Стальной заслон

Освоение подземного пространства с целью устройства автостоянок или иных других эксплуатируемых объемов требует учета сложных инженерно-геологических условий нашего города при выборе строительных технологий.

Кроме обеспечения безопасности работ важно и минимизировать затраты на их выполнение.
Под защитой стен
При строительстве многоуровневых подземных паркингов в условиях существующей плотной исторической застройки и многочисленных коммуникаций одной из безопасных, эффективных и экономически обоснованных методик специалисты называют применение шпунтованных AZ-секций и комбинированных металлических стен в грунте. Они могут быть выполнены в виде периодически соединяемых замковыми соединениями HZ/AZ-элементов или AZ-элементов в соединении с трубным шпунтом. При этом вопросы обеспечения устойчивости подпорных шпунтовых стен и защиты от фильтрации грунтовых вод через подошву котлована решаются в процессе проектирования ограждений глубоких котлованов. Требуемые параметры шпунтового ограждения и необходимый сортамент металлопроката определяются на основании геотехнических расчетов и построения компьютерной модели с применением современных программных комплексов, например, Plaxis. Достаточно часто встречаются участки строительства, на которых расчетная длина шпунта, достаточная для предотвращения процессов фильтрации грунтовых вод через подошву котлована, меньше, чем длина шпунта, отвечающая требованиям устойчивости всей шпунтовой конструкции после выемки грунта. Устойчивость шпунтовой конструкции обеспечивается за счет ее жесткости и благодаря надежной заделке нижних концов шпунтовых элементов в плотные коренные грунты. Для территории Санкт-Петербурга может потребоваться заглубление шпунта на глубину до 35 м. Традиционный подход в организации проектирования и строительства предполагает, что шпунтовое ограждение котлована выполняет технологическую роль и не рассматривается в качестве конструктивного элемента подземных сооружений. Между тем данный подход приводит к общему удорожанию работ нулевого цикла, с учетом того, что при строительстве в условиях существующей застройки технологический шпунт часто не извлекается из грунта. В мировой практике проектирования и строительства подземных сооружений предусматривается введение шпунтовых стен в состав конструктивной схемы здания. Например, шпунтовые ограждения из сортамента Arcelor могут выполнять функцию наружных ограждающих конструкций подземного многоуровневого паркинга и позволяют не использовать наружные железобетонные стены, тем самым повышая эффективность и снижая общую стоимость работ.
Конструктивный подход
По мнению специалистов, введение шпунтовых ограждений Arcelor в конструктивную схему зданий позволяет более эффективно использовать подземное пространство под зданием за счет подбора оптимального сечения шпунта и максимально возможного приближения шпунтового ряда к наружным границам участка. Кроме этого, появляется возможность устройства несущих свай или свай-колонн, которые могут располагаться во внутреннем пространстве сечения сдвоенных шпунтовых Z-секций, HZ-секций или внутри трубного шпунта. Совмещенные с наружной шпунтовой стеной несущие сваи позволяют устраивать несущие конструкции фундаментов, совпадающие в плане с осью шпунтового ограждения для передачи на них нагрузок от надземной части строящихся зданий. Возможно устройство опорных балочных конструкций, выполненных в металле или железобетоне, которые устанавливаются непосредственно на внутреннюю плоскость шпунтового ограждения при помощи системы из свариваемых закладных элементов. Опорные балки позволяют осуществлять передачу нагрузок от внутренних грузовых площадей подземных перекрытий непосредственно на шпунтовую стену и расположенные в ней несущие сваи-колонны. При этом строительство подземной части здания с помощью металлического шпунта Arcelor осуществляется намного быстрее, чем по любому из существующих в настоящее способов (метод касательных буронабивных свай или метод щелевого грейфера под защитой бентонитовым раствором).
рубрика: Технологии и материалы
автор: Андрей Мельников
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.