Спасение Матисова
На территории квартала «Балтийская жемчужина» находится уникальный исторический водный объект – Матисов канал, объект культурного наследия регионального значения.
Канал создавался в XVIII веке для выполнения ряда функций: осушения прилегающей территории (использовавшейся в качестве пастбищ и сенокосов), водной коммуникации для подвоза строительных материалов и других грузов в глубь территории, обеспечения судоходных глубин в мелководной прибрежной зоне Маркизовой лужи, водноландшафтной оси примыкающего землевладения, приема стока реки Сосновки.
Матисов канал, как и все остальные находившиеся между Петергофской дорогой и Финским заливом, должны были реализовывать замысел Петра I о создании морской державы не только в государственных декларациях, но и на бытовом уровне. Такие каналы были прорыты с расстоянием между ними 300–500 м, имея своим аналогом обустройство маршевых, подтопляемых территорий Голландии. К сожалению, в городской черте все такие каналы, кроме Матисова, утрачены (ближайшие из сохранившихся находятся на территории Константиновского дворца).
Матисов канал легко могла постигнуть подобная участь. Гибель его была практически предопределена, за последние десятилетия вследствие хозяйственной деятельности было образовано второе (не историческое) русло канала, боковая протока к реке Дудергофке, был замыт выход канала в Финский залив, утрачивались исторические параметры канала (ширина, глубина, заложение откосов, крепление берегов), изменялись отметки прилегающих территорий, качество воды в канале из-за прекращения водообмена с заливом и ухудшением качества стока реки Сосновки неуклонно ухудшалось, инициируя его заиление и эвтрофикацию. Последнее время акватория и берега Матисова канала использовались яхт-клубом «Балтиец».
Для спасения этого объекта культурного наследия была приглашена специализированная организация ООО «НПК Проектводстрой», имеющая опыт выполнения подобных работ, и соответствующие лицензии на проектно-изыскательские работы и на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
ООО «НПК Проектводстрой» была составлена справка об истории создания и функционирования канала на протяжении почти 300 лет, выполнены обмеры и составлены чертежи, позволившие зафиксировать фактическое состояние канала перед началом строительных работ. На следующем этапе работ выполнялось архитектурно-археологическое обследование канала, исследования по зондажам, шурфам и вскрышам, разработаны предложения по реставрации и очередности производства работ. Работы проводились в тесном сотрудничестве со специалистами КГИОП Т.Ф. Красновой и С.Г. Горбатенко. В результате были уточнены все параметры канала и тип крепления откосов – каменное мощение в зоне переменного уровня. Кроме того, было уточнено положение и установлены размеры завершающего канал прямоугольного ковша, который использовался как небольшой причал и место разворота и отстоя маломерного флота.
Кроме проекта воссоздания Матисова канала ООО «НПК Проектводстрой» на территории «Балтийской жемчужины» выполнил расчетное обоснование и выдал ряд технических решений по обеспечению безопасных условий производства работ в котловане Южной площади, по результатам гидрологических изысканий уточнил морфометрические характеристики бассейна реки Сосновки и все ее гидрологические характеристики, в том числе гидрохимический режим, зависящий в основном от сбросов ливневой канализации, разработал проектную документацию по берегоукреплению западного берега Дудергофского канала от Финского залива до Петергофского шоссе и берегоукреплению Безымянного канала.
Таким образом, ООО «НПК Проектводстрой» в тесном взаимодействии с заказчиком, государственным надзорным органом по охране памятников и управлением государственной экспертизы разработан проект по восстановлению и сохранению уникального памятника ландшафтной архитектуры XVIII века – Матисова канала. В настоящее время ООО «НПК Проектводстрой» осуществляет авторский надзор за его строительством. Следует отметить, что основные технические решения, заложенные в конструкции Матисова канала, положены в основу идеологии проектирования всей водной системы территории «Балтийской жемчужины».
Реализация этого проекта придаст определенную ауру очарования обычной, в общем-то, квартальной застройке спального района. Строгим и очень естественным видом Матисова канала, созданного прихотью Петра I в начале XVIII века, в наши дни будут любоваться десятки тысяч петербуржцев, его берега станут излюбленным местом отдыха и прогулок местных жителей – взрослых и детей.
Канал создавался в XVIII веке для выполнения ряда функций: осушения прилегающей территории (использовавшейся в качестве пастбищ и сенокосов), водной коммуникации для подвоза строительных материалов и других грузов в глубь территории, обеспечения судоходных глубин в мелководной прибрежной зоне Маркизовой лужи, водноландшафтной оси примыкающего землевладения, приема стока реки Сосновки.
Матисов канал, как и все остальные находившиеся между Петергофской дорогой и Финским заливом, должны были реализовывать замысел Петра I о создании морской державы не только в государственных декларациях, но и на бытовом уровне. Такие каналы были прорыты с расстоянием между ними 300–500 м, имея своим аналогом обустройство маршевых, подтопляемых территорий Голландии. К сожалению, в городской черте все такие каналы, кроме Матисова, утрачены (ближайшие из сохранившихся находятся на территории Константиновского дворца).
Матисов канал легко могла постигнуть подобная участь. Гибель его была практически предопределена, за последние десятилетия вследствие хозяйственной деятельности было образовано второе (не историческое) русло канала, боковая протока к реке Дудергофке, был замыт выход канала в Финский залив, утрачивались исторические параметры канала (ширина, глубина, заложение откосов, крепление берегов), изменялись отметки прилегающих территорий, качество воды в канале из-за прекращения водообмена с заливом и ухудшением качества стока реки Сосновки неуклонно ухудшалось, инициируя его заиление и эвтрофикацию. Последнее время акватория и берега Матисова канала использовались яхт-клубом «Балтиец».
Для спасения этого объекта культурного наследия была приглашена специализированная организация ООО «НПК Проектводстрой», имеющая опыт выполнения подобных работ, и соответствующие лицензии на проектно-изыскательские работы и на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
ООО «НПК Проектводстрой» была составлена справка об истории создания и функционирования канала на протяжении почти 300 лет, выполнены обмеры и составлены чертежи, позволившие зафиксировать фактическое состояние канала перед началом строительных работ. На следующем этапе работ выполнялось архитектурно-археологическое обследование канала, исследования по зондажам, шурфам и вскрышам, разработаны предложения по реставрации и очередности производства работ. Работы проводились в тесном сотрудничестве со специалистами КГИОП Т.Ф. Красновой и С.Г. Горбатенко. В результате были уточнены все параметры канала и тип крепления откосов – каменное мощение в зоне переменного уровня. Кроме того, было уточнено положение и установлены размеры завершающего канал прямоугольного ковша, который использовался как небольшой причал и место разворота и отстоя маломерного флота.
Кроме проекта воссоздания Матисова канала ООО «НПК Проектводстрой» на территории «Балтийской жемчужины» выполнил расчетное обоснование и выдал ряд технических решений по обеспечению безопасных условий производства работ в котловане Южной площади, по результатам гидрологических изысканий уточнил морфометрические характеристики бассейна реки Сосновки и все ее гидрологические характеристики, в том числе гидрохимический режим, зависящий в основном от сбросов ливневой канализации, разработал проектную документацию по берегоукреплению западного берега Дудергофского канала от Финского залива до Петергофского шоссе и берегоукреплению Безымянного канала.
Таким образом, ООО «НПК Проектводстрой» в тесном взаимодействии с заказчиком, государственным надзорным органом по охране памятников и управлением государственной экспертизы разработан проект по восстановлению и сохранению уникального памятника ландшафтной архитектуры XVIII века – Матисова канала. В настоящее время ООО «НПК Проектводстрой» осуществляет авторский надзор за его строительством. Следует отметить, что основные технические решения, заложенные в конструкции Матисова канала, положены в основу идеологии проектирования всей водной системы территории «Балтийской жемчужины».
Реализация этого проекта придаст определенную ауру очарования обычной, в общем-то, квартальной застройке спального района. Строгим и очень естественным видом Матисова канала, созданного прихотью Петра I в начале XVIII века, в наши дни будут любоваться десятки тысяч петербуржцев, его берега станут излюбленным местом отдыха и прогулок местных жителей – взрослых и детей.
рубрика:
Паспорт объекта