Артур Маркарян: «Масштаб является определяющим фактором»

Сегодня одним из самых актуальных вопросов рынка жилищного строительства Санкт-Петербурга является программа развития застроенных территорий. В этом году программа получила активное развитие. О ее реализации рассказывает Артур Маркарян, генеральный директор компании «СПб Реновация».

– Как и когда возникла идея создать компанию для осуществления проекта реновации?

– Идея появилась еще 2-3 года назад – мы с партнерами долго присматривались, оценивали перспективы. Да и в городе на всех уровнях власти шла активная работа по корректировке законодательства, выявлению территорий. Мы ожидали результатов этой работы и только тогда смогли принять решение. Так и родилась сама компания.

– Каковы основные этапы и цифры вашей программы?

– Сегодняшний этап – это разработка и утверждение проектов планировки территорий. Фактически градпланирование. Параллельно у нас уже идет работа по выбору технологий и проектированию идеального дома. Как только будут утверждены ППТ, начнется проектирование конкретных домов и кварталов, а следом и строительство. Когда будут построены первые дома, город сможет начать расселение. Это большой проект, в него вошли 22 квартала в девяти районах города. Более 900 гектаров. Мы намерены построить не менее 7,2 миллиона квадратных метров качественного жилья. Новые квартиры получат около 150 тысяч петербуржцев, проживающих сегодня в устаревших «хрущевках» и в аварийных домах.

– Как будут позиционироваться эти объекты в будущем?

– Это будет принципиально новый тип жилья. Требования современного мира сильно меняются, и строящееся жилье должно им соответствовать – и по качеству, и по доступности, и по комфорту проживания, и по уровню окружающей среды. Цена для нас, конечно, является важнейшим фактором, и мы будем возводить жилье в самом доступном ценовом сегменте. Но вовсе не значит, что это будет «дешевое жилье» в смысле его потребительских характеристик. Эффект масштаба для нас является определяющим фактором, позволяющим сделать этот проект эффективным – строить максимально качественное жилье при минимальных ценах.

– Как вы видите сегодня конкурентную ситуацию на первичном рынке жилья?

– Честно говоря, я сегодня вообще не вижу на рынке серьезной конкуренции компаний друг с другом. И кризис сказался – многие ушли или ослабли, да и рынок все равно не насыщен нормальным продуктом. В ближайшем будущем конкуренция в сегменте жилья массового спроса будет расти. И определяющими для конкурентного преимущества будут цена и качество.

– Как вы думаете, с кем из игроков рынка вам придется считаться и конкурировать в реализации своей программы реновации?

– С теми, кто сможет в ближайшие годы начать эффективно работать на рынке жилья массового спроса в новых условиях.

– Что вы имеете в виду, говоря о новых правилах игры в сегменте массового спроса?

– Я считаю, что основное внимание необходимо уделять среде обитания – то есть как человек живет, что у него размещено на первом этаже дома, где ближайшая поликлиника, где детский сад и школа, где дети гуляют, где можно заняться спортом, куда он ставит автомобиль. Например, чтобы убрать машины из дворов, нужно переломить человеческое нежелание идти до паркинга. Но если эти 200-300 метров он будет проходить с удовольствием, по чистой красивой дорожке, – да я уверен, что никто не станет с трудом пытаться втиснуться у дома.

– Какие основные проблемы у петербургского рынка?

– Безусловно – это инфраструктура, причем как инженерная, так и транспортная, и социально-бытовая. Отдельно стоит отметить все, что связано с хранением автомобилей, – сегодня это очень серьезная проблема, особенно для такого крупного города. Ко всему этому добавляются вопросы, связанные с ограничениями КГИОП, что, безусловно, накладывает серьезные ограничения на методы решения вышеуказанных проблем. Но успешно решать их все можно и нужно – правда, исключительно большими, комплексными программами. Точечные проекты не помогут, а только усложнят ситуацию.

– Какой опыт вы предложили бы позаимствовать для решения этих проблем?

– Надо всерьез брать на вооружение программы развития городов европейских стран, потому что европейцы, в отличие от россиян, решают эти проблемы де-факто! И решают их комплексно – и в социальном аспекте, и в экономическом, и с точки зрения перспектив.

– А какие вопросы развития строительной отрасли вы считаете наиболее актуальными?

– Главная проблема отрасли – это технологии. Как мы строим, из чего мы строим, какие принципы закладываем в организацию строительства? Конечно, есть и на нашем рынке сегодня прорывные идеи, но в целом строительный комплекс города по технологиям отстает от Европы лет на двадцать. И это касается не только аспектов строительства, но и последующей эксплуатации жилья. Причем здесь диапазон проблем нашего рынка жилья вообще колоссален. Начиная с энергоэффективности домов, вопросов экономии тепла, воды, электричества... и заканчивая тем, как наши дома выглядят после строительства и как теряют свой внешний вид с годами. Понимая ситуацию, мы серьезно работаем в этом направлении.

– Где вы собираетесь искать проектировщиков и подрядчиков? Как будете оценивать их профессионализм?

– Проектировщиков уже ищем по всему миру, изучаем опыт ведущих городов Европы. Подрядчиков будем выбирать на российском рынке, среди тех, кто хорошо понимает местную специфику. Ко всем нашим партнерам будут предъявляться предельно жесткие критерии оценки, поскольку вопросы качества для нас имеют приоритетное значение.

– Как будет строиться сотрудничество банков со строителями?

– Отношения банков со строителями восстановятся и будут прежними. Это неизбежный процесс, поскольку банки сейчас вновь встали перед проблемой, куда вкладывать деньги. Ипотека вернется: все равно это проще и надежнее, чем давать деньги на покупку автомобиля. Будет больше регулирования, больше акцент на выполнение 214-ФЗ, меньше неясных схем.

– Какие у вас планы в области развития ипотеки?

– Будем выстраивать отношения с самыми крупными игроками этого рынка. Мы нацелены на эксклюзивность этих отношений и уникальность условий для наших клиентов, поскольку, опять-таки, вопрос масштаба является определяющим и для банков.

– Какова роль профессиональных сообществ в диалоге бизнеса и власти?

– Это очень важная тема. Строительство – крайне публичная деятельность, в отличие, например, от промышленности. Наше профессиональное сообщество постоянно находится на острие социального внимания, цена каждого неверного шага может быть достаточно высока с точки зрения общественного мнения, которое является одним из важных факторов, влияющих на развитие рынка. Безусловно, мы, как компания, которая становится одним из ключевых игроков на рынке жилищного строительства, активно участвуем в диалоге бизнес-сообщества с властью и горожанами. В итоге такое взаимодействие помогает лучше понять рынок, чутко реагировать на ожидания клиентов, формируя правильное видение продукта, который мы предлагаем людям. Ведь наша деятельность, являясь коммерческой, при этом имеет большую социальную значимость и важна для всего города с точки зрения его развития и роста экономики.
рубрика: Жилье
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.