Успех компании – в честности и открытости

Петербургское подразделение скандинавского концерна NCC в течение 38 лет активно работает на нашем строительном рынке. Основной принцип, которым руководствуются в компании, – это прозрачность и открытость диалога с потребителями, партнерами и властями.

Генеральный директор ООО «ЭнСиСи Недвижимость» Юусо Хиетанен уверен, что коллектив компании сможет оправдать надежды петербуржцев в преодолении посткризисного синдрома.
– Господин Хиетанен, концерн NCC более 30 лет присутствует на рынке России. Компания работала и при коммунистическом режиме, и теперь – в новых условиях российского капитализма. Видите ли вы разницу в принципе работы?
– Да, конечно. В советские времена бизнес делался немного по-другому, сделки совершались на уровне наших правительств. Деньги платили частным компаниям через центральные банки стран. Да и система была абсолютно другая. Когда мы входили на советский рынок, то этот вход был мягкий, поскольку мы не сталкивались с местной бюрократической системой, – мы просто занимались своим делом. Все вопросы, связанные с вхождением на рынок, решались на высоком правительственном уровне. Так что для нашего бизнеса тогда были хорошие времена.
Если мы разделим постсоветский период на 90-е годы и после, то в 90-е годы в основном мы работали с крупными промышленными западными компаниями, в частности, с немецкими и американскими клиентами. Мы также, например, строили в России военные городки для переселения советских войск из Германии.
Начиная с 2000-х годов бизнес в России начал обретать формы, характерные для всего мира – в таких аспектах, как законодательство, отношение с инвесторами и потребителями, ведение бизнеса, вопросы финансирования.
Вопрос прав собственности в России решен законодательно: мы абсолютно доверяем российской системе оформления прав собственности.
Конечно, остается ряд бюрократических препон. Но мы надеемся, что они постепенно будут сниматься и в будущем снизятся до минимума. Ненужная бюрократия открывает дорогу коррупции, которой, безусловно, сейчас больше, чем в советские времена. Тогда все в бизнесе было понятней.
– Столкнулись ли вы с проблемой бюрократических проволочек при реализации проекта для компании Nokian Tyrеs? Сколько времени занял процесс согласования?
– Процесс работы с проектом занял больше времени, чем мы предполагали, – в основном в связи с изменением функционального назначения земельного участка. Но этот вопрос был вне компетенции NCC. Мы отвечали за проектирование и строительство. Что касается согласований и разрешений, то этим занимался наш клиент. Для жителей комплекса мы предлагали в какой-то степени уникальный проект (сотрудники Nokian Tyres получали готовые квартиры – с полной отделкой). Таких проектов на рынке на тот момент не существовало, возникли некоторые сложности с согласованиями и его реализацией. Надеемся, что наш клиент остался доволен проделанной нами работой.
Хочется отметить, справедливости ради, что внесение изменений в какие-либо градостроительные проекты в северных странах может занять даже больше времени, чем это принято в России.
Вместе с тем, при реализации другого нашего проекта мы столкнулись с тем, что некоторые требования, особенно законодательные, изменяются несколько раз. И каждый раз приходиться подстраиваться под эти изменения. Что, естественно, отодвигает процесс реализации проекта, хотя мы понимаем, что изменения эти носят позитивный характер.
– Труднее ли работать сегодня, когда кругом все говорят о кризисе?
– Мы не видим сложностей в работе во время кризиса. В России, и в Петербурге в частности, огромный нереализованный спрос на жилье. У нашей компании нет проблем с финансированием, его мы получаем от материнской компании.
По нашим прогнозам, в течение 5 лет спрос на жилье на рынке будет только расти. Поэтому разговоры о кризисе нас не столь беспокоят. Мы считаем, что наше будущее в России будет вполне благополучным, так же как и будущее Петербурга в целом.
Конечно, во времена кризиса компании больше задумываются об эффективности, о финансовой стороне, затратах. Но при кризисе так происходит всегда: нужно более четко делать расчеты, грамотно проводить планирование, думать, сколько квартир «выбрасывать» на рынок. А почему бы всегда не думать об эффективности? Будучи консервативной компанией с точки зрения отношения к рискам, мы стараемся повышать эффективность и в тяжелые, и в легкие времена.
– Какие ценности для компании и для вас как личности являются первостепенными?
– Я серьезно думал на эту тему и пришел к выводу, что во многом те ценности, которые важны для меня лично, совпадают с теми ценностями, которые есть у компании NCC. Главное – это, безусловно, доверие и уважение. Самая большая ценность, на мой взгляд, – ценность человеческой жизни и равенство людей. Естественно, в любой компании всегда есть разделение на руководителей и подчиненных. Но что касается равенства и ценности человеческой жизни, то мы все одинаковы и равны как личности, как люди. Вообще в компании уделяется большое внимание вопросам равноправия и ценности человеческой жизни.
Очень важной ценностью как для меня лично, так и для компании в целом является экологическая тема, экологический девелопмент, реализация энергоэффективных и экологичных технологий. Горжусь тем, что работаю в компании, которая пропагандирует эти ценности не на словах, а на деле.
– Вы являетесь не только генеральным подрядчиком строительства, но и генеральным проектировщиком, в частности при строительстве жилого комплекса для Nokian Tyrеs. Выходит, для каждого из своих объектов вы разрабатываете особый проект?
– Любой проект мы рассматриваем как особый, индивидуальный. Поскольку каждый проект имеет уникальное месторасположение, его локация диктует определенные дизайнерские решения. Более того, мы всегда задумываемся над тем, кто они – будущие жители, какие потребители будут у этого проекта. Что хорошо будет для жильцов, что им нужно, что они ценят. Насколько привлекателен объект с таким месторасположением.
Проектные решения, накопленные компанией за годы своей деятельности, хранятся в так называемом банке данных проектных решений. Этот банк объединяет все проекты, которые когда-либо делала компания. Он применим всеми подразделениями компании.
Банк данных постоянно обновляется, поскольку мы своевременно получаем информацию об объектах, в которых то или иное проектное решение сработало не так, как мы этого ожидали. Тогда такое решение либо обновляется, либо удаляется. Для нас особенно важен тот период, когда завершается строительство и наступает гарантийный период. И нам важно, чтобы то или иное решение работало на протяжении 10 лет и более. Если в течение этого периода что-то происходит с решением, то для нас это определенный сигнал. Эти нюансы учитываются в банке данных, поскольку это решения, которые работают на будущее.
– Как вы строите взаимоотношения с властью?
– Основные принципы компании, которые мы пропагандируем во всех странах, – прозрачность и открытость в отношениях с властями. Наша цель – показать, что наша компания является органичной частью общества, что мы работаем согласно требованиям и потребностям наших клиентов и города в целом. Безусловно, мы ждем от города обратной связи. Мы хотим, чтобы город воспринимал нас как равноценного и социально ответственного партнера. Тогда диалог строится наилучшим образом. Мы также готовы поделиться своими знаниями и опытом для динамичного развития всего строительного рынка в целом.
– Легче или сложнее сегодня реализовать проект по сравнению с периодом десятилетней давности?
– Безусловно, есть аспекты, которые легче решить. Однако сложнее реализовывать проекты. К сожалению, уровень коррупции и бюрократии сегодня выше, чем 10 лет назад. С другой стороны, рынок стал более профессиональным. Улучшилось законодательство. Многие законодательные инициативы, принятые в последнее время, решены в пользу рынка потребителя и дают больше прав покупателям. Для нас, как строительной компании, это тоже очень важно. Мы их, безусловно, поддерживаем. Изменения в законодательстве повлияли и на нас. Допустим, в начале 2000-х годов мы не смогли бы выйти на строительный рынок с собственным жилищным проектом, так как не было законодательной базы, такого профессионального рынка. Сейчас мы это можем себе позволить, поскольку более уверены в рынке, перспективах, его возможностях.
Что касается бюрократии, мы понимаем, что требуется время, чтобы все пришло в норму. Одним движением руки нельзя ничего изменить.
– Приходя в какой-либо регион, вы делаете ставку на успех. Каковы шансы на успех в Петербурге и Ленинградской области для NCC и для начинающих компаний?
– Начнем с NСС. Если бы мы не верили в успех, мы бы сюда не пришли. Мы видим, что здесь есть огромный спрос на качественное комфортное жилье. Поскольку наша компания ориентирована сдерживать обещания, даваемые нашим потребителям, мы уверены, что получим ответный результат – доверие со стороны потребителей. Отрадно, что это доверие за последнее время только увеличивается.
Наша цель – предложить клиенту оптимальное сочетание цены на продукцию и высокого качества. Мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты получали за свои деньги качество и уровень сервиса даже лучше того, чем они ожидают.
Такой продукт не только на российском, но и на мировом рынке (и не только в строительстве) найти достаточно проблематично, поскольку не так много компаний предлагают достойное сочетание цена/качество. Качество можно найти, если задаться целью, но, скорее всего, за него нужно заплатить большие деньги.
Я много встречаюсь с представителями других компаний, которые хотят выйти на местный рынок. Основная идея, которую я стараюсь донести им, состоит в том, что невозможно ожидать быстрого успеха в принципе, если приходишь с несерьезными намерениями, в надежде получить лихие деньги, как выигрыш в лотерею. Наша компания – серьезный пример того, как нужно работать. Не случайно мы работаем в России более 30 лет.
Очень многие компании думают, что в России неразвитый рынок и здесь можно предложить любой западный продукт. На самом деле это не так. Рынок хорошо развит, и востребован будет только серьезный и качественный продукт.
– Какие проекты наиболее востребованы в Северо-Западном регионе? Чем отличается принцип строительства в России от других зарубежных стран?
– Конечно, многие мечтают жить в центре города в собственном доме. Но в большинстве случаев это невозможно. Что касается реального спроса и желания людей – они становятся реалистичными. Петербуржцы ожидают получить то жилье, которое будет наиболее эффективным для их потребностей. Так же как в Германии, в северных странах. Первое, что интересует среднестатистического потребителя, – это функции, которые приобретает его семья с новой квартирой. Возникает вопрос эффективности планировки квартиры. Для нас важно исходить из потребностей клиентов. Если человек хочет купить двухкомнатную квартиру, ему не стоит предлагать квартиру площадью 120 квадратных метров с 30-метровым коридором. Мы будем предлагать более эффективное решение для его потребностей.
Очень большая и сложная задача для любой компании – создать комфортную среду для жизни на небольших метражах. Чтобы в небольшой квартире гармонично использовать пространство, чтобы житель не чувствовал себя зажатым, как в коммунальной квартире.
В нашем новом проекте «Шведская крона» рядом с Удельным парком мы предлагаем нашему клиенту как квартиры с отдельной кухней, так и скандинавский вариант планировок с открытым пространством. Однако оба варианта, тем не менее, предполагают максимально эффективное использование жилой площади.
На сегодняшний день очень важно найти такое решение, которое максимально будет удовлетворять всем потребностям и запросам покупателя.
– Как, на ваш взгляд, за время кризиса изменилось поведение покупателя? Что нового появилось в его запросах? Как вы можете охарактеризовать нынешнего, посткризисного покупателя?
– Сегодня средний класс только выходит на покупку жилья. Основное, что понял посткризисный потребитель, – что цены не будут опускаться. Постепенно они будут расти.
С другой стороны, сохраняется так называемый рынок потребителя. Потребителя характеризует большая осторожность в выборе продукта. Он сам выбирает, верит ли он тому, что нарисовано в буклете, или нет. Его интересует и то, когда он получит свою квартиру. Он стал с еще большей осторожностью и пристрастностью исследовать вопросы рынка. Для него это прекрасная возможность диктовать свои условия и с точки зрения качества получаемого продукта. Требовать больше доверия, исполнения обязательств со стороны строительных компаний.
– Каково ваше мнение по поводу саморегулирования?
– Со СРО связаны большие надежды. Это должен быть инструмент, который будет реально регулировать рынок.
– Хотели бы вы работать с госзаказом? Если бы вам предложили большую территорию для реновации «хрущевок» и предложили реализовать этот проект – согласились бы взять его?
– Мы бы согласились, если бы с самого начала знали все схемы участия в проекте, особенно с точки зрения разделения рисков. Условия участия должны быть транспарентны, прозрачны. Мы должны знать все условия до того момента, как нам нужно предпринимать какие-то действия. Прозрачные схемы применяются на всех рынках, где работает NCC.
– Хотели бы вы освоить центр города? Ведь есть много мест, где пустуют промышленные территории.
– Для нас это было бы интересно.
– Какие планы на будущее? Планируете ли увеличивать экспансию на российский рынок?
– Да, у нас есть планы расширения присутствия компании. Основной интерес представляют Петербург и Ленинградская область, Северо-Западный регион.
В первую очередь, это продвижение в области жилищного строительства, освоение новых объектов. Для нас потенциально интересна в будущем и коммерческая недвижимость.
– Для этого, наверное, вы уже пополнили земельный банк?
– Мы постоянно мониторим земельный рынок, ищем земельные участки. Поскольку рынок сейчас благоприятен для покупки земли, мы не торопимся и присматриваемся к покупке. Смотрим, что предлагает рынок, – чтобы купить удачный лот. Сейчас для нас важно развить ту землю, которая у нас есть в собственности.
– Хотелось бы, чтобы вы подробнее  рассказали о проекте  «Шведская крона».
– Для нас «Шведская крона» – очень важный проект, который мы развиваем с 2006 года. На сегодняшний день прошли все необходимые стадии. Этот процесс занял значительное время: меняли Генплан, проходили различные досогласования. В конце 2009 года получили разрешение на строительство и теперь готовимся собственно к строительству. Процесс подготовки занял долгое время, но мы добились того, чтобы проект был таким, каким мы сами хотим его видеть.
– Кто они, будущие жители «Шведской кроны»?
– Для нас это люди, которые любят совершать комфортные покупки и жить в комфортных условиях. Мы хотим, чтобы время от покупки квартиры до переезда в нее наш покупатель провел без стресса. Преимущество проекта – это непосредственная близость к парку, максимально «зеленая» жизнь. Можно пользоваться благами природного ландшафта. Проект спроектирован так, что во всех квартирах большие балконы с полным остеклением. Из всех окон – прекрасный вид не только на территорию, но и на прилегающий парк. Мы пытаемся внедрить новые стандарты отношения к своему жилью, чтобы дать возможность покупателю наслаждаться спокойной жизнью в комфортном пространстве. Все люди, которые думают, как мы, и хотят получить определенный стандарт качества жизни, – наши потенциальные клиенты.
– Какая ситуация вас беспокоит на российском рынке?
– Хотели обратить внимание на ту проблему, которую мы поднимали уже несколько раз. В том числе и на заседаниях Гильдии управляющих и девелоперов. Говорили о том, что кризис, с одной стороны, оздоравливает экономику, и строительную отрасль в том числе. С другой стороны, мы видим, что на рынке строительных материалов, качества сервиса, качества услуг, к сожалению, заметного оздоровления не происходит. Движение по увеличению качества услуг поставщиков и снижению цен на их продукцию недостаточно активно развивается на российском рынке.
Мы, естественно, сравниваем то, что происходит на российском рынке и в других странах во время кризиса. Например, странным является тот факт, что строительные материалы на российском рынке – самые дорогостоящие по сравнению с другими рынками, на которых работает компания NCC: в странах Балтии, Германии, северных странах. При этом цена продажи – одна из наиболее низких по сравнению с другими странами. Это неправильно. Политику нужно менять. Рынок должен выправлять это очевидное несоответствие. Иначе просто не будет будущего для этого рынка. Он перестанет быть привлекательных для инвесторов.
– Юусо, вы молодой топ-менеджер. Вам нравится работать в России?
– Работать в России интересно. Особенно решать сложные задачи, которые стоят передо мной. С точки зрения занятости – это работа моей мечты. Есть некие раздражающие факторы. Например, когда ты не можешь в силу неких бюрократических проволочек или устаревших норм, особенно в проектировании, реализовать наилучшим образом знания, которые есть у компании. Но при этом ты видишь, что это живой, постоянно меняющийся рынок. Это очень интересно.
– Ну что ж, желаем вам удачи. И чтобы вы, работая здесь, видели, как все меняется в лучшую сторону. И чтобы мы преодолели коррупцию.
– Это точно произойдет (улыбается). Рано или поздно.
рубрика: Личное дело
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.