И льды не помеха
Учитывая тяжелую ледовую обстановку, сложившуюся этой зимой на водных артериях Санкт-Петербурга, ввод в строй буксира ледового класса «Невская застава» оказался весьма своевременным.
Заказчиком построенного на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» буксира выступил Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт- Петербурга.
Проблемы потребовали решения
В зимний период для нашего города серьезную опасность представляют так называемые заторные (зажорные) наводнения, причиной которых становится увеличение водного потока из-за чрезмерного скопления льда в сужениях или излучинах реки во время ледохода (заторы) или во время ледостава (зажоры). Русло реки в поперечном сечении буквально забивается льдом, образуя своеобразную подпорную плотину. В результате появляется высокий риск затопления прибрежной территории вдоль Невы, особенно в районе Вантового и Володарского мостов. За свою историю Петербург пережил более 80 подобных наводнений, которые намного опаснее обычных, так как при этом подъем уровня воды из-за стеснения русла реки рыхлым льдом иногда достигает 3,0-3,5 м, а продолжительность стояния высоких зажорных уровней иногда достигает 30 дней.
Особенно подвержена этим опасным явлениям акватория Невы между Охтинским мостом и Ивановскими порогами. Нева замерзает снизу вверх по течению от устья до Ивановских порогов. Для предотвращения данных явлений приходится использовались обычные буксиры «Минск» и «Одесса», принадлежащие ГУП «Ленводхоз». Они стараются поддерживать канал «свободной воды» между Благовещенским, Дворцовым и Троицким мостами. Однако эти суда не предназначены для выполнения данных ледовых работ, да и срок их эксплуатации не бесконечен. К тому же они не способны решать ряд других весьма актуальных задач. Например, бороться с аварийными нефтеразливами, наносящими урон экологии, а также ущерб мостовым конструкциям и набережным. В ледовых условиях аварийные нефтеразливы особенно опасны. Обычные суда-нефтесборщики, которые в навигационный сезон вполне справляются с проблемой, во льдах рискуют быть смятыми.
По спецзаказу
Только в конце прошлого года со стапелей ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» был спущен на воду буксир-ледокол «Невская застава» (заложен в 2007 году), способный решать широкий спектр неотложных задач. Специалисты ОАО «Инженерный центр судостроения» спроектировали его в соответствии с требованиями Российского речного регистра на класс «М-СП 3,5 (ледокол) А». Водоизмещение судна, построенного по заказу правительства Санкт-Петербурга в лице Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, составило 900 тонн. Длина габаритная – 41,5 м, ширина габаритная – 11,8 м, надводный габарит – 5,2 м, осадка – 3,8 м, мощность главных двигателей – 2х1800 кВт, численность команды – 9 человек. Благодаря пониженному надводному габариту ледокол может проходить под невскими мостами без их разводки. Усиленный 16-миллиметровый ледовый пояс позволяет «Невской заставе» справляться со льдами толщиной в 0,6 м. Для преодоления льдов больших толщин, преимущественно в суровые зимы, возможен переход на режим ломки льда набегами. Для выполнения операций по сбору нефтепродуктов судно оснащено многофункциональным гидравлическим судовым полноповоротным краном. Нефтесборочное оборудование укомплектовано ковшовым нефтесборщиком, предназначенным для сбора разливов нефтепродуктов как на чистой воде, так и в ледовых условиях. Для обеспечения работы нефтесборочного оборудования предусмотрена дизельная силовая гидравлическая установка. Судно может проводить срочные всесезонные спасательные судовые операции по плану ликвидации разливов нефти (план ЛРН), тушить пожары на береговой линии и на аварийных судах. Кроме этого «Невская застава» способна обеспечить проведение зимних водолазных работ по аварийному ремонту подводных городских коммуникаций. Мощность ледокола и наличие в его носовой части усиленной буксирной лебедки позволяют осуществлять буксировку и эскортирование нефтеналивных судов, а также проводить срочные спасательные судовые операции, как зимой, так и в навигацию.
Заказчиком построенного на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» буксира выступил Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт- Петербурга.
Проблемы потребовали решения
В зимний период для нашего города серьезную опасность представляют так называемые заторные (зажорные) наводнения, причиной которых становится увеличение водного потока из-за чрезмерного скопления льда в сужениях или излучинах реки во время ледохода (заторы) или во время ледостава (зажоры). Русло реки в поперечном сечении буквально забивается льдом, образуя своеобразную подпорную плотину. В результате появляется высокий риск затопления прибрежной территории вдоль Невы, особенно в районе Вантового и Володарского мостов. За свою историю Петербург пережил более 80 подобных наводнений, которые намного опаснее обычных, так как при этом подъем уровня воды из-за стеснения русла реки рыхлым льдом иногда достигает 3,0-3,5 м, а продолжительность стояния высоких зажорных уровней иногда достигает 30 дней.
Особенно подвержена этим опасным явлениям акватория Невы между Охтинским мостом и Ивановскими порогами. Нева замерзает снизу вверх по течению от устья до Ивановских порогов. Для предотвращения данных явлений приходится использовались обычные буксиры «Минск» и «Одесса», принадлежащие ГУП «Ленводхоз». Они стараются поддерживать канал «свободной воды» между Благовещенским, Дворцовым и Троицким мостами. Однако эти суда не предназначены для выполнения данных ледовых работ, да и срок их эксплуатации не бесконечен. К тому же они не способны решать ряд других весьма актуальных задач. Например, бороться с аварийными нефтеразливами, наносящими урон экологии, а также ущерб мостовым конструкциям и набережным. В ледовых условиях аварийные нефтеразливы особенно опасны. Обычные суда-нефтесборщики, которые в навигационный сезон вполне справляются с проблемой, во льдах рискуют быть смятыми.
По спецзаказу
Только в конце прошлого года со стапелей ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» был спущен на воду буксир-ледокол «Невская застава» (заложен в 2007 году), способный решать широкий спектр неотложных задач. Специалисты ОАО «Инженерный центр судостроения» спроектировали его в соответствии с требованиями Российского речного регистра на класс «М-СП 3,5 (ледокол) А». Водоизмещение судна, построенного по заказу правительства Санкт-Петербурга в лице Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, составило 900 тонн. Длина габаритная – 41,5 м, ширина габаритная – 11,8 м, надводный габарит – 5,2 м, осадка – 3,8 м, мощность главных двигателей – 2х1800 кВт, численность команды – 9 человек. Благодаря пониженному надводному габариту ледокол может проходить под невскими мостами без их разводки. Усиленный 16-миллиметровый ледовый пояс позволяет «Невской заставе» справляться со льдами толщиной в 0,6 м. Для преодоления льдов больших толщин, преимущественно в суровые зимы, возможен переход на режим ломки льда набегами. Для выполнения операций по сбору нефтепродуктов судно оснащено многофункциональным гидравлическим судовым полноповоротным краном. Нефтесборочное оборудование укомплектовано ковшовым нефтесборщиком, предназначенным для сбора разливов нефтепродуктов как на чистой воде, так и в ледовых условиях. Для обеспечения работы нефтесборочного оборудования предусмотрена дизельная силовая гидравлическая установка. Судно может проводить срочные всесезонные спасательные судовые операции по плану ликвидации разливов нефти (план ЛРН), тушить пожары на береговой линии и на аварийных судах. Кроме этого «Невская застава» способна обеспечить проведение зимних водолазных работ по аварийному ремонту подводных городских коммуникаций. Мощность ледокола и наличие в его носовой части усиленной буксирной лебедки позволяют осуществлять буксировку и эскортирование нефтеналивных судов, а также проводить срочные спасательные судовые операции, как зимой, так и в навигацию.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Андрей Мельников