Подземные перипетии

При создании подземных этажей важно не только обеспечить прочность и устойчивость строящего здания, но и сохранить прилегающую застройку. Особенно это актуально для исторической части Петербурга.

Северная столица расположена в неблагоприятной с точки зрения подземного строительства геотехнической зоне. По мнению Владимира Улицкого, доктора технических наук, председателя экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Петербурга, при подземном строительстве нужны нестандартные изыскания, проектирование с учетом слабых петербургских грунтов, а также правильное использование самых современных материалов и технологий. Непрофессиональное использование последних, а также невыполнение определенных требований ведет к тому, что страдают существующие здания.

Болезненные ошибки

Очень показательно в этом отношении строительство торгового центра «Галерея» у Московского вокзала. Изначально на этом месте предполагалось возведение транспортно-коммерческого центра. Были проведены испытания, которые доказали возможность подземного строительства в этой зоне. При этом специалисты рекомендовали использовать на данной площадке сваи диаметром 620 мм с глубиной погружения 25 м под нагрузку 1500 кН.
С 1998 до 2006 год реализация проекта была заморожена. По-мнению Рашида Мангушева, директора НПК «Центр геотехнологий», это сказалось на состоянии окружающей застройки. «Изначально здесь категорически нельзя было использовать технологию непрерывного проходного шнека CFA, которую применила зарубежная компания, без дополнительных геотехнических экспертиз», – констатирует эксперт. В результате три здания по Лиговскому проспекту были разобраны, и появились дополнительные, до 8 см, осадки знаменитого дома Перцева.

Яма превращается…

В 2006 году сменился собственник участка застройки и был разработан новый проект строительства торгового комплекса с двухуровневой подземной развязкой. Как рассказал Валерий Пак, главный инженер ЗАО «Ренессанс Констракшн», на момент начала строительства центра осадка соседних зданий составляла больше 10 см. Была сделана оценка несущих способностей существующих свай. В результате для усиления несущих конструкций котлована на глубину 20-23 м по технологии «Титан» были вбиты дополнительные сваи. Со стороны платформы Московского вокзала разработано устройство подпорной сетки из буросекущих свай диаметром 620 мм. Помимо существующего в котловане шпунта Ларсена (IV), который имеет глубину погружения 11 м, был забит полукруглый шпунт длиной 21 м.
По рассказу Рашида Мангушева, во время разработки котлована в центре сделали устройство монолитной железобетонной плиты высотой 800 мм, а между ней и шпунтовым ограждением специалисты соорудили распорные конструкции в виде металлических балок. Дальнейшее строительство подземной части сооружения проводилось открытым способом под защитой шпунта и выполненных ранее стен подвальной ниши.
В настоящее время осадка соседних зданий стабилизировалась, ведется постоянный мониторинг дома Перцева и красного здания Московского вокзала. Строительство торгового центра «Галерея» должно завершиться в IV квартале 2010 года.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Лидия Горборукова
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.