VII Съезд строителей. Доклад Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. Чаcть I.
Дорогие друзья!
Уважаемые участники съезда!
В седьмой раз строительное сообщество Петербурга проводит свое главное ежегодное мероприятие – съезд строителей. И, как всегда, на съезде мы традиционно подводим итоги уходящего года, даем оценку результатам нашей деятельности и намечаем планы на ближайшую перспективу.
Этот год выдался очень непростым. Нам вместе пришлось преодолевать последствия мирового экономического кризиса, который в первую очередь сказался на строительной отрасли. Дестабилизация рынка ценных бумаг, невозможность перекредитования, сокращение ипотечного кредитования, падение покупательского спроса, ожидание дальнейшего снижения цен на жилую недвижимость – с этим мы столкнулись в конце прошлого и начале этого года.
Надо отметить, что эти факторы сформировали новую экономическую картину, создали те реальные условия, в которых нам приходится сегодня работать. Вызовы времени потребовали от правительства и бизнес-сообщества внести коррективы в работу инвестиционно-строительного комплекса. Перед нами встала важная задача разработать новые модели и эффективные механизмы управления отраслью в сложившейся ситуации. И можно сказать, что благодаря совместным и конструктивным действиям власти и всего строительного сообщества нам это в значительной степени удалось. Кстати, те компании, которые вели взвешенную экономическую политику, а не агрессивную, непродуманную, не без проблем, но все-таки спокойно прошли стадию кризиса. В антикризисном плане, который был принят городским правительством, одними из первых учитывались предложения по стабилизации строительного рынка.
Несмотря на большие сложности в год кризиса с формированием доходов бюджета, были установлены «инвестиционные каникулы» по всем видам договоров. До 15 ноября по обязательным платежам в бюджет города была предоставлена отсрочка. Ею воспользовалось подавляющее большинство застройщиков. Общая сумма этих платежей составила 4,9 млрд. рублей.
Эта своего рода льгота позволила строителям направить средства на производственные нужды и активизировать работы. К сожалению, мы не имеем возможности продлевать дальше отсрочку, которая действовала целых девять месяцев, – как хотелось бы многим из вас. Инвестиционные платежи учтены в бюджете на выполнение социальных программ 2009 года, строительство бюджетного жилья, инфраструктуры, социальных объектов, от которых город не имеет права отказываться. Уверена, что строительные компании выполнят свои обязательства и со всей ответственностью отнесутся к погашению задолженности. В противном случае, хочу предупредить, с должниками мы будем разбираться жестко, в соответствии с законодательством.
Нами был принят и ряд других мер противодействия кризису. В частности, инвесторам была предоставлена возможность зарегистрировать право собственности на строящиеся объекты, степень готовности которых составляет не менее 70%. Аннулирована обязанность инвесторов выплачивать сумму за дополнительно построенные квадратные метры, если объем возведенных улучшений не превышает 5% от заявленных в проекте. Перерасчет не проводится и при функциональном изменении объекта. А сроки строительства объектов, готовность которых составляет более 10%, продлеваются без штрафных санкций.
Совместными усилиями нам удалось внедрить в практику проектное кредитование, как наиболее реальный и эффективный механизм в условиях острой нехватки финансовых ресурсов. Такой механизм предложили сами строители вместе с банковским сообществом. Этот шаг был продиктован тем, что в сложившейся ситуации строительные компании не запускали новые проекты, поскольку опасались, что не смогут получить финансовые ресурсы. А банки, в свою очередь, не понимали, с какими компаниями можно работать. Потребитель же был поставлен перед трудным выбором – в каком из строящихся домов можно покупать квартиры.
На сегодня правительство города подписало соглашения о сотрудничестве при кредитовании строительных проектов с двумя банками: Северо-Западным банком Сбербанка России и банком ВТБ. Выгода от этих соглашений очевидна для всех. Участие города – это дополнительная гарантия и для банков, и для тех граждан, которые планируют приобрести жилье. С другой стороны, строители получают доступ к дополнительным кредитам надежных банков, а банки, со своей стороны, будут строго контролировать целевое использование выданных кредитов. Таким образом, у нас появляются реальные финансовые возможности для работы строительных компаний и обеспечения горожан жильем.
Заинтересованность в получении средств по этой схеме уже высказали 10 строительных компаний, которые планируют ввести 550 тыс. кв. м жилья. В перспективе с помощью проектного кредитования мы планируем заложить не менее 1 млн. кв. м.
Если бы не приняли такие решения, у строителей не было бы возможности начинать новые жилищные проекты. Соответственно, резко снизились бы темпы ввода жилья, нарушился баланс спроса и предложений, что в свою очередь привело бы к росту цен и снижению его доступности для населения.
Еще одна важнейшая для строительного комплекса мера – подписание в марте этого года соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства. Это соглашение дает «зеленый свет» освоению федеральных земель, которые до сих пор использовались неэффективно, попросту были заброшенными. Вовлечение их в деловой оборот позволит увеличить объемы строительства в будущем.
Широко обсуждалась в этом году и тема перехода строительных компаний на работу по 214-му федеральному закону. К его применению на практике строительный комплекс шел несколько лет. Это объясняется объективными причинами. В первоначальном виде закон практически невозможно было исполнить. Однако в дальнейшем в него был внесен ряд поправок, и он стал более работоспособным. В период кризиса, когда риски увеличились, социальная значимость закона выросла. Он стал основным законодательным инструментом сокращения рисков неисполнения договорных обязательств между застройщиками и участниками долевого строительства.
Применение 214-го федерального закона – весомый аргумент и для банков, которые рассматривают его исполнение как доказательство благонадежности компании.
Мы осознавали, что достаточно непросто добиться применения этого закона для всех строящихся объектов. Поэтому мы предложили компаниям разработать в течение года график перехода на работу по нему. И нас радует, что число компаний, работающих по 214-му федеральному закону, постоянно растет. Если в начале года таких компаний было всего 26 и они вели 58 объектов, то сегодня по нему работают уже 33 компании – 70 объектов.
Хочу подчеркнуть, что кризис ни в коей мере не «заморозил» рынок недвижимости. Предпосылки и потенциал для его развития сохранились, и их необходимо эффективно использовать.
Теперь позволю себе несколько цифр. На 1 декабря 2009 года построено 1,5 млн. кв. м жилья. Это чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы ожидали снижения объемов жилья в этом году и оценивали возможности рынка в объеме 2,3-2,5 млн. кв. м. У нас сегодня есть все основания надеяться, что нам в этом году удастся достичь ввода 2,3 млн. кв. м. А если не подведут энергетики, то объем ввода жилья может быть увеличен до 2,5 млн. кв. м. Оказывается, кризис не так страшен, как его преподносят некоторые пессимисты, и на него можно найти управу, если объединить усилия, раскрыть собственный потенциал и потенциал отрасли.
Во многом благодаря вам – капитанам строительной отрасли – Петербург в последние годы вошел в число лидеров среди российских регионов по строительству и вводу жилья. Нашим достижением последних лет стало масштабное бюджетное строительство. В 2009 году планируется ввести в эксплуатацию 686 тыс. кв. м жилья для государственных нужд.
Правительство города уделяет первостепенное внимание и созданию социальной инфраструктуры. В этом году капитально отремонтировали 13 школ и построили четыре новых. До конца года планируется ввести в эксплуатацию семь детских садов. Сейчас ведется строительство и реконструкция более 20 объектов здравоохранения. Вместе с тем, нас особенно беспокоит то, что в новых проектах жилищного строительства социальные объекты зачастую отодвигаются на второй план. Мы не можем больше мириться с тем, чтобы люди жили в каменных джунглях! Нам приходится буквально выкраивать по миллиметру землю под школы, детские сады, парковки для автотранспорта там, где жилье было недавно построено. Нам как воздух нужны новые технические регламенты. По моему поручению сегодня в правительстве города готовятся проекты необходимых нормативных документов.
На попечении у петербургских строителей – и формирование спортивной инфраструктуры города. Здоровье горожан – наша общая забота. До конца 2009 года за счет средств городского бюджета планируется построить крытый детский спортивный каток с искусственным льдом в Колпино, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в Красносельском районе и стартовый городок для массовых соревнований по зимним и летним видам спорта в Парголово.
Всего в этом году будет введено в строй 78 спортивных объектов, из них 12 – капитального строительства, 57 школьных стадионов.
В следующем году нам предстоит завершить строительство и провести реконструкцию еще четырех спортивных объектов. Важнейший из них – футбольный стадион на Крестовском острове. Болельщики нашей любимой команды «Зенит», все петербуржцы ждут не дождутся, когда стадион будет введен в строй. И мы не должны их подвести – тем более что и среди вас наверняка есть немало истинных поклонников питерского клуба. «Зенит» – это не просто спортивная команда, а один из главных брендов нашего города, определяющих его имидж. В этом году «Зенит» вновь порадовал нас и вошел в тройку лидеров российского чемпионата. Я уверена, что новый стадион станет стартовой площадкой для новых побед.
Одна из наших важнейших задач – развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Без широко развитой сети дорог, современной дорожной «одежды» Петербург буквально задохнется в пробках. На дорожный «фронт», несмотря на кризис, мы бросили самые серьезные силы и средства. В результате в этом году введен в эксплуатацию целый ряд крупных объектов. Открыт после реконструкции Лазаревский мост через Малую Невку. Введена в эксплуатацию первая очередь шестиполосной магистрали, связывающая южные районы Петербурга с Колпино и промышленной зоной «Металлострой». Таким образом, Софийская улица побила все рекорды в нашем городе по своей протяженности. И еще один рекорд, достойный книги Гиннеса, – это десятикилометровая велодорожка. Совсем недавно был открыт автомобильный тоннель по дороге на Пушкин, ставший достойным подарком к 300-летию Царского Села, которое мы будем отмечать в новом году. Кроме того, плановыми темпами идет строительство кольцевой дороги, комплекса защитных сооружений, ЗСД, которые кардинально меняют облик города.
Кризис не помешал нам продолжить ряд важных для города инвестиционных проектов, основанных на государственно-частном партнерстве. Это, прежде всего, модернизация воздушных ворот Петербурга – аэропорта Пулково, призванного стать современным международным хабом. Это строительство завода по производству энергетического оборудования в промышленной зоне «Металлострой». Это продолжение строительства Юго-Западной ТЭЦ, которая даст возможность развернуть новое жилищное строительство на всем Юго-Западе города. Вы знаете, что по этому объекту у нас были сложности, но нам удалось снять все вопросы. Пуск первой очереди намечен на IV квартал 2010 года, а полное завершение строительства – в 2013 году.
Хочу подчеркнуть, что в модернизации энергетического комплекса города петербургские строители, на мой взгляд, достигли наибольшего успеха. Мы совершили в буквальном смысле слова настоящую энергетическую революцию, когда перешли с голодного энергетического пайка на стабильное, надежное энергоснабжение. В рамках соглашения между Санкт-Петербургом и РАО «ЕЭС России» за четыре года введены в эксплуатацию 14 новых электрических подстанций. Только в этом году построены подстанции «Крестовская», «Юсуповская», «Автозаводская», «Волковская», подстанция «Стенд». На Василеостровской ТЭЦ-7 и Выборгской ТЭЦ-17 запущены новые турбогенераторы.
Настоящим прорывом в модернизации теплоснабжения стала комплексная реконструкция при поддержке компании «Газпром» тепловых систем в Петроградском и Курортном районах. Эти инновационные проекты позволили не только полностью заменить угольные котельные на газовые модули и обеспечить надежную подачу тепла. Они чуть ли не на порядок повысили инвестиционную привлекательность целых городских кварталов. Сегодня продолжается модернизация теплоснабжения в Петродворцовом районе, дан старт реконструкции теплосетей в Адмиралтейском и Центральном районах.
Вы все хорошо знаете, что одна из главных составляющих городской инженерии – это водоснабжение и водоотведение. Здесь нет равных петербургскому Водоканалу, который по праву считается одним из лучших коммунальных предприятий России. В этом году предприятие полностью отказалось от использования жидкого хлора для обеззараживания воды. Полным ходом идет строительство нового блока на Южной водопроводной станции. В конце 2009 года будет введена в эксплуатацию новая очередь Главного канализационного коллектора, на который будут переключены несколько десятков прямых выпусков.
Мы планируем завершить строительство коллектора в 2011 году и тогда выйдем практически на стопроцентную очистку сточных ввод.
Новая экономическая ситуация заставляет нас искать нестандартные, творческие подходы в решении актуальных задач. В том числе – в повышении энергосбережения и энергоэффективности. О необходимости решения этой важной задачи очень веско и ярко сказано в Послании Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию, в выступлениях Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. В ноябре городским правительством принята Концепция повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения. Этот документ станет базой для разработки и реализации долгосрочной программы. Программа коснется всех сторон жизни города – и, безусловно, строительной сферы.
В строительную отрасль придут новые нормативы, которых она давно заждалась. Нормативы, основанные на инновационных технологиях. Мы должны в скором времени уже попрощаться с морально устаревшими лампочками накаливания, лифтовым, электросиловым оборудованием. В жилых домах в местах общего пользования предполагается устанавливать только энергосберегающие лампы, самое современное лифтовое оборудование, потребляющее энергии в четыре раза меньше. Мы должны шагать в ногу с XXI веком, а значит, в первую очередь менять и свой менталитет.
Уважаемые участники съезда!
В седьмой раз строительное сообщество Петербурга проводит свое главное ежегодное мероприятие – съезд строителей. И, как всегда, на съезде мы традиционно подводим итоги уходящего года, даем оценку результатам нашей деятельности и намечаем планы на ближайшую перспективу.
Этот год выдался очень непростым. Нам вместе пришлось преодолевать последствия мирового экономического кризиса, который в первую очередь сказался на строительной отрасли. Дестабилизация рынка ценных бумаг, невозможность перекредитования, сокращение ипотечного кредитования, падение покупательского спроса, ожидание дальнейшего снижения цен на жилую недвижимость – с этим мы столкнулись в конце прошлого и начале этого года.
Надо отметить, что эти факторы сформировали новую экономическую картину, создали те реальные условия, в которых нам приходится сегодня работать. Вызовы времени потребовали от правительства и бизнес-сообщества внести коррективы в работу инвестиционно-строительного комплекса. Перед нами встала важная задача разработать новые модели и эффективные механизмы управления отраслью в сложившейся ситуации. И можно сказать, что благодаря совместным и конструктивным действиям власти и всего строительного сообщества нам это в значительной степени удалось. Кстати, те компании, которые вели взвешенную экономическую политику, а не агрессивную, непродуманную, не без проблем, но все-таки спокойно прошли стадию кризиса. В антикризисном плане, который был принят городским правительством, одними из первых учитывались предложения по стабилизации строительного рынка.
Несмотря на большие сложности в год кризиса с формированием доходов бюджета, были установлены «инвестиционные каникулы» по всем видам договоров. До 15 ноября по обязательным платежам в бюджет города была предоставлена отсрочка. Ею воспользовалось подавляющее большинство застройщиков. Общая сумма этих платежей составила 4,9 млрд. рублей.
Эта своего рода льгота позволила строителям направить средства на производственные нужды и активизировать работы. К сожалению, мы не имеем возможности продлевать дальше отсрочку, которая действовала целых девять месяцев, – как хотелось бы многим из вас. Инвестиционные платежи учтены в бюджете на выполнение социальных программ 2009 года, строительство бюджетного жилья, инфраструктуры, социальных объектов, от которых город не имеет права отказываться. Уверена, что строительные компании выполнят свои обязательства и со всей ответственностью отнесутся к погашению задолженности. В противном случае, хочу предупредить, с должниками мы будем разбираться жестко, в соответствии с законодательством.
Нами был принят и ряд других мер противодействия кризису. В частности, инвесторам была предоставлена возможность зарегистрировать право собственности на строящиеся объекты, степень готовности которых составляет не менее 70%. Аннулирована обязанность инвесторов выплачивать сумму за дополнительно построенные квадратные метры, если объем возведенных улучшений не превышает 5% от заявленных в проекте. Перерасчет не проводится и при функциональном изменении объекта. А сроки строительства объектов, готовность которых составляет более 10%, продлеваются без штрафных санкций.
Совместными усилиями нам удалось внедрить в практику проектное кредитование, как наиболее реальный и эффективный механизм в условиях острой нехватки финансовых ресурсов. Такой механизм предложили сами строители вместе с банковским сообществом. Этот шаг был продиктован тем, что в сложившейся ситуации строительные компании не запускали новые проекты, поскольку опасались, что не смогут получить финансовые ресурсы. А банки, в свою очередь, не понимали, с какими компаниями можно работать. Потребитель же был поставлен перед трудным выбором – в каком из строящихся домов можно покупать квартиры.
На сегодня правительство города подписало соглашения о сотрудничестве при кредитовании строительных проектов с двумя банками: Северо-Западным банком Сбербанка России и банком ВТБ. Выгода от этих соглашений очевидна для всех. Участие города – это дополнительная гарантия и для банков, и для тех граждан, которые планируют приобрести жилье. С другой стороны, строители получают доступ к дополнительным кредитам надежных банков, а банки, со своей стороны, будут строго контролировать целевое использование выданных кредитов. Таким образом, у нас появляются реальные финансовые возможности для работы строительных компаний и обеспечения горожан жильем.
Заинтересованность в получении средств по этой схеме уже высказали 10 строительных компаний, которые планируют ввести 550 тыс. кв. м жилья. В перспективе с помощью проектного кредитования мы планируем заложить не менее 1 млн. кв. м.
Если бы не приняли такие решения, у строителей не было бы возможности начинать новые жилищные проекты. Соответственно, резко снизились бы темпы ввода жилья, нарушился баланс спроса и предложений, что в свою очередь привело бы к росту цен и снижению его доступности для населения.
Еще одна важнейшая для строительного комплекса мера – подписание в марте этого года соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства. Это соглашение дает «зеленый свет» освоению федеральных земель, которые до сих пор использовались неэффективно, попросту были заброшенными. Вовлечение их в деловой оборот позволит увеличить объемы строительства в будущем.
Широко обсуждалась в этом году и тема перехода строительных компаний на работу по 214-му федеральному закону. К его применению на практике строительный комплекс шел несколько лет. Это объясняется объективными причинами. В первоначальном виде закон практически невозможно было исполнить. Однако в дальнейшем в него был внесен ряд поправок, и он стал более работоспособным. В период кризиса, когда риски увеличились, социальная значимость закона выросла. Он стал основным законодательным инструментом сокращения рисков неисполнения договорных обязательств между застройщиками и участниками долевого строительства.
Применение 214-го федерального закона – весомый аргумент и для банков, которые рассматривают его исполнение как доказательство благонадежности компании.
Мы осознавали, что достаточно непросто добиться применения этого закона для всех строящихся объектов. Поэтому мы предложили компаниям разработать в течение года график перехода на работу по нему. И нас радует, что число компаний, работающих по 214-му федеральному закону, постоянно растет. Если в начале года таких компаний было всего 26 и они вели 58 объектов, то сегодня по нему работают уже 33 компании – 70 объектов.
Хочу подчеркнуть, что кризис ни в коей мере не «заморозил» рынок недвижимости. Предпосылки и потенциал для его развития сохранились, и их необходимо эффективно использовать.
Теперь позволю себе несколько цифр. На 1 декабря 2009 года построено 1,5 млн. кв. м жилья. Это чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы ожидали снижения объемов жилья в этом году и оценивали возможности рынка в объеме 2,3-2,5 млн. кв. м. У нас сегодня есть все основания надеяться, что нам в этом году удастся достичь ввода 2,3 млн. кв. м. А если не подведут энергетики, то объем ввода жилья может быть увеличен до 2,5 млн. кв. м. Оказывается, кризис не так страшен, как его преподносят некоторые пессимисты, и на него можно найти управу, если объединить усилия, раскрыть собственный потенциал и потенциал отрасли.
Во многом благодаря вам – капитанам строительной отрасли – Петербург в последние годы вошел в число лидеров среди российских регионов по строительству и вводу жилья. Нашим достижением последних лет стало масштабное бюджетное строительство. В 2009 году планируется ввести в эксплуатацию 686 тыс. кв. м жилья для государственных нужд.
Правительство города уделяет первостепенное внимание и созданию социальной инфраструктуры. В этом году капитально отремонтировали 13 школ и построили четыре новых. До конца года планируется ввести в эксплуатацию семь детских садов. Сейчас ведется строительство и реконструкция более 20 объектов здравоохранения. Вместе с тем, нас особенно беспокоит то, что в новых проектах жилищного строительства социальные объекты зачастую отодвигаются на второй план. Мы не можем больше мириться с тем, чтобы люди жили в каменных джунглях! Нам приходится буквально выкраивать по миллиметру землю под школы, детские сады, парковки для автотранспорта там, где жилье было недавно построено. Нам как воздух нужны новые технические регламенты. По моему поручению сегодня в правительстве города готовятся проекты необходимых нормативных документов.
На попечении у петербургских строителей – и формирование спортивной инфраструктуры города. Здоровье горожан – наша общая забота. До конца 2009 года за счет средств городского бюджета планируется построить крытый детский спортивный каток с искусственным льдом в Колпино, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в Красносельском районе и стартовый городок для массовых соревнований по зимним и летним видам спорта в Парголово.
Всего в этом году будет введено в строй 78 спортивных объектов, из них 12 – капитального строительства, 57 школьных стадионов.
В следующем году нам предстоит завершить строительство и провести реконструкцию еще четырех спортивных объектов. Важнейший из них – футбольный стадион на Крестовском острове. Болельщики нашей любимой команды «Зенит», все петербуржцы ждут не дождутся, когда стадион будет введен в строй. И мы не должны их подвести – тем более что и среди вас наверняка есть немало истинных поклонников питерского клуба. «Зенит» – это не просто спортивная команда, а один из главных брендов нашего города, определяющих его имидж. В этом году «Зенит» вновь порадовал нас и вошел в тройку лидеров российского чемпионата. Я уверена, что новый стадион станет стартовой площадкой для новых побед.
Одна из наших важнейших задач – развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Без широко развитой сети дорог, современной дорожной «одежды» Петербург буквально задохнется в пробках. На дорожный «фронт», несмотря на кризис, мы бросили самые серьезные силы и средства. В результате в этом году введен в эксплуатацию целый ряд крупных объектов. Открыт после реконструкции Лазаревский мост через Малую Невку. Введена в эксплуатацию первая очередь шестиполосной магистрали, связывающая южные районы Петербурга с Колпино и промышленной зоной «Металлострой». Таким образом, Софийская улица побила все рекорды в нашем городе по своей протяженности. И еще один рекорд, достойный книги Гиннеса, – это десятикилометровая велодорожка. Совсем недавно был открыт автомобильный тоннель по дороге на Пушкин, ставший достойным подарком к 300-летию Царского Села, которое мы будем отмечать в новом году. Кроме того, плановыми темпами идет строительство кольцевой дороги, комплекса защитных сооружений, ЗСД, которые кардинально меняют облик города.
Кризис не помешал нам продолжить ряд важных для города инвестиционных проектов, основанных на государственно-частном партнерстве. Это, прежде всего, модернизация воздушных ворот Петербурга – аэропорта Пулково, призванного стать современным международным хабом. Это строительство завода по производству энергетического оборудования в промышленной зоне «Металлострой». Это продолжение строительства Юго-Западной ТЭЦ, которая даст возможность развернуть новое жилищное строительство на всем Юго-Западе города. Вы знаете, что по этому объекту у нас были сложности, но нам удалось снять все вопросы. Пуск первой очереди намечен на IV квартал 2010 года, а полное завершение строительства – в 2013 году.
Хочу подчеркнуть, что в модернизации энергетического комплекса города петербургские строители, на мой взгляд, достигли наибольшего успеха. Мы совершили в буквальном смысле слова настоящую энергетическую революцию, когда перешли с голодного энергетического пайка на стабильное, надежное энергоснабжение. В рамках соглашения между Санкт-Петербургом и РАО «ЕЭС России» за четыре года введены в эксплуатацию 14 новых электрических подстанций. Только в этом году построены подстанции «Крестовская», «Юсуповская», «Автозаводская», «Волковская», подстанция «Стенд». На Василеостровской ТЭЦ-7 и Выборгской ТЭЦ-17 запущены новые турбогенераторы.
Настоящим прорывом в модернизации теплоснабжения стала комплексная реконструкция при поддержке компании «Газпром» тепловых систем в Петроградском и Курортном районах. Эти инновационные проекты позволили не только полностью заменить угольные котельные на газовые модули и обеспечить надежную подачу тепла. Они чуть ли не на порядок повысили инвестиционную привлекательность целых городских кварталов. Сегодня продолжается модернизация теплоснабжения в Петродворцовом районе, дан старт реконструкции теплосетей в Адмиралтейском и Центральном районах.
Вы все хорошо знаете, что одна из главных составляющих городской инженерии – это водоснабжение и водоотведение. Здесь нет равных петербургскому Водоканалу, который по праву считается одним из лучших коммунальных предприятий России. В этом году предприятие полностью отказалось от использования жидкого хлора для обеззараживания воды. Полным ходом идет строительство нового блока на Южной водопроводной станции. В конце 2009 года будет введена в эксплуатацию новая очередь Главного канализационного коллектора, на который будут переключены несколько десятков прямых выпусков.
Мы планируем завершить строительство коллектора в 2011 году и тогда выйдем практически на стопроцентную очистку сточных ввод.
Новая экономическая ситуация заставляет нас искать нестандартные, творческие подходы в решении актуальных задач. В том числе – в повышении энергосбережения и энергоэффективности. О необходимости решения этой важной задачи очень веско и ярко сказано в Послании Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию, в выступлениях Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. В ноябре городским правительством принята Концепция повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения. Этот документ станет базой для разработки и реализации долгосрочной программы. Программа коснется всех сторон жизни города – и, безусловно, строительной сферы.
В строительную отрасль придут новые нормативы, которых она давно заждалась. Нормативы, основанные на инновационных технологиях. Мы должны в скором времени уже попрощаться с морально устаревшими лампочками накаливания, лифтовым, электросиловым оборудованием. В жилых домах в местах общего пользования предполагается устанавливать только энергосберегающие лампы, самое современное лифтовое оборудование, потребляющее энергии в четыре раза меньше. Мы должны шагать в ногу с XXI веком, а значит, в первую очередь менять и свой менталитет.
рубрика:
Союзные новости