VII Съезд строителей. Доклад Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. Часть II.

Уважаемые строители!
В следующем году мы будем отмечать 65-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Этот самый главный и святой для всех нас праздник. Нашей самой важной задачей, без сомнения, является выполнение Указа Президента Российской Федерации № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». И я уверена, что поручение Президента мы обязательно выполним.
Петербург решает задачу обеспечения достойным и комфортным жильем ветеранов двумя способами. Мы строим жилье за счет средств городского и федерального бюджетов и приобретаем однокомнатные квартиры на рынке недвижимости. Хочу выразить благодарность тем компаниям, которые на совесть строят жилье для ветеранов. Я призываю всех: Комитет по строительству, генподрядчиков, инвесторов – максимально ответственно отнестись к выполнению этой важнейшей задачи. Мы должны сделать все, чтобы наши ветераны смогли встретить 65-летнюю годовщину Победы в новых квартирах! Это наш профессиональный и сыновний долг.
Мы не делим ветеранов на категории. По Указу Президента улучшить свои жилищные условия смогут не только те из них, кто встал на очередь до 1 марта 2005 года, но и после этой даты. И это решение было принято Президентом во многом благодаря инициативе петербургского правительства. Это значит, что в следующем году мы продолжим строительство бюджетного жилья для ветеранов.
Другая, не менее значимая задача, поставленная перед нами Президентом, – обеспечение жильем российских военнослужащих. У нас есть очень хороший опыт строительства жилья для военных в Пушкине, одобренный федеральным правительством, ставший примером для всех российских регионов. Не сомневаюсь, что мы и дальше будем здесь лидерами, будем тиражировать свой опыт. В Петербурге на строительство жилья для военных до 2012 года предполагается выделить более 140 га. Сегодня ведется активное строительство квартир для военнослужащих на территории военного городка в Осиновой Роще. Там также должны быть построены детские сады, школы, детская и взрослая поликлиники, предприятия бытового обслуживания, дороги, парковки.
Фундамент всех градостроительных преобразований в городе – триединство основных законов, определяющих градостроительную политику: Генерального плана, Правил землепользования и застройки и закона о границах охранных зон. Принятие этих жизненно важных законов стало важным слагаемым нашей совместной работы. И мы убедились, что в уходящем году все они действовали эффективно и в одной связке.
Несмотря на влияние кризиса, инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга, которая всегда отличалась престижными рейтингами, сейчас по-прежнему высока. Но надо признать: из-за несовершенства законодательства ранее были допущены градостроительные ошибки. Именно поэтому основной вектор нашей деятельности направлен сегодня на сохранение города как живого организма, состоявшегося полноценного образа. Новое строительство не должно нарушать историческую ткань города. «Открыточные» исторические панорамы – это одна из наших не только градостроительных, но и духовных ценностей.
Мы последовательно будем выполнять план вывода промышленных объектов из центральной части Санкт-Петербурга на периферию. Скажем, промышленная зона за Обводным каналом далеко не красит город. Здесь, в непосредственной близости от исторического центра, уместно появление крупного делового Сити с небольшим вкраплением жилой застройки, строительства административных современных зданий на основе новейших технологий. Реорганизация этой территории – важная стратегическая задача.
Однозначно требуют реновации районы сложившейся пятиэтажной застройки. На недавнем заседании городского правительства было приятно решение о выставлении на торги 22 территорий, подлежащих реновации «хрущевок». Все территории разные, они имеют как положительную, так и отрицательную экономику. Мы объединили их в четыре лота, с тем чтобы каждый лот в результате имел положительную рыночную оценку. И другие территории по мере подготовки будут выставлены на торги в следующем году.
Реновация застроенных территорий – относительно новый этап развития рынка жилищного строительства. Мы понимаем, что реализация таких проектов будет сложной и напряженной. Поэтому город готов брать на себя строительство социальной инфраструктуры. Также будет предоставляться возможность выплачивать сумму, подлежащую перечислению в бюджет по результатам торгов, равными долями ежеквартально. При подготовке новых пакетов город будет делать все возможное для снижения финансовой нагрузки будущих инвесторов.
Наша самая ближайшая задача – развитие проектов планировки – укрупненных территорий, из которых в дальнейшем можно будет вычленять более мелкие участки для решения локальных задач. В настоящее время половина городской территории разрабатывается под проекты планировки, 8% таких проектов уже утверждены.
Хотелось бы, чтобы бизнес более активно включался в эту работу.
Одновременно с этим совершенствуется и отлаживается система визуально-аналитического контроля, построенная на использовании 3D-модели. Она позволит исключить необоснованные решения, связанные с высотными параметрами проектируемых объектов, и устранит субъективные оценки их местоположения.
Я уверена, что Комитет по градостроительству и архитектуре располагает широкими возможностями и достаточными полномочиями для того, чтобы добиться окончательного формирования в городе правового поля в области градостроительства и проводить выверенную политику, направленную на реализацию решений Генерального плана.
По моему поручению до конца года на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга будут направлены региональные нормативы градостроительного проектирования.
Есть проблемы и иного рода. В их числе – существующая задолженность застройщиков перед эксплуатирующими организациями. Есть случаи, когда монополисты наложили жесткие санкции – вплоть до отключения введенных в эксплуатацию объектов. Конечно, эту ситуацию можно объяснить экономической нестабильностью строительных компаний. Тем не менее такие ситуации недопустимы и не должны повториться вновь. Требовать долги строительных компаний с граждан неправомочно.
С целью урегулирования ситуации ТСЖ было предложено заключать договоры поручительства. Таким образом, появляется возможность разделить долги инвесторов перед предприятиями инженерного комплекса и текущие платежи населения за предоставленные услуги. В результате управляющие компании или ТСЖ выступают поручителями строительных организаций и осуществляют текущие платежи за потребление энергоресурсов. В свою очередь инвесторы погашают задолженность в соответствии с согласованным с монополистами графиком платежей. Этот механизм уже действует на практике.
Комитетом по строительству предложено установить срок действия условий подключения на период проектирования и строительства объекта – 2 года. Это позволит строительным компаниям, с одной стороны, выдерживать сроки строительства, с другой – не тратить время на пролонгирование договоров подключения.
Хочу подчеркнуть: эта проблема требует не только цивилизованного урегулирования разногласий по всем неплатежам, но и ответственного отношения всех сторон друг к другу. Ведь заложниками ситуации в первую очередь становятся жители нашего города.
Кстати, хочу проинформировать, что плата за присоединение на 2010 год повышаться не будет. Она останется на уровне этого года.
В этом году некоторые строительные компании столкнулись с протестами горожан, выступающих против возведения объектов. Заказчикам и строителям нужно обязательно прислушиваться к аргументам горожан. Однако суждения, которые подкреплены лишь эмоциями, мы поддерживать и принимать во внимание не будем. Чтобы не было конфликтов, нужно проводить самую широкую разъяснительную работу среди населения. Необходимо более открыто и доступно рассказывать петербуржцам о новых проектах. Это основы гражданского демократического общества.
Создание системы саморегулирования в строительной отрасли станет новым этапом жизни всего строительного сообщества. Этот процесс проходит сегодня при поддержке и непосредственном участии всех крупнейших общественных объединений, созданных в отрасли. Продолжается работа по созданию некоммерческих партнерств на базе известных, имеющих хорошую репутацию профессиональных объединений. На этом фоне вызывает особую озабоченность появление некоммерческих партнерств, создаваемых лицами или организациями, не присоединившимися к Меморандуму и не имеющими какого-либо авторитета в строительстве. Нам не нужны ни обманутые дольщики, ни обманутые строители!
Именно поэтому по моему поручению был создан Общественный совет по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга. В его состав вошли представители всех ветвей власти, крупнейших общественных организаций. Совет призван не только координировать деятельность саморегулируемых организаций, но и оказывать методическую помощь, направленную на повышение эффективности принятия решений по созданию и практической деятельности саморегулируемых организаций. Новый совет также будет проводить мониторинг их деятельности.
Совет уже сделал замечание, и я к нему присоединяюсь, что документы, направленные для регистрации петербургских саморегулируемых организаций в Ростехнадзор, рассматриваются очень медленно. Это ставит под угрозу выполнение требований Федерального закона о переходе строительной отрасли на саморегулирование с 1 января 2010 года.
От моего имени было направлено письмо в Ростехнадзор с просьбой об ускорении регистрации некоммерческих партнерств. Еще раз подчеркну: скорость регистрации новых саморегулируемых организаций не должна отразиться на их качестве и надежности. Это никаким образом не должно сказаться на качестве строительства.
В любом случае горожане не должны стать заложниками становления системы саморегулирования. Именно поэтому я призываю вас использовать существующие территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга и методические документы в качестве стандартов саморегулируемых организаций и некоммерческих партнерств. Здесь у нас есть большой задел, тем более что ТСН разрабатывались при тесном взаимодействии с профессионалами строительной отрасли.
Отмечу, что в процессе становления саморегулирования большую роль сыграл Союз строительных объединений и организаций – наш надежный партнер, выражающий интересы всего строительного сообщества Санкт-Петербурга. Союз объективно стал главным координатором не только процесса реализации саморегулирования в нашем регионе, но и развития всего строительного сообщества. Показательно, что практически все некоммерческие партнерства, создаваемые с целью реализации саморегулирования и поддержавшие Меморандум о взаимопонимании, подписанный строительным сообществом в 2008 году, уже на этапе создания вошли в Союз.
Законодательство о саморегулировании пока не охватывает весь объем общественной деятельности, который необходим в современных условиях. Поэтому, я считаю, Союз строительных объединений и организаций должен оставаться объединяющей силой строительного сообщества и преобразовать свою деятельность с учетом новых реалий.
Уважаемые строители!
Уверена, мы выполним все намеченные планы. И в основе этой моей уверенности – ваш профессионализм, социальная ответственность, любовь к родному городу.
Желаю всем петербургским строителям плодотворной работы!
Благодарю вас за внимание.

рубрика: Союзные новости
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.