Налоги и ПИФы

Новые законодательные акты, нормы и правила, отмена лицензирования – все это порождает множество вопросов у бизнесменов-строителей. Не каждый руководитель сегодня способен разобраться во всех тонкостях законодательных норм.

«Строительный Еженедельник» продолжает публикацию самых актуальных вопросов от участников строительного рынка. На них отвечают специалисты из юридических и консалтинговых компаний города.

В чем состоит особый режим налогообложения имущества и доходов от него в ЗПИФН?


Мария Шмелева, бухгалтер-эксперт консалтинговой группы «О.С.В.»
Паевой инвестиционный фонд – обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ, ред. от 25.11.2009).
Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.
Рассмотрим особенности налогообложения деятельности и имущества ЗПИФН налогом на добавленную стоимость, налогом на имущество и налогом на прибыль.
НДС
При проведении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом обязанности налогоплательщика, установленные гл. 21 НК РФ, возлагаются на доверительного управляющего (п. 1 ст. 174.1 НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором доверительного управления имуществом доверительный управляющий должен исчислить суммы НДС и выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном НК РФ (п. 2 ст. 174.1 НК РФ). Налоговый вычет предоставляется при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами на имя доверительного управляющего, а также при условии выполнения общих для всех налогоплательщиков требований:
1) товары (работы, услуги) приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ;
2) счета-фактуры выставлены продавцами в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.
Если доверительный управляющий осуществляет иную деятельность, то необходимо осуществлять раздельный учет товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом и иной деятельности.
Налог на имущество
Управляющая компания отражает объекты, которые составляют имущество ПИФа, обособленно и на отдельном балансе, а не на своем (п. 1 ст. 1018 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»). Поэтому данные основные средства не являются для нее объектом налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ). Иными словами, управляющая компания не уплачивает налог по имуществу ПИФа.
Сам же ПИФ представляет собой обособленный имущественный комплекс и юридическим лицом не является. Поэтому он не может быть налогоплательщиком (абз. 2 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 373 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ).
Таким образом, в настоящее время имущество, которое передано в ПИФ, а также приобретено (создано) в процессе его деятельности, не облагается налогом ни у учредителя управления, ни у управляющей компании этого фонда (см. также Письмо Минфина России от 26.11.2007 № 03-05-06-01/136).
Необходимо уточнить, что эта позиция может быть оспорена контролирующим органом, так как до настоящего момента не существует ее однозначного толкования. В этом случае свою позицию придется доказывать в суде.
Налог на прибыль
По общему правилу, установленному ст. 276 НК РФ, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом. Учет доходов и расходов осуществляется с целью представления сведений о них учредителю управления (выгодоприобретателю) для их учета последним при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. Доходом доверительного управляющего признается только его вознаграждение, причитающееся ему по договору доверительного управления, а расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если они не подлежат возмещению учредителем доверительного управления в соответствии с договором (абз. 1 п. 2 ст. 276 НК РФ). Таким образом, прибыль, полученная при совершении операций управляющей компанией в рамках доверительного управления имущества ПИФа, не подлежит налогообложению ни у владельцев инвестиционных паев, ни у управляющей компании. Налогооблагаемая прибыль у пайщиков возникает только при реализации инвестиционного пая либо при его погашении ЗПИФом.
При передаче имущества в ЗПИФ возникает разница между балансовой стоимостью передаваемого имущества и его оценочной стоимостью, определенной оценщиком на дату внесения имущества для включения его в состав активов фонда, то есть возникает разница между балансовой и рыночной оценкой вносимого имущества. Особенности определения налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), установлены ст. 277 НК РФ. Однако нормы данной статьи не применяются в случае передачи имущества при формировании ЗПИФов. Очевидно, что формирование ЗПИФа, являющегося обособленным имущественным комплексом, отличается от операций формирования уставного (складочного) капитала (фонда) самостоятельного юридического лица. Таким образом, при внесении инвестором в закрытый ПИФ имущества, оценка которого, произведенная независимым оценщиком, отличается от стоимости этого имущества по данным налогового учета инвестора, объекта налогообложения не возникает. Следует обратить внимание, что данное суждение относится только к случаям «первично размещаемых паев», то есть к передаче имущества в качестве пая при формировании ЗПИФа.
При выбытии паев ЗПИФов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в случае их приобретения у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах. Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев), включая расходы на их приобретение, и на сумму расходов, связанных с реализацией имущественных прав. При этом стоимость приобретаемых паев для целей налогообложения признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, упрощающий порядок регистрации прав на земельные доли. Что изменит новый закон? Помогут ли новые правила вывести на рынок неиспользуемые земли?

Наталья Федосеева, юрисконсульт ООО «ГК «Консалтум»
Законопроект, в частности, упрощает порядок государственной регистрации прав на земельные доли и предусматривает комплексные изменения законодательства в сфере оборота долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Он определяет правила вовлечения в оборот невостребованных и вымороченных земельных долей, что позволит вывести на рынок неиспользуемые земли, и вводит возможность отказа от права на доли. Кроме того, согласно проекту закона, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по организации и проведению общего собрания участников долевой собственности, чтобы такие собрания проводились более эффективно. Также уточняется процедура формирования земельных участков в счет земельных долей, что должно упростить и сделать дешевле этот процесс. Необходимость таких изменений назрела, поскольку правоприменительной практике Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уже более 7 лет. Законопроект также упрощает порядок оформления прав на земли сельскохозяйственного назначения, а также владения, пользования и распоряжения ею. Например, для передачи земельной доли в аренду сельскохозяйственной организации, необходимо сначала перерегистрировать ранее возникшее право на эту долю, а для этого – вновь выполнить землеустроительные работы по определению границ земельного участка, находящегося в общей долевой собственности граждан, закрепить эти границы межевыми знаками, определить их координаты, согласовать границы со смежными землепользователями, осуществить государственный кадастровый учет этого земельного участка, а затем получить новое свидетельство о праве на земельную долю в регистрационной палате, заключить договор аренды и зарегистрировать его в регистрационной палате. При продаже земельной доли сельскохозяйственной организации необходимо еще получить отказ от покупки земельной доли от остальных участников долевой собственности и от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Такой сложный и дорогостоящий порядок оформления прав на землю не позволил огромному количеству граждан своевременно привести договоры аренды земельных долей в соответствие с правилами гражданского законодательства. Теперь по новому документу преимущественное право покупки земельной доли предоставляется не исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, а самой сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности. Изменения, вносимые в Закон «О землеустройстве», позволяют осуществлять описание границ земельного участка для его кадастрового учета без определения их координат, если границы совпадают с границами полей севооборотов, дорог, лесополос, лесов, ручьев, рек и других подобных объектов. Это позволит в 10-15 раз уменьшить стоимость землеустроительных работ для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков.
Кроме того, в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, такой договор может быть заключен участниками долевой собственности на основании доверенностей, бесплатно удостоверенных должностным лицом местного самоуправления. Это сразу решает проблему доставки собственников земельных долей в регистрационную палату для регистрации договора аренды или к нотариусу для удостоверения их доверенностей.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании свидетельств о праве собственности на землю, полученных гражданами в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, без предварительной государственной перерегистрации этих свидетельств в регистрационных палатах.
Сельскохозяйственные угодья, находящиеся у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются ими в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Земли, которые заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью (лесополосы), предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, предоставляются бесплатно в порядке, установленном законодательством субъектов РФ. Без выделения земельного участка в счет земельной доли эту земельную долю можно завещать любому лицу, продать участнику долевой собственности, подарить, внести в уставный (складочный) капитал или доверительное управление сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Помимо этого, законопроект детально прописывает регламент созыва общего собрания участников долевой собственности и его решения. В результате порядок выделения земельных участков в счет земельных долей позволяет участнику долевой собственности без каких-либо дополнительных согласований определить местонахождение своей земельной доли в зависимости от желаемого способа распоряжения.
рубрика: Консалтинг
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.