Технические заказчики: быть или не быть
Ассоциация технических заказчиков строительства Санкт-Петербурга (АТЗС) создана летом 2009 года. Тогда президент ассоциации Владимир Хренов в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал о целях и задачах объединения. Сегодня мы беседуем с ним о первых результатах работы, которые в разрезе неотвратимости саморегулирования являются жизненно важными для инвестиционно-строительного комплекса города.
– Владимир Иванович, что нового с точки зрения деятельности АТЗС произошло со времени нашей предыдущей беседы? Оправдались ли ваши надежды полугодовой давности?
– В сущности, правильно было бы сегодня оценивать полуторагодичный период. Именно столько времени прошло с того момента, как в неформальном сообществе технических заказчиков зародилась идея создания ассоциации. Главным последствием появления АТЗС стала полезная и плодотворная профессиональная дискуссия в области управленческих проблем строительства и понимания места технического заказчика при их решении. Вопросы, поднятые в ходе обсуждения, рассматривались с участием представителей АТЗС на заседаниях президиума Союза строительных объединений и организаций, Координационного совета по развитию саморегулирования в Санкт-Петербурге, крупных общественных профессиональных сообществ. По итогам целый ряд организаций направил в различные инстанции соответствующие обращения, в том числе обращение в адрес Председателя Правительства РФ.
Ассоциация, послужившая катализатором перечисленных действий, подготовила и передала свои предложения по упорядочению ведения строительного контроля Российскому союзу строителей, а также Государственной Думе РФ в ходе парламентских слушаний 5 ноября сего года.
Можно сказать, что первый, хотя и промежуточный, результат нашей работы уже есть – это приказ Минрегиона РФ № 480 от 21 октября 2009 года, закрепивший ряд функций технического заказчика в министерском перечне видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Появление приказа фактически подтвердило на самом высоком федеральном уровне правомерность вопросов, поставленных нашей ассоциацией. Это, безусловно, шаг в правильном направлении, хотя сам документ далек от совершенства и содержит сомнительные моменты.
– Пожалуйста, поподробнее. О каких «сомнительных моментах» вы говорите?
– Во-первых, в соответствии с приказом, технический заказчик («застройщик» или «заказчик» по официальной терминологии) оказывается в интересном положении: почему-то он обязан получать допуски к своей деятельности в саморегулируемых организациях двух видов – и проектной, и подрядной. Таким образом, процедура обойдется техническому заказчику в два раза дороже и хлопотнее, чем любой другой организации.
Но дело не только и не столько во времени и в деньгах. В принципе, деятельность технического заказчика – это во многом контроль и координация работы проектировщиков и подрядных организаций. Не странно ли, что при этом заказчик должен получать допуски от проверяемых? Представьте, что вы пригласили дизайнера с бригадой рабочих сделать ремонт в своей квартире, а профсоюз, в котором они состоят, по своему усмотрению принимает решение: допускать вас или нет к контролю качества проектных и строительных работ? Абсурд!
Во-вторых, переход на саморегулирование в строительстве намечен с 1 января 2010 года. На дворе конец ноября, а приказ, между тем, еще не зарегистрирован Минюстом РФ. При этом на уровне различных федеральных ведомств нет единства взглядов относительно дальнейшей судьбы этого документа. Если к новому году приказ все-таки пройдет регистрацию, технические заказчики попросту не успеют получить необходимые допуски. В результате деятельность строительного комплекса всей страны окажется «вне закона», так как нет ни одной серьезной стройки без технического заказчика!
– Да, картина складывается неприятная. Что же, по мнению вашей ассоциации, следует делать?
– Деятельность технических заказчиков непосредственно связана с безопасностью строительства. Поэтому то, что в отсутствие государственных лицензий она должна осуществляться на основе допусков саморегулируемых организаций, – несомненно. Другой вопрос – на какие конкретно работы, осуществляемые техническим заказчиком, получение допуска должно стать обязательным?
По нашим оценкам, одних только ключевых функций технического заказчика насчитывается не менее двадцати. При этом на данный момент лишь семь из них являются предметом государственного лицензирования: обеспечение проектировщика исходными данными, подготовка задания на проектирование, техническое сопровождение проектирования, оформление разрешительной документации на строительство, освобождение территории строительства, управление строительством и технический надзор.
Мы полагаем, что в современных правовых и экономических условиях необходимость допуска актуальна лишь для технического надзора (действующим Градостроительным кодексом РФ он переименован в «строительный контроль»). Требования о получении допусков по вопросам организации проектирования, по крайней мере до тех пор, пока функционирует действующая система государственной экспертизы проектной документации, нам представляются надуманными.
В каких СРО следует получать допуск на ведение строительного контроля? Мы считаем, что ответ на этот вопрос заложен в самой структуре Градостроительного кодекса РФ, 53-я статья которого выделяет строительный контроль в самостоятельное направление градостроительной деятельности, наряду с проведением изысканий, проектированием и выполнением строительных работ. По мнению членов АТЗС, в Градостроительном кодексе РФ необходимо предусмотреть четвертый вид саморегулируемых организаций, осуществляющих строительный контроль.
Теперь о сроках введения новых требований к техническим заказчикам. По имеющейся у нас информации, на уровне федеральных правительственных структур есть разногласия в этом вопросе. Члены АТЗС – сторонники саморегулирования, но форсировать события в сегодняшних условиях вредно, и мы надеемся на взвешенный подход Минюста к регистрации приказа Минрегиона.
– Какие действия вы намерены предпринять для продвижения своей идеологии?
– Поскольку АТЗС – организация общественная, действовать мы можем только одним методом – убеждения. О проделанной работе я кратко рассказал. Сегодня излагаем нашу позицию по текущему положению для «Строительного Еженедельника». Мы надеемся, что включение материала в специальный номер в ежегодному Съезду строителей обеспечит максимальный охват целевой аудитории в Санкт-Петербурге и области. В настоящее время готовим и в ближайшем будущем направим соответствующие обращения в Российский союз строителей, в Союз строительных объединений и организаций, иные ассоциации и союзы инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга. Рассчитываем, как и до настоящего времени, иметь в их лице союзников в отстаивании общей позиции.
– По всей видимости, саморегулирование деятельности технических заказчиков, в той или иной форме, осуществится. Отразится ли это на ваших планах, намерена ли АТЗС превратиться в СРО?
– Как только нам стал доступен текст приказа Минрегиона, мы собрали внеочередное заседание президиума ассоциации, на котором еще раз обсудили и этот вопрос. По единодушному мнению членов АТЗС, ассоциация, как и ранее, должна оставаться общественной организацией, цель которой – повышение эффективности работы служб заказчика и оптимизация инвестиционно-строительного процесса.
– Владимир Иванович, что нового с точки зрения деятельности АТЗС произошло со времени нашей предыдущей беседы? Оправдались ли ваши надежды полугодовой давности?
– В сущности, правильно было бы сегодня оценивать полуторагодичный период. Именно столько времени прошло с того момента, как в неформальном сообществе технических заказчиков зародилась идея создания ассоциации. Главным последствием появления АТЗС стала полезная и плодотворная профессиональная дискуссия в области управленческих проблем строительства и понимания места технического заказчика при их решении. Вопросы, поднятые в ходе обсуждения, рассматривались с участием представителей АТЗС на заседаниях президиума Союза строительных объединений и организаций, Координационного совета по развитию саморегулирования в Санкт-Петербурге, крупных общественных профессиональных сообществ. По итогам целый ряд организаций направил в различные инстанции соответствующие обращения, в том числе обращение в адрес Председателя Правительства РФ.
Ассоциация, послужившая катализатором перечисленных действий, подготовила и передала свои предложения по упорядочению ведения строительного контроля Российскому союзу строителей, а также Государственной Думе РФ в ходе парламентских слушаний 5 ноября сего года.
Можно сказать, что первый, хотя и промежуточный, результат нашей работы уже есть – это приказ Минрегиона РФ № 480 от 21 октября 2009 года, закрепивший ряд функций технического заказчика в министерском перечне видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Появление приказа фактически подтвердило на самом высоком федеральном уровне правомерность вопросов, поставленных нашей ассоциацией. Это, безусловно, шаг в правильном направлении, хотя сам документ далек от совершенства и содержит сомнительные моменты.
– Пожалуйста, поподробнее. О каких «сомнительных моментах» вы говорите?
– Во-первых, в соответствии с приказом, технический заказчик («застройщик» или «заказчик» по официальной терминологии) оказывается в интересном положении: почему-то он обязан получать допуски к своей деятельности в саморегулируемых организациях двух видов – и проектной, и подрядной. Таким образом, процедура обойдется техническому заказчику в два раза дороже и хлопотнее, чем любой другой организации.
Но дело не только и не столько во времени и в деньгах. В принципе, деятельность технического заказчика – это во многом контроль и координация работы проектировщиков и подрядных организаций. Не странно ли, что при этом заказчик должен получать допуски от проверяемых? Представьте, что вы пригласили дизайнера с бригадой рабочих сделать ремонт в своей квартире, а профсоюз, в котором они состоят, по своему усмотрению принимает решение: допускать вас или нет к контролю качества проектных и строительных работ? Абсурд!
Во-вторых, переход на саморегулирование в строительстве намечен с 1 января 2010 года. На дворе конец ноября, а приказ, между тем, еще не зарегистрирован Минюстом РФ. При этом на уровне различных федеральных ведомств нет единства взглядов относительно дальнейшей судьбы этого документа. Если к новому году приказ все-таки пройдет регистрацию, технические заказчики попросту не успеют получить необходимые допуски. В результате деятельность строительного комплекса всей страны окажется «вне закона», так как нет ни одной серьезной стройки без технического заказчика!
– Да, картина складывается неприятная. Что же, по мнению вашей ассоциации, следует делать?
– Деятельность технических заказчиков непосредственно связана с безопасностью строительства. Поэтому то, что в отсутствие государственных лицензий она должна осуществляться на основе допусков саморегулируемых организаций, – несомненно. Другой вопрос – на какие конкретно работы, осуществляемые техническим заказчиком, получение допуска должно стать обязательным?
По нашим оценкам, одних только ключевых функций технического заказчика насчитывается не менее двадцати. При этом на данный момент лишь семь из них являются предметом государственного лицензирования: обеспечение проектировщика исходными данными, подготовка задания на проектирование, техническое сопровождение проектирования, оформление разрешительной документации на строительство, освобождение территории строительства, управление строительством и технический надзор.
Мы полагаем, что в современных правовых и экономических условиях необходимость допуска актуальна лишь для технического надзора (действующим Градостроительным кодексом РФ он переименован в «строительный контроль»). Требования о получении допусков по вопросам организации проектирования, по крайней мере до тех пор, пока функционирует действующая система государственной экспертизы проектной документации, нам представляются надуманными.
В каких СРО следует получать допуск на ведение строительного контроля? Мы считаем, что ответ на этот вопрос заложен в самой структуре Градостроительного кодекса РФ, 53-я статья которого выделяет строительный контроль в самостоятельное направление градостроительной деятельности, наряду с проведением изысканий, проектированием и выполнением строительных работ. По мнению членов АТЗС, в Градостроительном кодексе РФ необходимо предусмотреть четвертый вид саморегулируемых организаций, осуществляющих строительный контроль.
Теперь о сроках введения новых требований к техническим заказчикам. По имеющейся у нас информации, на уровне федеральных правительственных структур есть разногласия в этом вопросе. Члены АТЗС – сторонники саморегулирования, но форсировать события в сегодняшних условиях вредно, и мы надеемся на взвешенный подход Минюста к регистрации приказа Минрегиона.
– Какие действия вы намерены предпринять для продвижения своей идеологии?
– Поскольку АТЗС – организация общественная, действовать мы можем только одним методом – убеждения. О проделанной работе я кратко рассказал. Сегодня излагаем нашу позицию по текущему положению для «Строительного Еженедельника». Мы надеемся, что включение материала в специальный номер в ежегодному Съезду строителей обеспечит максимальный охват целевой аудитории в Санкт-Петербурге и области. В настоящее время готовим и в ближайшем будущем направим соответствующие обращения в Российский союз строителей, в Союз строительных объединений и организаций, иные ассоциации и союзы инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга. Рассчитываем, как и до настоящего времени, иметь в их лице союзников в отстаивании общей позиции.
– По всей видимости, саморегулирование деятельности технических заказчиков, в той или иной форме, осуществится. Отразится ли это на ваших планах, намерена ли АТЗС превратиться в СРО?
– Как только нам стал доступен текст приказа Минрегиона, мы собрали внеочередное заседание президиума ассоциации, на котором еще раз обсудили и этот вопрос. По единодушному мнению членов АТЗС, ассоциация, как и ранее, должна оставаться общественной организацией, цель которой – повышение эффективности работы служб заказчика и оптимизация инвестиционно-строительного процесса.
рубрика:
Бизнес
автор:
Дмитрий Борисов