Девелоперы за гонорар
Наблюдения экспертов свидетельствуют о том, что на загородном рынке Петербурга увеличивается потенциальный спрос на новую услугу – fee-девелопмент. Однако пока в Питере компаний, готовых заниматься этим направлением бизнеса, просто нет.
Fee переводится с английского как вознаграждение, гонорар, а fee-девелопментом принято называть развитие чужой территории на чужие средства. Этот бизнес весьма популярен на Западе: по оценкам специалистов, в этой нише работает 60-70% девелоперских компаний. Свои знания и опыт они продают за весьма скромное по российским меркам вознаграждение – 5-10% от суммы, вложенной в проект инвесторами.
Если оперировать российскими понятиями, fee-девелоперская компания выполняет на объекте только функции заказчика и подрядчика. Ее вклад – административные, интеллектуальные и трудовые ресурсы, репутация, know-how, производственные мощности и т. п.
В Ленобласти пока нет компаний, которые занимались бы только чужими проектами. Оно и понятно. До 2008 года загородный рынок стремительно развивался и приносил большой доход, поэтому развитием территорий не занимался только ленивый. На рынок выходили фирмы, не имевшие никакого представления о работе на загородном рынке: городские строительные фирмы, владельцы гипермаркетов, бензиновые холдинги, страхователи, банки, агентства недвижимости и просто частные лица. Они стремились создать компании полного цикла, которые работали с участком от его покупки до реализации готовых домов, а также занималась управлением проекта. При буме на недвижимость запустить доходный проект представлялось делом несложным, и упускать прибыль, отдавая операции на откуп сторонним «консультантам», собственники не хотели. Тем более что фирм, которые могли бы похвастать опытом успешной реализации проектов, еще не появилось.
С другой стороны, тормозила развитие fee-девелопмента и специфика ведения бизнеса в России: бизнесмены не склонны доверять партнерам, которые не вкладывают в совместный проект собственных денег. Поэтому изредка возникали альянсы «крупная компания плюс частник», еще реже объединялись два крупных игрока на один-два проекта.
Действовать со страху
Согласно классической западной модели, fee-девелопер не несет финансовых рисков, он отвечает лишь репутацией (но кого в нашей стране напугаешь потерей репутации?). «До недавнего времени девелопмент был одним из самых высокодоходных бизнесов в области недвижимости. Поэтому очевидно, что отдавать все полномочия какой-либо компании, но при этом нести за нее риски инвесторы не хотят. Тем более что у нас сейчас нет компаний, способных абсолютно прозрачно вести проект и добиться заранее оговоренной с инвестором доходности», – говорит Алексей Рогов, генеральный директор компании Village Consulting.
Так что у российского бизнеса – своя специфика. «Российские бизнесмены еще только учатся вести дела по-европейски: придерживаться договоренностей и сроков. Рынок пока не готов к fee-девелопменту, поскольку все участники рынка друг другу доверяют не до конца. Это значит, что девелопер всегда будет сомневаться, заплатит ли ему инвестор, согласится ли он с ценовой политикой и т. д. Ведь даже сейчас в совместных проектах возникают конфликты, потому что у владельцев земли и инвесторов слишком завышенные ожидания, а доверять слову специалиста они еще не научились», – делится Андрей Бочков, генеральный директор компании «ПулЭкспресс Инвест».
Любопытное языковое наблюдение, без намеков: с немецкого языка fee переводится как «боязливый, бесхарактерный».
На fee это надо
Эксперты предполагают, что именно финансовый кризис может подтолкнуть развитие fee-девелопмента в России: на рынке все отчетливее становится видна разница между успешными, опытными девелоперами и непрофессионалами. На рынке очень много проектов, в которых продажи почти не двигаются, и, соответственно, вложенные в землю деньги просто повисли без движения. Однако, как показывает практика, желание инвесторов вложить деньги в загородный проект не уменьшается.
Альянсы новичков с успешными игроками – естественное решение в этой ситуации. Следующим шагом, как вариант, последует выделение профессиональных подразделений, которые будут специализироваться исключительно на fee-девелопменте.
«Уже сейчас к девелоперам обращается немало владельцев земли, которым нужна помощь в ее освоении. Они уже понимают, что без опыта на загородном рынке сегодня делать нечего – вылетишь в трубу. Зачастую эти собственники не располагают финансовыми возможностями для развития своих земель, поэтому они предлагают вести строительство за счет девелопера», – рассказывает Александр Смирнов, руководитель отдела аналитики компании «ЛивинВуд девелопмент».
Fee переводится с английского как вознаграждение, гонорар, а fee-девелопментом принято называть развитие чужой территории на чужие средства. Этот бизнес весьма популярен на Западе: по оценкам специалистов, в этой нише работает 60-70% девелоперских компаний. Свои знания и опыт они продают за весьма скромное по российским меркам вознаграждение – 5-10% от суммы, вложенной в проект инвесторами.
Если оперировать российскими понятиями, fee-девелоперская компания выполняет на объекте только функции заказчика и подрядчика. Ее вклад – административные, интеллектуальные и трудовые ресурсы, репутация, know-how, производственные мощности и т. п.
В Ленобласти пока нет компаний, которые занимались бы только чужими проектами. Оно и понятно. До 2008 года загородный рынок стремительно развивался и приносил большой доход, поэтому развитием территорий не занимался только ленивый. На рынок выходили фирмы, не имевшие никакого представления о работе на загородном рынке: городские строительные фирмы, владельцы гипермаркетов, бензиновые холдинги, страхователи, банки, агентства недвижимости и просто частные лица. Они стремились создать компании полного цикла, которые работали с участком от его покупки до реализации готовых домов, а также занималась управлением проекта. При буме на недвижимость запустить доходный проект представлялось делом несложным, и упускать прибыль, отдавая операции на откуп сторонним «консультантам», собственники не хотели. Тем более что фирм, которые могли бы похвастать опытом успешной реализации проектов, еще не появилось.
С другой стороны, тормозила развитие fee-девелопмента и специфика ведения бизнеса в России: бизнесмены не склонны доверять партнерам, которые не вкладывают в совместный проект собственных денег. Поэтому изредка возникали альянсы «крупная компания плюс частник», еще реже объединялись два крупных игрока на один-два проекта.
Действовать со страху
Согласно классической западной модели, fee-девелопер не несет финансовых рисков, он отвечает лишь репутацией (но кого в нашей стране напугаешь потерей репутации?). «До недавнего времени девелопмент был одним из самых высокодоходных бизнесов в области недвижимости. Поэтому очевидно, что отдавать все полномочия какой-либо компании, но при этом нести за нее риски инвесторы не хотят. Тем более что у нас сейчас нет компаний, способных абсолютно прозрачно вести проект и добиться заранее оговоренной с инвестором доходности», – говорит Алексей Рогов, генеральный директор компании Village Consulting.
Так что у российского бизнеса – своя специфика. «Российские бизнесмены еще только учатся вести дела по-европейски: придерживаться договоренностей и сроков. Рынок пока не готов к fee-девелопменту, поскольку все участники рынка друг другу доверяют не до конца. Это значит, что девелопер всегда будет сомневаться, заплатит ли ему инвестор, согласится ли он с ценовой политикой и т. д. Ведь даже сейчас в совместных проектах возникают конфликты, потому что у владельцев земли и инвесторов слишком завышенные ожидания, а доверять слову специалиста они еще не научились», – делится Андрей Бочков, генеральный директор компании «ПулЭкспресс Инвест».
Любопытное языковое наблюдение, без намеков: с немецкого языка fee переводится как «боязливый, бесхарактерный».
На fee это надо
Эксперты предполагают, что именно финансовый кризис может подтолкнуть развитие fee-девелопмента в России: на рынке все отчетливее становится видна разница между успешными, опытными девелоперами и непрофессионалами. На рынке очень много проектов, в которых продажи почти не двигаются, и, соответственно, вложенные в землю деньги просто повисли без движения. Однако, как показывает практика, желание инвесторов вложить деньги в загородный проект не уменьшается.
Альянсы новичков с успешными игроками – естественное решение в этой ситуации. Следующим шагом, как вариант, последует выделение профессиональных подразделений, которые будут специализироваться исключительно на fee-девелопменте.
«Уже сейчас к девелоперам обращается немало владельцев земли, которым нужна помощь в ее освоении. Они уже понимают, что без опыта на загородном рынке сегодня делать нечего – вылетишь в трубу. Зачастую эти собственники не располагают финансовыми возможностями для развития своих земель, поэтому они предлагают вести строительство за счет девелопера», – рассказывает Александр Смирнов, руководитель отдела аналитики компании «ЛивинВуд девелопмент».
рубрика:
Загородная недвижимость
автор:
Анна Терентьева