Форум муниципалов

В конце апреля во Дворце культуры «КИНЕФ» города Кириши состоялось V Общее собрание членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области».

Экономика – основа благополучия региона

Приветствуя участников собрания, губернатор Валерий Сердюков сказал, что система местного самоуправления в Ленинградской области сложилась, и многогранная деятельность органов МСУ сегодня касается повседневной жизни каждого жителя региона. «Для нас очень важно сделать все необходимое, чтобы население почувствовало значимость органов местного самоуправления, чтобы управление было эффективным, оперативно решало бы все вопросы», – подчеркнул губернатор.
«Я благодарен всем присутствующим за то, что совместными усилиями мы смогли создать хороший экономический потенциал Ленинградской области. Наш регион смог менее болезненно, чем другие, почувствовать мировой финансовый кризис. И в 2010 году объем привлеченных в регион инвестиций будет расти, – заявил Валерий Сердюков. – Я должен отметить, что сегодня на территории области продолжается строительство крупных предприятий. Кроме того, мною поставлена задача подготовки территорий для организации технопарков и бизнес-инкубаторов, которые должны стать новым мощным рычагом развития экономики региона. Это задача номер один, и прошу вас активно подключиться к этой работе».
Особо глава региона призвал органы местного самоуправления создавать максимально благоприятные условия для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.
Губернатор сообщил, что в ближайшее время будет создана рабочая группа для совершенствования межбюджетных отношений. Для определения стратегии и политики в формировании тарифов и развития ЖКХ также будет сформирована рабочая группа из членов правительства Ленинградской области, комитетов и представителей муниципалитетов.
Губернатор наметил также еще одно важное направление работы – снижение затрат на производство коммунальных услуг: «В настоящее время потери при производстве тепловой энергии, воды в некоторых населенных пунктах составляют до 40 процентов. С этим мириться нельзя. Нужно искать способы снижения потерь. Если мы будем продолжать компенсировать эти потери в полном объеме, то никакого бюджета не хватит. Это недопустимо, ведь это все отражается на тарифах!»

Законы учитывают опыт работы муниципальной власти

В своем выступлении заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области Герман Мозговой отметил, что взаимодействие Ассоциации, муниципальных органов управления и Законодательного собрания играет решающую роль. «Многие законопроекты мы с вами рассматривали до второго чтения, чтобы можно было внести все поправки, учесть весь ваш опыт работы на местах, чтобы после принятия закон мог эффективно действовать на всей территории Ленинградской области. Закон об участии граждан в охране общественного порядка, закон об обращении с отходами на территории области, который вызвал шквал поправок, также можно вспомнить закон о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам, проект закона об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и многие другие законы были приняты благодаря нашему с вами взаимодействию», – считает Герман Мозговой.

Главная цель – повышение качества жизни людей

Председатель президиума Ассоциации Александр Худилайнен в своем докладе отметил, что основной целью органов МСУ является повышение качества жизни в Ленинградской области. «2009-й стал годом серьезных испытаний для всех органов управления. Умение гибко реагировать на вызовы современности продемонстрировали областные органы государственной власти и местного самоуправления в условиях мирового экономического и финансового кризиса. Координация деятельности, меры государственной и муниципальной поддержки позволили Ленинградской области завершить прошедший год с минимально возможными потерями. Индекс промышленного производства сократился, но в меньшей степени, чем в целом по Российской Федерации. В то же время объемы инвестиций в основной капитал, объемы строительства возросли, а это создает предпосылки для экономического роста», – считает он.
Приоритетом для руководителей муниципалитетов остается социальная сфера: оказание мер социальной поддержки, в частности жителям области, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, помощь в трудоустройстве. Необходим постоянный контроль за ценами на продовольственные товары повседневного спроса и лекарственные средства, за транспортными тарифами и стоимостью услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Александр Худилайнен обратил внимание собравшихся на инициативу муниципальных образований, которые упростили порядок предоставления в аренду недвижимости, земельных участков для размещения временных некапитальных строений, автопарковок и т. д., использовали право для уменьшения арендной платы. Например, грамотно выстроенная политика по определению коэффициента К2 единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности позволила Всеволожскому району получить самое большое количество субъектов малого предпринимательства в пересчете на 1000 жителей. Многие изыскивают возможности для размещения бизнес-инкубаторов, техно- и индустриальных парков, как это запланировали город Всеволожск, Разметелевское и Заневское сельские поселения Всеволожского района, Гатчина, поселок Верево Гатчинского района и др. Более 300 предприятий Ленинградской области осуществляют перевод производства на инновационную основу.
Органы местного самоуправления, сами являясь крупными работодателями, на основе муниципальных целевых программ выступают заказчиками на капитальный ремонт и строительство жилья – модернизируют, выполняют реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, осуществляют ремонт и благоустройство улично-дорожной сети. Средства муниципальных бюджетов, направленные на содержание и развитие дорожной сети, составили в 2009 году более 1 млрд рублей, что в два раза выше объема собранного транспортного налога.
Известно, что именно строительная деятельность за счет мультипликативного эффекта существенно повышает занятость в смежных отраслях производства. Подобным опытом могут поделиться органы МСУ Киришского, Бокситогорского, Гатчинского, Кировского, Лодейнопольского, Тихвинского районов, город Сосновый Бор.
«Чтобы изыскать деньги на эти работы, мы должны использовать возможности всех федеральных и региональных программ, международных проектов, не стесняться активно лоббировать свои интересы через министерства и ведомства, депутатов Государственной Думы и областного Законодательного собрания, – считает Александр Худилайнен. – В рамках антикризисных мер целесообразно пересмотреть перечни инвестиционных проектов на основе анализа их эффективности и безотлагательности, а также определения возможности использования их в качестве «локомотивов» стабилизации местной экономики. Надо выявить земельные участки, неиспользуемые строения, находящиеся в муниципальной собственности: через конференции, выставки, средства массовой информации, в том числе межрегиональные, проинформировать широкий круг потенциальных инвесторов и, не повышая цену, выставлять объекты на торги, имея в виду конечный результат – появление новых производств в разумные сроки».
Как показывает опыт городов Пикалево, Кириши, Кингисепп, Сланцы и других, диверсификация производства особенно важна для поселений, экономика которых зависит от одного-двух крупных предприятий.
Александр Худилайнен обратил внимание собравшихся на то, что разработка документов территориального планирования должна быть завершена в 2011 году. Конечно же, эти работы требуют значительных финансовых ресурсов. У большинства выход один – воспользоваться предоставленным Градостроительным кодексом правом разработки правил землепользования и застройки, генерального плана относительно части поселения, планирующейся под первоочередное развитие. Хозяйствующие субъекты, заинтересованные в развитии своего производства, обязаны это делать за свои деньги, при этом заказчиком на разработку следующего участка генплана, а точнее сказать – на внесение изменений в утвержденный генплан муниципального образования, остается администрация муниципального образования.
Александр Худилайнен отметил, что 261-й федеральный закон об энергосбережении и энергоэффективности предлагает внимательно проанализировать объекты муниципальной социальной сферы и ЖКХ, структуру себестоимости их услуг, учесть фактическое потребление, выявить непродуктивные потери, наметить и последовательно реализовать комплекс мер по экономии ресурсов. Правительство РФ намерено продолжить в 2011 и последующие годы реализацию программ по 185-му федеральному закону при условии планомерной работы в регионах по энергосбережению. В этом контексте нам надо пересмотреть свое отношение к малой энергетике. Визиты областных муниципальных делегаций в Финляндию, Швецию, Норвегию показали, насколько эффективными могут быть котельные на щепе, торфе, пелетах или биогазе, сколь востребованы малые электростанции.

Не народ для власти, а власть для народа!

Очень интересным оказался опыт антикризисного управления, которым поделился Дмитрий Майоров, глава администрации сельского поселения Новое Девяткино: «Всего два года назад практически весь жилфонд Нового Девяткино был в разрушенном виде. Ремонтом с момента постройки в конце 80-х годов никто не занимался. Районная обслуживающая компания была признана банкротом и самоустранилась от работы с жилфондом. Также на территории поселка отсутствовали какие-либо элементы благоустройства. Уличное освещение не работало. В подвалах многоэтажных домов плавало содержимое канализационных труб. Все это вызывало справедливый гнев людей, которые выходили на стихийные митинги, писали жалобы во все инстанции.
Депутатский корпус первого созыва сразу после выборов разделился на две враждующие группировки. В результате за несколько лет они не смогли ни выбрать главу муниципального образования, ни сформировать работающие органы власти. А до решения насущных проблем жителей им было далеко. Так дальше продолжаться не могло. В результате решения областного суда, подтвержденного затем решением Верховного суда, муниципальный совет был распущен и назначены новые выборы.
В 2008 году выборы состоялись, в совет были избраны более ответственные люди. Основное недовольство жителей вызывал низкий уровень жилищно-коммунального обслуживания. Поэтому в первую очередь мы пригласили из Санкт-Петербурга крупную управляющую компанию. Нашим партнерам достаточно быстро удалось привести в нормальное состояние весь жилфонд. Жалобы жителей в настоящее время практически свелись к нулю. Поступают, скорее, пожелания эстетического характера: надо сделать красивую детскую площадку, разбить клумбы, поставить более удобные скамейки. Когда мы делаем ремонт в подъездах, то вначале представители управляющей компании опрашивают жильцов о предпочтениях в цветовой гамме.
Жители оплачивают 100% затрат, но тарифы на обслуживание у нас самые низкие во Всеволожском районе. При грамотном управлении бюджетом их вполне достаточно для того, чтобы обслуживать дома и ремонтировать инженерные сети. Наши сети мы сдаем в аренду теплоснабжающей организации. А арендные платежи направляем на ремонт этих же сетей. Муниципальное образование активно участвует во всех областных программах по софинансированию ремонта жилого фонда и строительства дорог. Показатель собираемости коммунальных платежей составляет у нас 97 процентов. Это показатель доверия населения.
Для поселения у нас разработан генеральный план, а также правила землепользования и застройки. В администрации работает 12 человек: все с высшим образованием, два кандидата наук. Как удалось добиться таких успехов? Живем под девизом: "Не народ для власти, а власть для народа"».
Участники собрания утвердили отчет председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Александра Худилайнена и отметили активную деятельность исполнительного директора Ассоциации Александры Бондарь.
рубрика: Власть
автор: Олег Путин
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.