Саморегулирование – перспективный путь развития строительной отрасли
Прошло почти полгода с тех пор, когда 1 января 2010 года в строительной отрасли завершился переходный период от работы в условиях лицензирования к саморегулированию.
С этой даты, в соответствии с положениями Федерального закона № 148-ФЗ от 25.07.2008 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешением для выхода строительных организаций на строительный рынок является свидетельство о допуске для ведения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Закон позволил строительному бизнесу создать механизм разрешения споров и конфликтов, снизить степень давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, обеспечить эффективное сочетание государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.
Сегодня многим становится понятно, что саморегулирование в строительстве – наиболее перспективный путь развития строительной отрасли, повышающий ответственность членов саморегулируемых организаций и качество оказываемых ими строительных услуг.
Институт саморегулирования – это классический механизм гражданского общества в предпринимательской среде, который обеспечивает дополнительный надзор и контроль по отношению к государственному регулированию.
Принципы саморегулирования, включающие в себя контроль над деятельностью членов саморегулирования, основаны на ряде законодательных документов, главными из которых являются Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Подготовка к этому событию велась на территории области планомерно с начала 2008 года.
20 февраля 2008 года в Смольном был подписан первый меморандум – «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который положил начало консолидации сил строителей на реализацию саморегулирования.
Союз строительных организаций Ленинградской области и другие крупные общественные объединения строителей Санкт-Петербурга постоянно вели работу по разъяснению положений федеральных законов, устанавливающих требования к саморегулированию.
Некоммерческие партнерства, создаваемые на базе известных, имеющих положительную репутацию и внесших большой вклад в развитие строительного комплекса профессиональных объединений, присоединились к Меморандуму и при реализации задач не ставили во главе коммерческие интересы, а действовали в направлении сохранения и развития строительного потенциала области, избавления строительного рынка от недобросовестных участников. Совместными усилиями органов исполнительной власти Ленинградской области, ЛенОблСоюзСтроя, руководителей партнерств это сделать удалось, и это можно считать одним из главных на данный момент итогов реализации системы саморегулирования на территории нашей области.
В ряду основных задач, решаемых при становлении системы саморегулирования на территории Ленинградской области, были в том числе:
– исключение возможности возникновения СРО-«однодневок»;
– противодействие спекуляции нечистоплотных дельцов, коррупционным схемам продажи и фальсификации допусков к работам;
– удержание ситуации в строительной отрасли в законном русле в переходный период от государственного регулирования к саморегулированию.
14 апреля 2010 года между Советом по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга и Общественным советом по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями на территории Ленинградской области в области строительства было подписано Соглашение о совместной деятельности по координации работы саморегулируемых организаций на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Соглашение направлено на повышение эффективности деятельности СРО в целях реализации инвестиционных строительных проектов и программ, на создание благоприятных условий для установления организационно-правовых основ, форм и методов функционирования СРО.
Соглашение определяет направления совместной деятельности: мониторинг правоприменительной практики Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других субъектов РФ в части взаимодействия СРО с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями и должностными лицами, совершенствование законодательства, регулирующего деятельность СРО, совершенствование нормативной базы для обеспечения безопасности зданий и сооружений, качества изделий и материалов, применяемых в строительстве, сбор информации о производственной деятельности предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и входящих в состав СРО.
Отдельной строкой в соглашении подчеркивается, что оно не имеет цели ограничивать деятельность сторон или создавать благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, которые могут вызвать ограничение конкуренции или ущемление интересов иных субъектов.
Подводя первые итоги, можно сказать, что, несмотря на проблемы, неотделимые от проблем строительного комплекса в целом (это и финансовое положение строителей, и снижение объемов строительства), с которыми сталкивались строители Ленинградской области, первичные цели достигнуты – на территории области создана система саморегулирования строительной отрасли, объединяющая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, стабильно работающих на рынке.
Однако останавливаться на достигнутом не позволяет ни время, ни ситуация. Принят ряд новых нормативных актов министерств и ведомств – в частности, с 1 июля 2010 года вступает в силу приказ Минрегионразвития № 624, утвердивший новый перечень работ, оказывающих влияние на безопасность строительства (взамен приказа № 724).
Нам предстоит большая работа, как организационная, так и техническая. А также разработка новых нормативных документов и утверждение их на общих собраниях, работа с Ростехнадзором, замена приложений к свидетельствам и многое другое. Учитывая сжатые сроки, сотрудникам и специалистам СРО предстоит жаркое лето. И основная наша задача видится в минимизации негативного влияния всех этих изменений на производственную деятельность членов партнерств.
С этой даты, в соответствии с положениями Федерального закона № 148-ФЗ от 25.07.2008 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешением для выхода строительных организаций на строительный рынок является свидетельство о допуске для ведения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Закон позволил строительному бизнесу создать механизм разрешения споров и конфликтов, снизить степень давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, обеспечить эффективное сочетание государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.
Сегодня многим становится понятно, что саморегулирование в строительстве – наиболее перспективный путь развития строительной отрасли, повышающий ответственность членов саморегулируемых организаций и качество оказываемых ими строительных услуг.
Институт саморегулирования – это классический механизм гражданского общества в предпринимательской среде, который обеспечивает дополнительный надзор и контроль по отношению к государственному регулированию.
Принципы саморегулирования, включающие в себя контроль над деятельностью членов саморегулирования, основаны на ряде законодательных документов, главными из которых являются Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Подготовка к этому событию велась на территории области планомерно с начала 2008 года.
20 февраля 2008 года в Смольном был подписан первый меморандум – «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который положил начало консолидации сил строителей на реализацию саморегулирования.
Союз строительных организаций Ленинградской области и другие крупные общественные объединения строителей Санкт-Петербурга постоянно вели работу по разъяснению положений федеральных законов, устанавливающих требования к саморегулированию.
Некоммерческие партнерства, создаваемые на базе известных, имеющих положительную репутацию и внесших большой вклад в развитие строительного комплекса профессиональных объединений, присоединились к Меморандуму и при реализации задач не ставили во главе коммерческие интересы, а действовали в направлении сохранения и развития строительного потенциала области, избавления строительного рынка от недобросовестных участников. Совместными усилиями органов исполнительной власти Ленинградской области, ЛенОблСоюзСтроя, руководителей партнерств это сделать удалось, и это можно считать одним из главных на данный момент итогов реализации системы саморегулирования на территории нашей области.
В ряду основных задач, решаемых при становлении системы саморегулирования на территории Ленинградской области, были в том числе:
– исключение возможности возникновения СРО-«однодневок»;
– противодействие спекуляции нечистоплотных дельцов, коррупционным схемам продажи и фальсификации допусков к работам;
– удержание ситуации в строительной отрасли в законном русле в переходный период от государственного регулирования к саморегулированию.
14 апреля 2010 года между Советом по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга и Общественным советом по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями на территории Ленинградской области в области строительства было подписано Соглашение о совместной деятельности по координации работы саморегулируемых организаций на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Соглашение направлено на повышение эффективности деятельности СРО в целях реализации инвестиционных строительных проектов и программ, на создание благоприятных условий для установления организационно-правовых основ, форм и методов функционирования СРО.
Соглашение определяет направления совместной деятельности: мониторинг правоприменительной практики Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других субъектов РФ в части взаимодействия СРО с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями и должностными лицами, совершенствование законодательства, регулирующего деятельность СРО, совершенствование нормативной базы для обеспечения безопасности зданий и сооружений, качества изделий и материалов, применяемых в строительстве, сбор информации о производственной деятельности предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и входящих в состав СРО.
Отдельной строкой в соглашении подчеркивается, что оно не имеет цели ограничивать деятельность сторон или создавать благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, которые могут вызвать ограничение конкуренции или ущемление интересов иных субъектов.
Подводя первые итоги, можно сказать, что, несмотря на проблемы, неотделимые от проблем строительного комплекса в целом (это и финансовое положение строителей, и снижение объемов строительства), с которыми сталкивались строители Ленинградской области, первичные цели достигнуты – на территории области создана система саморегулирования строительной отрасли, объединяющая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, стабильно работающих на рынке.
Однако останавливаться на достигнутом не позволяет ни время, ни ситуация. Принят ряд новых нормативных актов министерств и ведомств – в частности, с 1 июля 2010 года вступает в силу приказ Минрегионразвития № 624, утвердивший новый перечень работ, оказывающих влияние на безопасность строительства (взамен приказа № 724).
Нам предстоит большая работа, как организационная, так и техническая. А также разработка новых нормативных документов и утверждение их на общих собраниях, работа с Ростехнадзором, замена приложений к свидетельствам и многое другое. Учитывая сжатые сроки, сотрудникам и специалистам СРО предстоит жаркое лето. И основная наша задача видится в минимизации негативного влияния всех этих изменений на производственную деятельность членов партнерств.
рубрика:
Саморегулирование
автор:
Владимир Кобзаренко
