Бакалавры не в чести

В настоящий момент высшая школа переживает своеобразный переломный момент, связанный с переходом на двухуровневое обучение.

Насколько болезненным станет этот процесс для студента? Будет ли соответствовать выпускник «нового образца» ожиданиям потенциального работодателя? Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы решили побеседовать с деканом инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского политехнического университета Александром Альхименко.

– Александр Иванович, что нам сулят реформы в области просвещения?

– Вообще, переход на двухуровневое обучение – проблема не только университетов, но и всех участников строительного рынка. К примеру, выпускники-бакалавры формально имеют высшее образование. Вместе с тем большинство руководителей предприятий не склонны рассматривать их в качестве полноценной замены специалистам. Скорее, в них видят «недоучек», которым опасно поручать самостоятельную ответственную работу.
Вопрос ответственности в строительстве – один из самых наболевших, тем более, здесь она выше, чем в других отраслях. Если болванка, пусть даже дорогостоящая, будет испорчена – это одно дело, если прервется человеческая жизнь – совершенно другое. У всех на слуху аварии, повлекшие за собой колоссальные людские жертвы.

– А как обстоят дела с магистрами?

– Как ни странно, «вторая ступень» обучения также настораживает потенциального работодателя: он считает, что мы можем попросту испортить ребят повышенным интересом к науке.

– Удивительно, что специалиста можно испортить даже наукой…

– И очень просто! Представляете, если работник вместо того, чтобы заниматься обеспечением бетона на линии, начнет копаться в его свойствах? Ведь требуется-то от него совершенно другое – четкая организация строительного процесса. Как только он проявляет живой интерес к «высоким материям», он уходит из строительного комплекса в науку, проектирование и другие сферы. В итоге мы имеем если не полное отторжение этой двухуровневой системы образования нанимателем, то неприятие ее в значительной степени.

– Существует ли возможность как-то решить проблему?

– Важно адаптировать обучение к требованиям практиков строительной сферы. Только так можно удержать интерес работодателя к нашим ребятам. Сегодня мы рассматриваем магистратуру как некий углубленный специалитет. Выпускник в этом случае – это не человек, увлеченный наукой, а инженер с повышенной подготовкой.

– Если говорить о конкретных специальностях, какие из них пользуются наибольшим спросом у студентов?

– Чаще всего это вопрос конъюнктуры… В советские времена были актуальны мощные гидроэлектростанции. Затем гидротехническое строительство пошло на спад, соответственно, утих интерес и к этой специальности. Сейчас на пике популярности – промышленно-гражданское строительство.

– Расскажите немного и о редких профессиях.

– К примеру, все то, что касается нетрадиционных энергоресурсов. Одна из глобальных задач на сегодня – параллельно с ископаемыми видами топлива использовать возобновляющиеся источники энергии: солнце, ветер и другие. На нашем факультете эти аспекты рассматриваются достаточно подробно.
Весьма необычное направление – инженер-эколог… Готовятся такие работники в основном для комитета по природопользованию Санкт-Петербурга, Невско-Ладожского бассейного водного управления. Их основная задача – используя арсенал строительных средств, создать необходимые условия для жизнедеятельности. Построить, к примеру, водослив для лягушек или систему аэрации, дабы повысить качество воды. Такой специалист должен не только разобраться в конкретной экологической проблеме и предложить решение, но также претворить замысел в реальность.

– А что касается модных тенденций?

– В первую очередь это ландшафтное строительство. Главным образом, речь идет о территориях, близких к рекам, озерам и другим водоемам. Это может быть попытка сохранить природный рельеф либо, напротив, вписать в естественную среду современный индустриальный объект. Причем необходимо сделать это эффективно как с эстетической, так и с экологической точки зрения.

– Весьма актуальным сейчас является вопрос трудоустройства. Как решают его ваши выпускники?

– К пятому курсу почти 90 процентов наших студентов уже работают. Они знают, с кем будут писать диплом, где окажутся по окончании учебы. Да и у работодателей имеются на них определенные «виды». Таким образом, ребят для свободного распределения у нас практически не остается.
рубрика: Профессия
автор: Ксения Иванова-Погребняк
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.