Александр Макаров: Чувствуем себя уверенно

В конце 90-х это была одна из крупнейших организаций в сфере массового жилищного строительства Санкт-Петербурга. Десятилетие спустя, покинув рискованный рынок долевки, они заняли 15% регионального рынка малоэтажного строительства. Почти 20 лет группа «Росстро» умудряется на шаг опережать тенденции рынка недвижимости и строительства, избегая многих рисков и активно развиваясь в самых перспективных направлениях.

Секрет коммерческого успеха мы постарались выяснить у создателя и президента ИС ФПГ «Росстро» Александра Макарова.
– Александр Афанасьевич, если бы вам предложили нарисовать картину вашего бизнеса, что бы мы смогли увидеть на холсте?
– Безусловно, это была бы незавершенная картина или даже картина в движении. Жизнь не стоит на месте, рынок меняется, меняемся и мы. Все направления, которые сегодня у нас есть, имеют большой потенциал. В нашем портфеле много достижений, но есть и замыслы, перспективные планы. Так что картину пока рано завершать.
– Как начинался бизнес группы «Росстро»? Что послужило толчком?
– Заканчивался 1990 год, начиналась история «Росстро». Я тогда считал и сейчас убежден, что строительство и обслуживание жилья в условиях рынка – очень выгодное дело. Мы сумели найти общий язык с руководителями ряда предприятий «оборонки», они и стали учредителями «Росстро». У предприятий были свои участки под застройку, но самостоятельно они их освоить не могли. Так мы начали строить первый дом.
В плановой экономике накопился огромный отложенный спрос на жилье. Рынок позволил задействовать этот потенциал, что и дало мощный толчок для развития строительного бизнеса. Первое десятилетие оно отождествлялось в основном с жилищным строительством. И локомотивом российской экономики строительная отрасль стала благодаря схеме долевого участия, которая позволила привлечь в жилищное строительство огромные финансовые ресурсы юридических, а позже и физических лиц.
– Но ведь первопроходцем быть всегда очень трудно…
– Поскольку мы были первыми, то мы и получили наибольший эффект от строительства жилья по схеме долевого участия. Было интересно работать, мы вели одновременно до 30 проектов.
Конечно, поначалу было много непонимания со стороны города, не была отработана правовая сторона вопроса. Но постепенно ситуация менялась, мы активно лоббировали интересы строителей. Это было настоящее творчество, с большим искренним вдохновением. Позже в этом секторе стало появляться все больше новых компаний. В долевое строительство пришли «старые» тресты и новые строители.
А вот когда жилищное строительство стало похожим на конвейер, в котором ничего принципиально не меняется, мы потеряли к нему интерес.
– И, видимо, не зря? В массовом жилищном строительстве сейчас много проблем.
– Да, мы почти ушли из этого сегмента, хотя уходили не стремительно, выполняя все обязательства, завершая все начатые проекты. Просто землю новую не покупали и становились все менее заметными среди быстро растущих компаний.
Но поступили мы правильно. В 1991 году, когда «Росстро» стояло у истоков рынка долевого строительства, благодаря и нашим изобретениям и инициативам удалось сохранить отрасль и обеспечить ей развитие. Было интересно работать. Но когда поле для маневра стало сужаться – мы начали сокращать свою долю, одновременно занимаясь поисками чего-то нового. Так у нас появился Velox, и это оказалась удачная реформа.
– С бывшими коллегами по «цеху» общаетесь?
– Почему же бывшими? Мы по-прежнему занимаемся девелопментом – просто более широко и многообразно, нежели 10 лет назад. А с коллегами по массовому жилищному строительству у нас теперь развивается сотрудничество в области использования нашей технологии Velox на их объектах. Ведь несъемная опалубка во всем мире удачно применяется и на многоэтажных объектах, позволяя существенно сэкономить на себестоимости «коробки». Среди наших партнеров есть как молодые компании, так и «динозавры» этого рынка. И те и другие сегодня активно ищут рациональные решения, оптимизирующие затраты и упрощающие производственный процесс.
Пользуясь случаем, я бы хотел высказать самые теплые пожелания тем, кто сегодня занимается этим трудным делом – массовым строительством. Мы желаем нашим коллегам выстоять в этой ситуации и справиться со всеми трудностями.
– Что для вас девелопмент? Вид деятельности или же философия?
– Девелопмент заставляет двигаться вперед и видеть перспективы более комплексно. С самого начала мы начали развиваться на разных направлениях. Это было определено и нашим интересом, и необходимостью диверсифицировать риски. Сегодня в группе стабильно работают и приносят устойчиво растущий доход направления проектирования, строительства, управления недвижимостью и эксплуатации зданий.
В основе девелопмента – инновационность. Этому принципу мы всегда верны. И сегодня наиболее интересным направлением для нас стала стройиндустрия – в своем развитии с модернизацией производств и внедрением новых технологий. Первым проектом на этом направлении стало создание домостроительного производства на основе австрийской строительной системы Velox. Rosstro-Velox – это программный проект, в реализации которого задействованы все компании, входящие в группу.
– Какие основные направления вы выделяете сегодня в «Росстро»?
– Во-первых, у нас есть Velox – технология, которую мы сумели вывести на российский рынок и по объемам которой догнали за 6 лет наших австрийских партнеров – они, кстати, шли к этим показателям 52 года. Мы продолжаем совершенствовать технологию, ее применение, производственные процессы. Оптимизируем себестоимость.
Второе наше важнейшее направление – это проектирование. ЛенНИИпроект входит в группу «Росстро», совладельцем выступает администрация города. Это крупнейший проектный институт в регионе, имеет богатую историю, колоссальный опыт, передовое оснащение, программные продукты, вычислительные технологии. И о том, чтобы останавливаться в развитии, также речи не идет. Сегодня изучаем высотное строительство и другие направления проектирования, наиболее актуальные сегодня для бизнеса и власти.
Третье – это наш имущественный комплекс. Бизнес-центры и отдельные офисы, промышленные и производственные объекты – это более 200 тысяч квадратных метров. Мы сами управляем своей недвижимостью, постоянно развивая этот актив. Сегодня, пользуясь кризисом, рассматриваем предложения о выгодных вложениях в новые объекты недвижимости. Например, есть у нас планы по созданию сети доходных домов.
– И все виды направления деятельности будут развиваться?
– Наш принцип – заработанное вкладывать в будущее и обеспечивать высокое качество всему, чем мы занимаемся. Чего бы это ни касалось – технологий, проектов, имущественного комплекса, услуг и так далее. Например, сегодня мы изучаем еще несколько новых технологий, ведем переговоры с партнерами в Австрии и Чехии. Хотим, чтобы появление этих технологий на российском рынке стало важным событием в отрасли.
– Как кризис сказался на ваших планах и мировоззрении?
– Человечество, весь мир, наша страна – не так уж велики и не настолько неуязвимы. Мы все друг от друга зависимы. Где-то что-то случилось – доберется и до нас. Надо быть к этому готовым и уметь вовремя ужаться. Пришел этот кризис, и оказалось, что мы вполне можем довольствоваться малым и еще не разучились выходить из трудных положений. Жизнь-то не умирает! У многих уже есть опыт преодоления трудностей. Да и среди тех, кто еще полтора года назад считал, что возможностей и денег всегда будет много, оказалось немало людей, способных мыслить адекватно и спасти свой бизнес.
«Росстро» лучше других подготовилось к кризису, мы его ожидали и пережили достаточно уверенно. Есть, конечно, потери и сорвавшиеся планы. Но в основном все задуманное воплощается. А тот опыт, который все, в том числе и мы, получили за прошедший год – он дорогого стоит. Важно не расслабляться и впредь, понимая, что еще не все закончилось и впереди довольно трудный путь. Восстановление будет происходить одновременно с принятием новых правил игры и рисков.
– Вы всегда говорили, что один из секретов успеха «Росстро» – это планирование. До кризиса вы принимали 5-летние планы. Как удается планировать в условиях кризиса?
– Мы вернулись к 3-летнему планированию. Так пока лучше видно, более понятно. Чувствуем себя уверенно. Понимаем, что не ошиблись в выбранных направлениях.

Общественная деятельность:
Александр Макаров, президент ИС ФПГ «Росстро»:
– В последние годы я уменьшил свое присутствие в общественных организациях. Но есть два дела, которые я считаю важным продолжать. Первое – оказывать помощь нашему подшефному детскому дому. С 1991 года наша группа помогает государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального детского дома для детей с отклонениями в развитии № 23. Я являюсь членом попечительского совета. По нашей совместной с городом инициативе ЛенНИИпроект доработал проект физкультурно-оздоровительного центра для детского дома. Сейчас завершается его строительство с применением технологии Velox.
Второе дело – это участвовать в работе Общественного совета Санкт-Петербурга, членом которого я являюсь с 2000 года. Мы по-прежнему участвуем в общественной жизни проектировщиков, строителей, риэлторов и тесно с ними сотрудничаем.

Преимущества строительной системы Velox:
Расходы на оплату труда сокращаются на 40%
Стоимость метра «коробки» – 7000 рублей
Снижение себестоимости строительства до 50%
Сроки строительства сокращаются в 2,5 и более раз
Срок эксплуатации зданий более 100 лет
Экономия тепла при эксплуатации от 40%
Высокие потребительские качества новостроек
рубрика: Личное дело
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.