
– Как бюджетное финансирование осуществляется в Санкт-Петербурге?
– Мы не почувствовали никаких проблем в работе над петербургскими проектами. Спасибо администрации: петербургские власти сделали для этого все необходимое. Сегодня наш главный проект в Санкт-Петербурге – футбольный стадион на Крестовском острове. Его финансирование не прекращалось и не уменьшалось – все идет, как мы договорились с заказчиком изначально. Другой проект – реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома Пулково – тоже реализуется без изменений. Правда, незначительные задержки по финансированию все-таки были, но сейчас уже все трудности позади. Полоса готова. В декабре этого года мы введем ее в эксплуатацию. В конце 2008 года мы построили терминал морского пассажирского порта «Морской фасад». Сейчас он успешно работает и даже входит в первую тройку международных круизных портов, наряду с портами Малага (Испания) и Сент-Джон (Канада).
– Расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается строительство стадиона на Крестовском острове?
– Мы строим футбольную арену по графику. Сейчас заканчиваем сооружение стилобатной части, подтрибунного пространства. Приступаем к устройству конструкций чаши стадиона и монтажу металлоконструкций крыши. Бетонируется стапельная плита для выдвижного поля. Летом планируем бетонировать стапель внутри стадиона. Кроме того, приступили к реконструкции павильонов, которые остались от прежнего стадиона имени Кирова. Еще один важный объект, который уже почти построен, – это энергоцентр, в котором будут размещены все жизнедеятельные органы новой арены. В конце декабря 2009 года мы приступим к монтажу необходимого оборудования.
– Скоро заканчивается срок лицензирования строительных компаний. В какой саморегулируемой организации (СРО) состоит корпорация «Трансстрой»?
– Мы создали свою саморегулируемую организацию – некоммерческое партнерство «Международная гильдия транспортных строителей». Конечно, мы объединились с другими компаниями, осуществляющими свою деятельность в данной сфере строительства.
– Как вы думаете, каков потенциал СРО?
– Думаю, что польза от этого будет. Может, мы избавимся от определенных организаций, которые за энную сумму денег покупают лицензии и при этом ничего не делают. Они, как правило, выступают прослойкой, через которую решаются чьи-то определенные проблемы. Сейчас все компании, объединившиеся в СРО, будут отвечать друг за друга. Если вдруг кто-то подведет, отвечать придется нам всем. В таких условиях серьезные компании усилят свои позиции на рынке, а нежизнеспособные вынуждены будут уйти.
– Какие проекты вы сейчас реализуете по государственному заказу?
– Сейчас корпорация «Трансстрой» занимается строительством железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в Якутии, реконструкцией аэропорта Шереметьево в Москве и строительством порта с дальнейшим перепрофилированием в яхтинг в Сочи. Он будет грузовым портом только в период строительства олимпийских объектов. Кроме того, выполняем реконструкцию аэропорта в Геленджике и 14-го корпуса Московского Кремля.
– Вы работаете по всей России. Где лучше инвестиционный климат?
– Само собой, в Сочи. Однако для нас все-таки важнее развитие Южной Якутии и Дальнего Востока. Чувствую, что там есть потенциал. Эти регионы надо развивать именно по линии транспортного строительства.
– Какие передовые материалы и технологии вы применяете на ваших объектах?
– В Сочи при строительстве порта проектировщики предложили новый подход для сооружения камер гашения оградительных сооружений. Ведется работа по оформлению патента.
На строительстве стадиона «Зенит» на каждом этапе применяются совершенно новые технологии. В разработке – особые технологии при устройстве выдвижного поля стадиона. Мы отказались от проектных решений прежнего подрядчика, который предусматривал использование зарубежных технологий и материалов, и заменили их на отечественные: так и дешевле, и практичнее. Кроме того, сменили технологию скольжения поля на его выкатывание с помощью катков и рельсов. Разницы в эксплуатации поля не будет никакой, но наше решение адекватно погодным условиям Санкт-Петербурга. Мы используем в строительстве практически уникальную технику: два новых башенных крана, грузоподъемностью 750 тонн, для монтажа конструкций крыши – в мире их насчитывается единицы, в гражданском строительстве практически не применяются – на нашем стадионе уже установлены и работают. В России аналогов нет. Более того, ожидаем из Германии еще один кран, рассчитанный на 800 тонн.
В каждом проекте мы стремимся к удешевлению конструкций за счет применения новых разработок и технологий. Сегодня это нам удается.
Первый заместитель генерального директора ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» Михаил Леонтьев в беседе со «Строительным Еженедельником» признается, что сейчас для корпорации петербургские проекты в финансовом плане являются наиболее надежными.
– Михаил Михайлович, как кризис отразился на деятельности корпорации «Трансстрой»?
– Сказать, что не отразился, было бы лукавством, но за год до разразившегося кризиса мы сделали ставку на государственные проекты, и портфель заказов компании на 90 процентов состоит сегодня из них. Поэтому серьезных испытаний мы не пережили. Но перспективными могли стать именно инвестиционные проекты. В 2008 году шла серьезная работа по формированию дальнейшей программы деятельности компании. Поэтому в 2009 году возникли определенные проблемы, связанные с несостоявшимися планами по реализации ряда инвестиционных проектов, которые должны были развиваться по концессионному принципу в Санкт-Петербурге. Это, в частности, концессионное строительство Западного скоростного диаметра, для которого уже практически все было готово. Мы должны были подписать контракт в конце 2008 года, но весь этот процесс отложился до лучших времен по известным нам причинам. Другой пример – проект скоростного трамвая в Санкт-Петербурге, для реализации которого мы приложили очень много сил, и в результате тендер на выполнение подрядных работ тоже был отложен на неопределенное время. Кризис серьезно отразился на финансировании строительства еще одного инвестиционного проекта – железной дороги к Эльгинскому угольному месторождению. Были неплатежи. Из-за этого у нас были натянутые отношения с компанией «Мечел», финансирующей проект. Если честно, мы в этом году потеряли много перспективных проектов. Мы только сейчас начинаем работать в полную силу.
– Однако, насколько известно, вы вполне успешно реализуете проекты по государственному заказу.
– В реализации проектов, финансируемых из федерального бюджета, в начале 2009 года были определенные сложности. Было не очень ясно, как будут поступать средства, в каком объеме. Стоимость контрактов и их финансирование были секвестированы на 15 процентов. Но в середине года в этом вопросе появилась ясность и стабильность.
– Как бюджетное финансирование осуществляется в Санкт-Петербурге?
– Мы не почувствовали никаких проблем в работе над петербургскими проектами. Спасибо администрации: петербургские власти сделали для этого все необходимое. Сегодня наш главный проект в Санкт-Петербурге – футбольный стадион на Крестовском острове. Его финансирование не прекращалось и не уменьшалось – все идет, как мы договорились с заказчиком изначально. Другой проект – реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома Пулково – тоже реализуется без изменений. Правда, незначительные задержки по финансированию все-таки были, но сейчас уже все трудности позади. Полоса готова. В декабре этого года мы введем ее в эксплуатацию. В конце 2008 года мы построили терминал морского пассажирского порта «Морской фасад». Сейчас он успешно работает и даже входит в первую тройку международных круизных портов, наряду с портами Малага (Испания) и Сент-Джон (Канада).
– Расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается строительство стадиона на Крестовском острове?
– Мы строим футбольную арену по графику. Сейчас заканчиваем сооружение стилобатной части, подтрибунного пространства. Приступаем к устройству конструкций чаши стадиона и монтажу металлоконструкций крыши. Бетонируется стапельная плита для выдвижного поля. Летом планируем бетонировать стапель внутри стадиона. Кроме того, приступили к реконструкции павильонов, которые остались от прежнего стадиона имени Кирова. Еще один важный объект, который уже почти построен, – это энергоцентр, в котором будут размещены все жизнедеятельные органы новой арены. В конце декабря 2009 года мы приступим к монтажу необходимого оборудования.
– Скоро заканчивается срок лицензирования строительных компаний. В какой саморегулируемой организации (СРО) состоит корпорация «Трансстрой»?
– Мы создали свою саморегулируемую организацию – некоммерческое партнерство «Международная гильдия транспортных строителей». Конечно, мы объединились с другими компаниями, осуществляющими свою деятельность в данной сфере строительства.
– Как вы думаете, каков потенциал СРО?
– Думаю, что польза от этого будет. Может, мы избавимся от определенных организаций, которые за энную сумму денег покупают лицензии и при этом ничего не делают. Они, как правило, выступают прослойкой, через которую решаются чьи-то определенные проблемы. Сейчас все компании, объединившиеся в СРО, будут отвечать друг за друга. Если вдруг кто-то подведет, отвечать придется нам всем. В таких условиях серьезные компании усилят свои позиции на рынке, а нежизнеспособные вынуждены будут уйти.
– Какие проекты вы сейчас реализуете по государственному заказу?
– Сейчас корпорация «Трансстрой» занимается строительством железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в Якутии, реконструкцией аэропорта Шереметьево в Москве и строительством порта с дальнейшим перепрофилированием в яхтинг в Сочи. Он будет грузовым портом только в период строительства олимпийских объектов. Кроме того, выполняем реконструкцию аэропорта в Геленджике и 14-го корпуса Московского Кремля.
– Вы работаете по всей России. Где лучше инвестиционный климат?
– Само собой, в Сочи. Однако для нас все-таки важнее развитие Южной Якутии и Дальнего Востока. Чувствую, что там есть потенциал. Эти регионы надо развивать именно по линии транспортного строительства.
– Какие передовые материалы и технологии вы применяете на ваших объектах?
– В Сочи при строительстве порта проектировщики предложили новый подход для сооружения камер гашения оградительных сооружений. Ведется работа по оформлению патента.
На строительстве стадиона «Зенит» на каждом этапе применяются совершенно новые технологии. В разработке – особые технологии при устройстве выдвижного поля стадиона. Мы отказались от проектных решений прежнего подрядчика, который предусматривал использование зарубежных технологий и материалов, и заменили их на отечественные: так и дешевле, и практичнее. Кроме того, сменили технологию скольжения поля на его выкатывание с помощью катков и рельсов. Разницы в эксплуатации поля не будет никакой, но наше решение адекватно погодным условиям Санкт-Петербурга. Мы используем в строительстве практически уникальную технику: два новых башенных крана, грузоподъемностью 750 тонн, для монтажа конструкций крыши – в мире их насчитывается единицы, в гражданском строительстве практически не применяются – на нашем стадионе уже установлены и работают. В России аналогов нет. Более того, ожидаем из Германии еще один кран, рассчитанный на 800 тонн.
В каждом проекте мы стремимся к удешевлению конструкций за счет применения новых разработок и технологий. Сегодня это нам удается.
рубрика:
Бизнес