Сохранить или приумножить?
На сегодняшний день в законодательстве РФ существуют разночтения по поводу распоряжения средствами компенсационного фонда саморегулируемых организаций. Строителей волнует, можно ли размещать деньги напрямую на депозитах банков, минуя управляющие компании, о которых говорит закон «О саморегулируемых организациях».
Пока в России нет опыта работы в этой сфере, всем участникам рынка приходится вырабатывать собственные правила игры.
Эти проблемы обсуждали участники круглого стола «Саморегулирование. Размещение компенсационных фондов на депозитных счетах в банках и в управляющих компаниях», организованного Союзом строительных объединений и организации и Ассоциации банков Северо-Запада при поддержке правительства Санкт-Петербурга, Общественным советом по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга и «Строительным Еженедельником».
Олег Бритов, исполнительный директор ССОО:
– В этом году мы провели восемь мероприятий в области саморегулирования для компаний строительного комплекса. Сегодня, по статистике, в Ростехнадзоре зарегистрировано 45 саморегулируемых организаций. И по примерным подсчетам, хотя точно высчитать сложно, итоговая сумма собранных компенсационных фондов СРО по Санкт-Петербургу составляет около 2 миллиардов рублей. Мы не можем сказать, что это невероятная сумма для бюджета нашего города, но она находится на счетах наших банков и управляющих компаний. И мы хотим обсудить с нашими саморегулируемыми организациями, банками и управляющими компаниями, как наиболее выгодно размещать средства компенсационного фонда. В то же самое время мы хотели бы сегодня поднять вопрос о разночтениях в федеральных законах – 315-м законе «О саморегулируемых организациях» и 148-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ», которые представляют совершенно разные позиции по способам размещения компенсационных фондов.
Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада:
– Признаться, я не очень завидую тем, кто сейчас стоит у истоков саморегулирования. Потому что всегда в самом начале, при образовании новой организационной формы, возникает полная неразбериха, появляется много вопросов, и в этом время можно совершить много ошибок, за которые потом придется расплачиваться. И это не только вопросы в управлении самой организацией, но и вопросы распоряжения средствами компенсационного фонда. Членов СРО беспокоит опасность утери средств. Поэтому мы крайне заинтересованы в том, чтобы саморегулируемые организации, и в частности их компенсационные фонды, знали, как правильно использовать все возможные средства. И хотя у банков нет такой обязанности контроля за использованием компенсационного фонда, по итогам нашего совещания мы планировали направить в банки конструктивное письмо с разъяснениями. Ведь для вас сегодня принципиальный вопрос – каким образом размещать средства компенсационного фонда. Есть разночтения в законах, противоречащие друг другу. С одной стороны вроде бы можно размещать средства фонда на депозитах, с другой стороны, их можно размещать только через управляющие компании. Чем же все это закончится – я не знаю. Пускай юристы рассудят и скажут, как правильно нужно трактовать закон. Но я бы рекомендовал вам, в случае если все же размещение средств возможно только через УК, перед заключением договора на доверительное управление выбирать консервативную стратегию размещения средств с условием, чтобы компания размещала средства в консервативные пакеты, то есть в государственные облигации и те же депозиты банков. По крайней мере на первом этапе, в сегодняшних экономических условиях и с учетом ситуации на фондовом рынке, на мой взгляд, такая позиция была бы наиболее взвешенная. Хотя я понимаю, что те, кто напрямую будет размещать средства на банковских депозитах, считают этот инструмент более безопасным.
Олег Бритов:
– В Санкт-Петербурге создан Общественный совет по саморегулированию. И по его решению создана группа по мониторингу – многие представители СРО получили письма от Общественного совета с просьбой открыть собственную информацию, чтобы понять, какие саморегулируемые организации у нас есть, что внутри них происходит и как они обращаются с компенсационным фондом. Ведь важно сохранить этот фонд для выплаты по страховому случаю, нужно сохранить его от недобросовестного управления и непрофильных отчислений. По закону есть только три случая, когда деньги компенсационного фонда могут быть изъяты, и эти пункты должны быть ясны для банков и управляющих компаний. К тому же Ростехнадзор приступает к проверке саморегулируемых организаций на территории России. Три петербургских СРО попали в этот реестр. И наверняка в ближайшее время инспекторы от Ростехнадзора, кроме всего прочего, будут проверять и соответствие размещения и эксплуатации компенсационного фонда законодательству.
Андрей Морозов, руководитель центра правовой помощи Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ:
– Как вы знаете, сегодня сферу саморегулирования определяют два основных закона: ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях» и ФЗ № 148 о внесении изменений в Градостроительный кодекс. По некоторым вопросам, в том числе и о размещении средства компенсационного фонда, есть неясности. 315-ФЗ говорит о единственно возможном способе размещения средств компенсационного фонда – только с привлечением управляющей компании. Изменения, внесенные в градостроительный кодекс, об этом умалчивают и говорят, что у СРО есть возможность напрямую размещать средства на банковском депозитном счете. И сегодня многие СРО столкнулись с такой ситуацией: средства, лежащие на счетах в банках в момент, когда некоммерческое партнерство получало соответствующий статус, после получения статуса оставались там же, без привлечения к их управлению управляющей компании. Возникает вопрос: нарушает ли при таких действиях саморегулируемая организация законодательство? На мой взгляд, не нарушает. Положения 315-го закона по размещению и инвестированию средств компенсационного фонда предполагают не только его сохранение, но и его увеличение. А на банковских депозитах сумма размещенного компенсационного фонда увеличивается, поэтому мы не можем говорить о нарушении законодательства. Следующий вопрос, который вытекает из этой ситуации, заключается в возможности перевода средств фонда из одного банка в другой банк, хотя это законодательно пока запрещено.
Я не рекомендую никому заниматься самодеятельностью. И с формальной точки зрения нужно руководствоваться положениями 315-ФЗ как более профильного по отношению к изменениям в Градостроительный кодекс: деньги фонда нужно размещать с привлечением управляющей компании. Но мне эта ситуация представляется нелогичной. Мне кажется, что саморегулируемая организация имеет право самостоятельно выбирать, как и в каких банках размещать средства компенсационного фонда. И, возможно, в будущем будут сформированы предложения по усовершенствованию законодательства. А в настоящее время, если организация снимает средства с депозита в одном банке и хочет извлекать прибыль, разместив его в другом банке, то формально это будет нарушением положений 315-ФЗ.
Кроме этого, многих волнует вопрос безопасности компенсационного фонда. Ведь саморегулирование сегодня – это новое явление, попытка государства заставить такую сферу, как строительство, обращаться за счет собственных внутренних резервов. В свете этого мне представляется, что сохранение средств фонда – это основная задача СРО в части распоряжения компенсационным фондом. Не получение доходов, а именно сохранение. И в этом аспекте важно еще одно положение закона, а именно – необходимость извлечения средств из вложений в срок 10 дней. Казалось бы, извлечь средства можно из любых активов. Однако с какими потерями? Если деньги находятся в банке, по крайней мере мы знаем, что не потеряем их при извлечении в такой короткий срок, но если же они вложены в какие-то другие объекты инвестирования, то, как вы понимаете, процесс может быть достаточно болезненным. В целях попытки реализовать защиту средств компенсационного фонда хочется предложить такую схему: если вы со своего счета в банке снимаете средства фонда, то в дальнейшем операции необходимо производить уже только с привлечением управляющей компании. Поскольку если мы говорим о желании увеличить сумму компенсационного фонда, то должны привлекать профессионалов. По крайней мере, об этом говорит закон.
Но выбрать банковский депозит или другие инструменты инвестирования – здесь уже законодатель не ограничивает компании, и решение по этому вопросу, конечно, принимает общее собрание членов СРО. Но вложение денег в предпринимательскую деятельность – это всегда риск. И банки, и управляющие компании имеют форму коммерческого юридического лица. Но, на мой взгляд, единственная цель, которую СРО должна перед собой видеть, – это сохранение средств компенсационного фонда в том виде, в каком он должен быть по закону, и не допускать уменьшения этих средств.
В конце я хотел бы напомнить, что положения Градостроительного кодекса говорят только о трех возможностях изъятия средств из компенсационного фонда: это ошибочные средства, это средства для размещения и осуществление выплаты по наступившему страховому случаю.
Анна Думчева, заместитель генерального директора по работе с клиентами ООО «УК «БФА»:
– Мы считаем, то средства компенсационного фонда должны размещаться через управляющую компанию. Поскольку УК – это новый вид бизнеса в России и опыта совместной работы саморегулируемых организаций в области строительства с ними нет, то возникает очень много вопросов по механизму работы. Управляющие компании прекрасно понимают, что для СРО главное – сохранение компенсационного фонда, а получение дохода – это не основная задача. Конечно, банковский депозит позволит вам сохранить эти средства, но управляющая компания также сможет размещать эти средства на банковских депозитах, если выберет для размещения достаточно консервативную стратегию. В нашей практике в рамках такой стратегии 90 процентов компенсационного фонда размещается на банковских депозитных счетах, и не мене 10 процентов – в облигации федерального займа, то есть в ликвидные облигации, которые, в принципе, можно достаточно удачно реализовать в случае необходимости выплаты из компенсационного фонда. В частности, при работе по такой схеме мы обеспечили рост портфелей доверительного управления в 29 процентов годовых по итогам 2009 года.
И при всем при этом сохранность средств компенсационного фонда УК гарантирует за счет собственных средств. И средства, которые передаются СРО компании для доверительного управления, не могут быть использованы управляющей компанией в своих целях. Они используются только строго в соответствии с законодательством и согласованной инвестиционной декларацией
Напомню, что УК выбирается саморегулируемой организацией на открытом конкурсе. К слову, мы недавно выиграли такой конкурс и сейчас работаем с организацией «Строители Ленинградской области».
Обращу внимание на то, что УК несет очень большую ответственность за средства, которые ей доверены в управление.
Владимир Джикович:
– А могли бы вы сказать, какую плату за свои услугу берет управляющая компания по работе с компенсационным фондом? Это фиксированная ставка или проценты?
Анна Думчева:
– Мы считаем, что фиксированный процент от суммы, которая находится в управлении, управляющая компания не имеет права взимать в качестве платы, поскольку выплат из фонда на эти цели не предусмотрено. Поэтому выплаты будут осуществляться только с дохода, который будет получать фонд. В случае если управляющая компания берет на себя гарантии по возвратности средств фонда из своего собственного капитала, то это 15 процентов от суммы дохода. В случае же, если УК таких обязательств на себя не берет, – 10 процентов. Конечно, возникают еще некоторые расходы, связанные с ведением банковского счета, а также сборы, взимаемые биржами, которые также оплачиваются из дохода.
Виктория Точина, начальник Управления депозитарного и спецдепозитарного обслуживания ЗАО «БФА»:
– Специализированный депозитарий позволяет контролировать размещение средства компенсационного фонда с целью их сохранения и приумножения. В рамках своих функций спецдепозитарий, как новый инструмент, позволяет контролировать все операции с точки зрения законодательства. Ведь если движение бумаг или средств противоречит нормам закона, то спецдепозитарий не согласует эту сделку, и она не сможет быть осуществлена управляющей компанией.
Тариф на услуги спецдепозитария зависит от объемов фонда: чем больше активы фонда, тем меньше процентная ставка вознаграждения. Изначально она По практике нашей работы с одной из СРО, в процессе переговоров мы рассчитали одну ставку, но уже на момент подписания договора фонд вырос, и ставка соответственно уменьшилась. При этом стоимость услуги спецдепозитария удерживается только в случае, если УК показала доход от управления фондом, а это в свою очередь фиксируется по результатам ежемесячной сверки остатков по внутреннему учету управляющей компании и специализированного депозитария.
Роман Лаврухин, руководитель проектов по развитию доверительного управления ОАО «КИТ Фортис Инвестментс»:
– Мне доводилось встречаться с некоторыми представителями городских саморегулируемых организаций СРО, и в ряде случаев при обмене мнениями у меня сложилось впечатление, что забота о компенсационном фонде и его инвестировании – это не приоритетная задача СРО на сегодняшний день. Мы понимаем, то доход от инвестирования компенсационного фонда нельзя использовать непосредственно на текущие нужды. Но его доход в будущем может помочь сэкономить реально живые деньги. Ведь со временем стоимость страховых случаев только возрастет в связи с инфляцией. И можно предположить, что рано или поздно на законодательном уровне будут увеличены требования по размерам компенсационного фонда.
Когда мы говорим о необходимости быстрого вывода средств из фонда при наступлении страхового случая, здесь возникает необходимость инвестирования части средств в облигации. Ведь депозиты с правом бессрочного размещения очевидно будут давать меньше доходности, чем депозиты со срочным размещением. Таким образом, у организации появляется несколько депозитных портфелей и портфель облигаций, а это десятки эмитентов и несколько банков. И тут встает вопрос о наблюдении за этим портфелем и вопрос мониторинга финансового состояния всех этих организаций. И в данном случае как раз нужна УК – профессиональная, с качественными процессами, которая способна обрабатывать всю эту информацию и принимать правильные решения. Поэтому и появляется требование на законодательном уровне о передаче компенсационного фонда в управление профессиональной УК.
В заключение хотел бы обозначить вопросы к СРО, ответы на которые требуются управляющей компании для наиболее эффективного управления средствами компенсационных фондов. Первый вопрос – срок продажи активов и вывода средств из доверительного управления. Нормативно установленный срок – 10 рабочих дней, но мы понимаем, что на практике о предстоящей выплате известно гораздо раньше этого срока, т.к. для выплаты из КФ требуется подготовка документов, судебное решение и т.п. Портфель, составленный исходя из реально необходимого срока будет иметь более высокую доходность, чем портфель с 10-дневной ликвидностью. Поэтому этот реальный срок нужно оценить и ориентироваться именно на него при инвестировании. Второй вопрос - отчетные даты, по состоянию на которые контролируется необходимый размер КФ. Дело в том, что чем чаще контролируется стоимость КФ, тем менее рисковым и менее доходным будет портфель, т.к. управляющий будет вынужден покупать только краткосрочные облигации. Таким образом, портфель с ежегодным контролем стоимости будет более доходным, чем портфель, рассчитанный на ежеквартальный контроль.
Алексей Кляровский, начальник отдела корпоративных клиентов ООО «Международный банк Санкт-Петербурга»:
– На мой взгляд, принцип диверсификации очень правильный. Как говорится, храните яйца в разных корзинах. Поэтому самый разумный способ – это использование нескольких разных вариантов размещения средств одновременно. Например, в различных банках. Но мы, к сожалению, не можем дать точного ответа на вопрос, какой же путь размещения средств компенсационного фонда единственно правильный. И, наверное, рассудить здесь только могут результаты проверки Ростехнадзора.
Но, на мой взгляд, преимуществ от размещения средств в депозитах несколько. Первое – это четко установленная доходность, которая определяется заранее. Также определяется и срок размещения: год, полгода, три месяца – это уже решает СРО. Третья причина – возможность получения дохода даже при досрочном изъятии средств, правда, уже с пониженным процентом. И еще один очень важный момент – это возможность пополнения депозитного счета. Ведь есть постоянный поток денежных средств в компенсационный фонд, который возникает при вступлении в СРО новых членов, – и на банковский депозит зачисление денег возможно уже в течение двух дней.
Олег Бритов:
– Компенсационный фонд, в соответствии с 148-ФЗ, – это несгораемая сумма. Если в условиях размещения через УК или напрямую через банки эта сумма уменьшается, то придется ли членам СРО дополнительно вносить деньги в компенсационный фонд с тем, чтобы он снова достиг установленного законом – от каждого члена при условии коллективного страхования, 300 тысяч рублей для строителей и 150 тысяч рублей для проектировщиков?
Алексей Кляровский:
– Я могу сказать, что на банковском депозите уменьшение суммы произойти не может в принципе, за исключением одного случая – дефолта самого банка.
Анна Думчева:
– Потерять деньги в банке невозможно, но если управляющая компания размещает 90 процентов средств компенсационного фонда в банках – то их также потерять невозможно. А те 10 процентов, которые размещаются в фондовом рынке, – их сохранность УК гарантируется за счет собственных средств. То есть членам СРО дополнительные взносы платить не придется.
Виктор Титов, исполнительный вице-президент ассоциации банков Северо-Запада:
– Рынок есть рынок.
Александр Гримитлин, директор НП строителей «Инженерные системы – монтаж»:
– Я хочу сказать, что нас, как представителей уже саморегулируемых организаций, интересуют прежде всего два вопроса – это надежность и преференции. По большому счету, проценты по доходности от размещения компенсационного фонда – будь то 29, 15 или 4 процента – суть одно и то же. А важны нам преференции – например, разрабатывают ли банки и имеют ли они программу преференций: в частности, по кредитованию членов СРО, компенсационный фонд которой размещен в том или ином банке. Об этом не думали?
Алексей Кляровский:
– Законных способов связать кредитование членов СРО с размещением средств компенсационного фонда в банке нет. Компенсационный фонд не может быть гарантией возврата кредита юридическим лицам. Поэтому вопрос финансирования членов СРО с нашими клиентами мы активно прорабатываем. И тот факт, что компания является членом саморегулируемой организации, – для нас репутационный плюс. Но законных преференций пока нет.
Олег Бритов:
– Хочу подвести итог. Мы сегодня говорили о том, что средства, которые были собраны строителями в качестве компенсации за коллегиальную ответственность, которую они несут, должны сохраняться. И они не должны сокращаться. У многих возникает вопрос – является ли доход от размещения компенсационного фонда на рынке доходом компаний – членов СРО или он должен оставаться в рамках компенсационного фонда. По закону, те средства, которые заработаны компенсационным фондом, должны оставаться нетронутыми. Они не делятся, это не доход компаний. Есть разночтения и разные мнения, но на данный момент это так. Как мы все увидели, вопрос обращения с компенсационным фондом – это сложный вопрос. За долгое время у нас уже выработано огромное количество методических пособий по разъяснению фактической деятельности в рамках принципов саморегулирования, но аспект работы с фондом СРО, к сожалению, до сих пор так и не был освещен. Очень хотелось бы, чтобы и СРО, и банки, и УК пришли к общему мнению и мы смогли бы выработать предложения и принципы работы в едином правовом поле, чтобы никому не пришлось придумывать велосипед.
Напомню, что при Государственной Думе сегодня создается комитет по совершенствованию 148-го закона. Он несовершенен, имеет разночтения, и мы должны посодействовать ему изменению. Почему мы должны размещать деньги только через управляющую компанию? Почему СРО не имеет возможности решением общего собрания распоряжаться своими средствами, как ей хочется, минуя УК? Я считаю, что этот принцип неверен даже с точки зрения антимонопольного законодательства. Дайте СРО право иметь все инструменты по размещению средств собственных компенсационных фондов. Я думаю, что со временем – конечно, не завтра, но в будущем – многое изменится. Мы можем сами влиять на это.