Кто подтянется на сборку?
Будущее петербургского автокластера зависит не только от успешности бизнеса зарубежных автогигантов, разместивших свои производства на территории города, но и от дальнейшего развития сопутствующих им предприятий. В том числе отечественных.
За последние несколько лет Петербург сделал сразу несколько «инновационных прививок от технологической отсталости», как однажды образно выразилась губернатор Валентина Матвиенко.
Костяк автокластера сформирован: в городе введены в строй три завода международных автоконцернов, достраивается четвертый. Однако, по мнению участников рынка, собрать на одной площадке несколько крупных автопроизводителей – это полдела.
«Нам необходимо активное вовлечение в процесс создания автомобильного кластера новых игроков, требуется господдержка в части развития инфраструктуры. Чтобы остаться на плаву, предприятия автокластера должны ориентироваться не только на внутренний, но и на внешний сбыт. Чрезвычайно важна синергия заводов по сборке машин и производств автокомплектующих. Причем не только внутри отдельно взятого Петербурга, а по всей стране», – убежден президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонент Валерий Киселевич.
Несколько проектов по созданию производств автокомплектующих уже реализуется. В этот процесс вовлечены как иностранные («Магна», «Сангву Хайтек Рус» и пр.), так и российские предприятия. Так, компания «Интеркос-IV», входящая в состав ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ведет строительство сервисного металлоцентра и завода по изготовлению штампованных деталей на территории промзоны в Колпино, рядом с Ижорскими заводами. В год предприятие будет перерабатывать 125 тыс. тонн металла, полученного на Магнитогорском комбинате. В дальнейшем объемы переработки планируется увеличить в два раза. Новый завод будет выпускать листовые заготовки, штампованные панели, кузова для автомобилей и др. Спрос на данную продукцию очевиден. Если в 2006 году в России производилось 1,5 млн автомобилей, то к 2011 году этот показатель должен возрасти почти до 2,5 миллионов. «Мы планируем запустить производство осенью этого года. Суммарный объем инвестиций в проект составит около 4 миллиардов рублей», – рассказывает генеральный директор ЗАО «Интеркос-IV» Тимур Шоштаев. По его словам, без активной поддержки городских властей создание такого производства было бы невозможно. Город вложил значительные средства в модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры в этом районе, обеспечил инвестору налоговые льготы, предусмотренные для стратегических проектов. Однако проблемы остаются: «Не хватает технологий, не хватает поставщиков. Недостаток наблюдается не только в производственной сфере, но и в кадровой. Сегодня ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов автомобильной отрасли», – сетует г-н Шоштаев.
На сотрудничество с зарубежными сборочными предприятиями нацелена и другая отечественная компания – «Оптоган» – которая разрабатывает и производит сверхъяркие светодиоды на базе наногетероструктур. Они могут применяться для освещения салонов автомобилей, приборных панелей и габаритных огней. «Сейчас мы ведем строительство завода в особой экономической зоне «Нойдорф». Его первая очередь будет введена в эксплуатацию во второй половине этого года. Здесь планируется выпуск более 30 миллионов корпусированных светодиодов в месяц», – комментирует генеральный директор ЗАО «Оптоган» Максим Одноблюдов.
Представители автоконцернов, заводы которых есть в Петербурге, сходятся во мнении, что наладить взаимосвязь между сборочными предприятиями и производителями автокомпонентов должен город. «Для нас главное – чтобы был спрос на нашу продукцию, с остальным мы справимся сами», – говорит менеджер по правовой работе и взаимодействию с государственными органами ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» Татьяна Горовая. «Стимулирование спроса на автомобили различными формами господдержки потребителей увеличит продажи и повысит рентабельность нашего бизнеса. А вслед за нами подтянутся автокомплектующие», – заключает Юлия Бойчарова из ООО «Дженерал Моторс Авто». Именно на новые предприятия в сфере производства автокомпонентов нужно делать ставку при дальнейшем развитии автокластера в Петербурге, уверены эксперты.
За последние несколько лет Петербург сделал сразу несколько «инновационных прививок от технологической отсталости», как однажды образно выразилась губернатор Валентина Матвиенко.
Костяк автокластера сформирован: в городе введены в строй три завода международных автоконцернов, достраивается четвертый. Однако, по мнению участников рынка, собрать на одной площадке несколько крупных автопроизводителей – это полдела.
«Нам необходимо активное вовлечение в процесс создания автомобильного кластера новых игроков, требуется господдержка в части развития инфраструктуры. Чтобы остаться на плаву, предприятия автокластера должны ориентироваться не только на внутренний, но и на внешний сбыт. Чрезвычайно важна синергия заводов по сборке машин и производств автокомплектующих. Причем не только внутри отдельно взятого Петербурга, а по всей стране», – убежден президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонент Валерий Киселевич.
Несколько проектов по созданию производств автокомплектующих уже реализуется. В этот процесс вовлечены как иностранные («Магна», «Сангву Хайтек Рус» и пр.), так и российские предприятия. Так, компания «Интеркос-IV», входящая в состав ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ведет строительство сервисного металлоцентра и завода по изготовлению штампованных деталей на территории промзоны в Колпино, рядом с Ижорскими заводами. В год предприятие будет перерабатывать 125 тыс. тонн металла, полученного на Магнитогорском комбинате. В дальнейшем объемы переработки планируется увеличить в два раза. Новый завод будет выпускать листовые заготовки, штампованные панели, кузова для автомобилей и др. Спрос на данную продукцию очевиден. Если в 2006 году в России производилось 1,5 млн автомобилей, то к 2011 году этот показатель должен возрасти почти до 2,5 миллионов. «Мы планируем запустить производство осенью этого года. Суммарный объем инвестиций в проект составит около 4 миллиардов рублей», – рассказывает генеральный директор ЗАО «Интеркос-IV» Тимур Шоштаев. По его словам, без активной поддержки городских властей создание такого производства было бы невозможно. Город вложил значительные средства в модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры в этом районе, обеспечил инвестору налоговые льготы, предусмотренные для стратегических проектов. Однако проблемы остаются: «Не хватает технологий, не хватает поставщиков. Недостаток наблюдается не только в производственной сфере, но и в кадровой. Сегодня ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов автомобильной отрасли», – сетует г-н Шоштаев.
На сотрудничество с зарубежными сборочными предприятиями нацелена и другая отечественная компания – «Оптоган» – которая разрабатывает и производит сверхъяркие светодиоды на базе наногетероструктур. Они могут применяться для освещения салонов автомобилей, приборных панелей и габаритных огней. «Сейчас мы ведем строительство завода в особой экономической зоне «Нойдорф». Его первая очередь будет введена в эксплуатацию во второй половине этого года. Здесь планируется выпуск более 30 миллионов корпусированных светодиодов в месяц», – комментирует генеральный директор ЗАО «Оптоган» Максим Одноблюдов.
Представители автоконцернов, заводы которых есть в Петербурге, сходятся во мнении, что наладить взаимосвязь между сборочными предприятиями и производителями автокомпонентов должен город. «Для нас главное – чтобы был спрос на нашу продукцию, с остальным мы справимся сами», – говорит менеджер по правовой работе и взаимодействию с государственными органами ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» Татьяна Горовая. «Стимулирование спроса на автомобили различными формами господдержки потребителей увеличит продажи и повысит рентабельность нашего бизнеса. А вслед за нами подтянутся автокомплектующие», – заключает Юлия Бойчарова из ООО «Дженерал Моторс Авто». Именно на новые предприятия в сфере производства автокомпонентов нужно делать ставку при дальнейшем развитии автокластера в Петербурге, уверены эксперты.
рубрика:
Бизнес
автор:
Дмитрий Кирман