Рынок ЖБИ сегодня и завтра

Сегодня рынок ЖБИ массового спроса в Ленобласти перенасыщен, а уровень цен достиг своего дна. К концу года можно наблюдать стабилизацию цен и даже их незначительное повышение в некоторых сегментах.

Железобетонные изделия (ЖБИ) – современные прочные строительные материалы. ЖБИ применяются во многих областях строительства. Они являются основой всех конструкций промышленных объектов и жилых домов. Железобетонные изделия используются в устройстве стен, подвалов и фундаментов, в перекрытии общественных и жилых зданий и т. д. К качеству ЖБИ предъявляются строжайшие требования, ведь от него зависит безопасность и срок эксплуатации возводимых зданий и сооружений.

Позитивные тенденции можно связать с оживлением рынка в период строительного сезона. Так, по данным правительства Ленинградской области, в период с января по октябрь 2009 года в регионе построено 10 490 квартир общей площадью более 862 тыс. кв. м, что почти на 30% больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
С другой стороны, производители стройматериалов снизили цены до пределы – падать дальше им некуда, так что можно ожидать только роста.
Третья причина – это увеличение спроса со стороны частных лиц. За счет собственных средств граждан и с использованием банковских кредитов построено 4252 дома общей площадью 484,6 тыс. кв. м. Скорее всего, потребители начали стройку, пока материалы дешевеют, или для того, чтобы капитал не сгорел в это неспокойное время.
Использование ЖБИ обеспечивает предельно высокую скорость монтажа и его относительную дешевизну в сравнении с деревом или кирпичом. При этом на областном рынке предложение ЖБИ превышало спрос даже в период бурного строительства. Сегодня на северо-западе России производится бетона и железобетона гораздо больше, чем в странах Балтии. Довольно весомый процент занимает и привозной ЖБИ от ближайших соседей из Пскова, Новгорода и Эстонии.
Кроме того, специалисты отмечают, что рынок переполнен массовой, однотипной продукцией. При том что некоторых специальных материалов рынку недостает. Среди наиболее дефицитных продуктов эксперты отмечают несущие колонны, мостовые балки и сложного железобетона. Особую статью спроса изделий из железобетона составляют складские терминалы, торговые центры, молы и закрытые многоэтажные автостоянки.
Спрос поспорит с предложением на цену
Однако в целом цены, по сравнению с прошлым годом, упали. В первую очередь это касается типовой продукции, которая выпускается большинством участников рынка. Цены на нее близки к себестоимости производства железобетонных изделий.
Большинство производителей цемента, бетона и железобетона работают сегодня на грани рентабельности, и говорить о каком-то оживлении рано. Рынок просел более чем на 50%. Есть компании, объем продаж которых упал на 80-90%, но у некоторых – всего на 5-10%. Цены на бетон марки B25 к августу текущего года снизились до уровня трехлетней давности – 2,4 тыс. рублей за куб. м. Значительно более резкое падение отмечается на рынке цемента. Если в I квартале 2008 года цемент ПЦ-500 продавался по 7 тыс. рублей за кубометр, то сейчас цена составляет менее 3 тыс. рублей. В отличие от бетонного производства, цементное предприятие нельзя поставить на консервацию или остановить вообще, поэтому они будут работать до последнего. Падение цен на цемент начнется этой зимой, так как восстановления отрасли пока ждать не приходится. Рынок готов к этому падению. Сегодня держатся те, у кого федеральные заказы. Частные инвесторы занимают очень незначительную долю.
По мнению Ильдара Кутыева, директора по развитию ПО «Баррикада», в себестоимость железобетонных изделий сегодня включаются лишь затраты на материалы и труд рабочих, сюда не закладываются даже общезаводские траты. Если говорить о рынке нулевого цикла, то он уменьшился по объему в четыре-пять раз по сравнению с докризисным уровнем. Эта ситуация пугает, потому что через год у нас будет наблюдаться дефицит.
Некоторые производители идут на снижение только ради получения оборотных средств. Такой путь – решение сиюминутных проблем за счет собственного будущего. Дальнейшее понижение цен приведет к разорению производства, банкротству предприятий, выпускающих железобетонные изделия, закрытию заводов.
Если деньги в строительную отрасль не придут и новых объектов закладываться не будет, то начиная с осени-зимы нынешнего года производители стройматериалов могут сворачивать производства. А развернуть их вновь – крайне сложный процесс.
Рыночный пейзаж
Наиболее крупными производителями железобетонных изделий в Ленобласти считаются Гатчинский ДСК, Бокситогорский и Волховский заводы ЖБИ. Поставки в регион осуществляют также ПО «Баррикада», ДСК-3, ДСК-5, ДСК «Блок».
Сегодня не приходится рассчитывать на коренную модернизацию действующих заводов, равно как и на появление в ближайший год на рынке принципиально новых игроков.
Выйти на рынок ЖБИ сложно, так как его емкость покрывается действующими предприятиями, многие из которых до кризиса заявляли об увеличении мощностей и ассортиментной линейки.
До кризиса строительство предприятия ЖБИ мощностью не более 40 тыс. куб. м в год обходилось в 30-35 млн EUR. Сегодня сумма если и уменьшилась, то не намного, а вкладывать такие средства в стройматериалы сегодня – дело рискованное.
В области производства бетонных и железобетонных изделий можно отметить несколько значительных событий. Например, закрытие Тосненского строительного комбината (ТСК) в городе Никольское, выпускавшего стеновые материалы. Приостанавливали свое производство железобетонный завод «Стройдеталь», Сертоловский завод КЖБИ-211. Многие связывали это с новыми схемами обеспечения квартирами служащих Минобороны. Однако на заседании антикризисной комиссии Ленобласти Борис Зацепин, представитель Главного управления обустройства войск Минобороны РФ, сообщил, что Сертоловский комбинат ЖБИ № 211 (КЖБИ-211) получил заказы Минобороны, которые обеспечат его работой на 1,5 года.
Зато открыт завод строительных материалов «Цемсис». Появилось новое производство железобетонных изделий в Гатчинском районе Ленобласти. Завод принадлежит группе компаний «СУ-155» и производит железобетонные панели. Линия изготовлена на принадлежащих СУ-155 машиностроительных заводах в подмосковном Одинцово, а также в Кохме и Вичуге Ивановской области. Стоимость линии – свыше 91 млн рублей. Сегодня, по данным владельцев, мощность завода составляет 150 тыс. кв. м жилья в год. В 2009 году планируется довести ее до отметки 220 тыс. «квадратов». В 2010 году мощность завода планируется удвоить – она составит 300 тыс. метров жилья в год.
рубрика: Индустрия
автор: Любовь Андреева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.