Предложение в отрыве
За последние 2 месяца предложение на загородном рынке увеличилось примерно на 20%. За это время на рынок вышли около 20 новых проектов, в которых заявлено в сумме около 2500 домовладений.
Сегодня в Ленинградской области и пригородах Петербурга в продаже находится 180 малоэтажных комплексов.
Основной объем предложения появился в марте. В этом месяце проводится большинство крупных выставок недвижимости, и застройщики традиционно используют эти мероприятия для презентации новых проектов.
Весной застройщики выводили разные коттеджные поселки: был проект на четыре участка (поселок «Сестрорецкая усадьба» от компании «Грантика») и малоэтажный комплекс «Петровские сады» на 750 объектов (от группы частных лиц).
До 2008 года застройщики охотно брались за крупные поселки и «первичные» девелоперы (те, которые занимаются подготовкой земли для коллег) осваивали масштабные участки. Накопленный за сытые годы земельный банк крупных пятен под застройку сейчас выходит на рынок в розницу.
До недавнего времени новые проекты брались запускать лишь компании-новички, тогда как опытные девелоперы опасались, что из-за растущего предложения компаниям достается все меньше денег.
Однако уже к нынешнему лету десяток известных компаний намерены открыть продажи в новых коттеджных поселках или готовятся запустить следующую очередь в уже существующих проектах. Такие планы вынашивают компании «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный представитель компании Honka), «Тимбер Продукт», «Национальная жилищная корпорация – Санкт-Петербург», «Евросиб девелопмент», «Мегалит», «Содружество», «Норманн» и др.
Специалисты аналитического центра Ассоциации риэлторов, основываясь на экономической теории, попытались наглядно обрисовать ситуацию на рынке.
На графике 1 представлено, как предложение ведет себя в условиях стабильного спроса. На начальном этапе предложение только формируется, его недостаточно для покрытия спроса. Прибыли фирм высоки, число желающих инвестировать средства в создание дефицитного продукта увеличивается. Предложение быстро растет, пока не превысит спрос. В этой фазе доходы продавцов снижаются; как следствие – деньги начинают перетекать в другие сферы экономики, предложение сжимается, пока опять не окажется в дефиците. Постепенно спрос и предложение выравниваются.
На графике 2 показано, как тот же процесс происходит в условиях растущего спроса. Однако в этом случае предложению, чтобы «догнать» спрос, приходится расти гораздо быстрее – а значит, и инерция у этого процесса больше.
График 3 описывает реалии отечественного рынка загородной недвижимости. К моменту кризиса предложение уже начало превышать спрос и тем не менее продолжало быстро расти. О насыщении (или близком насыщении) рынка коттеджами бизнес-класса в один голос заявляли все специалисты. Застройщики все активнее осваивали дешевые сегменты, доходность которых ниже. Московские компании все охотнее выходили на региональные рынки, уже не рассчитывая на прежние прибыли в Подмосковье (подобные примеры начали появляться и в Ленобласти).
И вдруг спрос упал впятеро. Однако набранная инерция все продолжает увеличивать предложение. На рынок выплескиваются земли, подготовкой которых предприниматели занимались в предыдущие 2-3 года.
В отличие от других сфер предпринимательства, предложение на рынке земли практически не способно сокращаться при отсутствии спроса. Девелоперы могут банкротиться или переориентироваться в другой бизнес, однако их подготовленные пятна под застройку, поменяв владельца, все равно остаются на рынке – несмотря на гигантский разрыв между актуальным спросом и имеющимся предложением.
Кстати:
На загородном рынке появился коттеджный поселок с весьма необычной концепцией Wellnes Club «Суханово», который будет строиться, по заверениям девелоперов, с учетом научных разработок клиники профессора Суханова.
Здесь предполагается организовать медицинско-оздоровительный комплекс и спортивную площадку, вдобавок для каждого жителя поселка обещают подготовить персональную программу оздоровления. Поселок находится во Всеволожском районе. Здесь продаются 52 участка по 12 соток без подряда. Цена – от 75 тыс. рублей за сотку.
Сегодня в Ленинградской области и пригородах Петербурга в продаже находится 180 малоэтажных комплексов.
Основной объем предложения появился в марте. В этом месяце проводится большинство крупных выставок недвижимости, и застройщики традиционно используют эти мероприятия для презентации новых проектов.
Весной застройщики выводили разные коттеджные поселки: был проект на четыре участка (поселок «Сестрорецкая усадьба» от компании «Грантика») и малоэтажный комплекс «Петровские сады» на 750 объектов (от группы частных лиц).
До 2008 года застройщики охотно брались за крупные поселки и «первичные» девелоперы (те, которые занимаются подготовкой земли для коллег) осваивали масштабные участки. Накопленный за сытые годы земельный банк крупных пятен под застройку сейчас выходит на рынок в розницу.
До недавнего времени новые проекты брались запускать лишь компании-новички, тогда как опытные девелоперы опасались, что из-за растущего предложения компаниям достается все меньше денег.
Однако уже к нынешнему лету десяток известных компаний намерены открыть продажи в новых коттеджных поселках или готовятся запустить следующую очередь в уже существующих проектах. Такие планы вынашивают компании «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный представитель компании Honka), «Тимбер Продукт», «Национальная жилищная корпорация – Санкт-Петербург», «Евросиб девелопмент», «Мегалит», «Содружество», «Норманн» и др.
Специалисты аналитического центра Ассоциации риэлторов, основываясь на экономической теории, попытались наглядно обрисовать ситуацию на рынке.
На графике 1 представлено, как предложение ведет себя в условиях стабильного спроса. На начальном этапе предложение только формируется, его недостаточно для покрытия спроса. Прибыли фирм высоки, число желающих инвестировать средства в создание дефицитного продукта увеличивается. Предложение быстро растет, пока не превысит спрос. В этой фазе доходы продавцов снижаются; как следствие – деньги начинают перетекать в другие сферы экономики, предложение сжимается, пока опять не окажется в дефиците. Постепенно спрос и предложение выравниваются.
На графике 2 показано, как тот же процесс происходит в условиях растущего спроса. Однако в этом случае предложению, чтобы «догнать» спрос, приходится расти гораздо быстрее – а значит, и инерция у этого процесса больше.
График 3 описывает реалии отечественного рынка загородной недвижимости. К моменту кризиса предложение уже начало превышать спрос и тем не менее продолжало быстро расти. О насыщении (или близком насыщении) рынка коттеджами бизнес-класса в один голос заявляли все специалисты. Застройщики все активнее осваивали дешевые сегменты, доходность которых ниже. Московские компании все охотнее выходили на региональные рынки, уже не рассчитывая на прежние прибыли в Подмосковье (подобные примеры начали появляться и в Ленобласти).
И вдруг спрос упал впятеро. Однако набранная инерция все продолжает увеличивать предложение. На рынок выплескиваются земли, подготовкой которых предприниматели занимались в предыдущие 2-3 года.
В отличие от других сфер предпринимательства, предложение на рынке земли практически не способно сокращаться при отсутствии спроса. Девелоперы могут банкротиться или переориентироваться в другой бизнес, однако их подготовленные пятна под застройку, поменяв владельца, все равно остаются на рынке – несмотря на гигантский разрыв между актуальным спросом и имеющимся предложением.
Кстати:
На загородном рынке появился коттеджный поселок с весьма необычной концепцией Wellnes Club «Суханово», который будет строиться, по заверениям девелоперов, с учетом научных разработок клиники профессора Суханова.
Здесь предполагается организовать медицинско-оздоровительный комплекс и спортивную площадку, вдобавок для каждого жителя поселка обещают подготовить персональную программу оздоровления. Поселок находится во Всеволожском районе. Здесь продаются 52 участка по 12 соток без подряда. Цена – от 75 тыс. рублей за сотку.
рубрика:
Загородная недвижимость
автор:
Анна Терентьева