Экология не в моде
Промышленные зоны Петербурга уменьшают покупательский спрос на жилье в близлежащих районах. Это связано отнюдь не с экологией. По большей части потребители находятся в плену собственных стереотипов.
В России считается, что престижно жить там, где нет функционирующих заводов и фабрик. Сегодня к таким районам относится и центр города. При этом состоятельных горожан мало волнует, что центральные районы Петербурга считаются наиболее грязными, – зато они котируются на рынке. А тем, у кого каждая копейка на счету, выбирать не приходится. По словам заместителя генерального директора АН «Бекар» Леонида Сандалова, такая категория людей согласна жить хоть рядом с атомной станцией. Чем дешевле, тем лучше.
Западные приоритеты
Между тем цивилизованный Запад давно расставил свои приоритеты. За рубежом экологический фактор стоит на первом месте, так как главное для иностранцев – здоровье. В России даже обеспеченный человек на предложение выбрать между жильем с новейшим оборудованием по очистке воздуха и интересным дизайнерским проектом предпочтет, не задумываясь, второе. «Когда-то была идея предлагать услугу по экологической проверке объекта, – рассказал Леонид Сандалов. – Но она не стала популярной».
С ним согласна и Ирина Чернецова, менеджер компании «Альмас», заметившая, что за 12 лет работы в недвижимости только один раз ей встретился покупатель, который проверял уровень радиационного фона в квартире. Для клиентов в сегменте эконом-класс в первую очередь важна цена. Для элитного жилья – место и престиж. «Историей места и экологией очень редко интересуются», – подчеркнула г-жа Чернецова.
Потребителя легко обмануть. Например, если окна квартиры выходят на завод, то такое жилье не востребовано; если же во двор этого же дома, то можно и пожить. Непривлекательность вида за окном способна значительно снизить стоимость жилья. «Так, квартиры с окнами на Обводный канал продаются на 30 процентов дешевле, чем удаленные от набережной», – комментирует г-жа Чернецова. Исторически сложилось, что в Петербурге вдоль Обводного канала, рек Охты и Невы возводились промышленные объекты. Сегодня часть производств выведена за пределы города, но стереотип работает.
По соседству с погостом
Еще одним фактором, влияющим на покупательский спрос, является наличие по соседству кладбища, но опять-таки отнюдь не по экологическим причинам. Людям просто страшно там жить. Поэтому эксперты отмечают низкий рейтинг недвижимости в северной части Пискаревского проспекта и на Ржевке. По мнению г-жи Чернецовой, Петербургский крематорий – большее зло для горожан, чем действующие химические предприятия. То же происходит с территориями Васильевского острова, прилегающими к Смоленскому кладбищу. В данном случае ситуацию не спасает даже наличие станции метро.
На цену объекта недвижимости чаще влияет не экология, а представление людей о чистоте. Бывает так, что эти представления не соответствуют действительности. Близкое расположение к Неве ассоциируется у людей с экологичностью. К тому же панорамный вид на реку расценивается как несомненный фактор престижа. По мнению Леонида Сандалова, самым привлекательным участком под строительство, несмотря на удаленность от метро, является набережная Невы от железнодорожного моста до Володарского моста. «Отличные перспективы для жилой застройки с видовыми квартирами», – подчеркнул эксперт.
Автострада под окном
Между тем самыми промышленными и потому менее популярными у потребителей районами Санкт-Петербурга считаются Невский, Колпинский и Выборгский. Именно на их долю, по данным ГУИОН, приходится самый большой объем площадей, занятых под производство.
Все городские территории представляются обывателю как загрязненные: выхлопы автомобильного транспорта, выбросы промышленных предприятий. Сама жизнь мегаполиса диктует правила, далекие от представления о благоприятной окружающей среде для человека. Так или иначе допустимые санитарные нормы превышаются во всех районах Петербурга. Основным источником загрязнения для города остаются даже не промышленные предприятия, а автомобильные выбросы. На их долю, по оценкам специалистов, приходится до 80% всех выбросов.
Однако предпочтение все-таки отдается территориям Крестовского и Каменного островов. В Калининском районе потребителей «пугает» Металлический завод и объединение ЛОМО, а также другие предприятия этой промышленной зоны. К тому же поблизости нет станции метро, а сама территория зажата в кольцо железной дороги. Похожая ситуация в промышленной зоне Красногвардейского района (Ржевка-Пороховые). Там не планируется масштабной застройки. В самом богатом на промышленные предприятия Невском районе у всех на устах «грязный» Обуховский, Невский машиностроительный заводы, в черный список попал и пивной завод «Вена». Но больше всего опасений вызывает Кировский завод в Кировском районе, несмотря на значительное сокращение промышленного загрязнения окружающей среды.
В докризисное время активно обсуждалась возможность переезда промышленных предприятий за черту города, это, несомненно, не решило бы проблем с экологией. Но в сложившихся экономических условиях и этот проект остался на бумаге: инвесторы из коммерческих организаций не приходят. По наблюдениям риэлторов, заводы самостоятельно проводят реорганизацию своих площадей, которые востребованы при удачной локации и транспортной доступности. В итоге вместо производства цеха отдаются под коммерческую недвижимость разного плана – торговые и офисные площади.
Районы Санкт-Петербурга (по объему площадей, занятых под производство) Адмиралтейский район – 856,5 тыс. кв. м Василеостровский район – 383,2 тыс. кв. м Выборгский район – 2484 тыс. кв. м Калининский район – 2 267,4 тыс. кв. м Кировский район – 2344 тыс. кв. м Колпинский район – 2 956,7 тыс. кв. м Красногвардейский район – 1 429,6 тыс. кв. м Красносельский район – 659,7 тыс. кв. м Кронштадтский район – 358,8 тыс. кв. м Курортный район – 151 тыс. кв. м Московский район – 1689 тыс. кв. м Невский район – 3481,2 тыс. кв. м Петроградский район – 1 315,2 тыс. кв. м Петродворцовый район – 320,1 тыс. кв. м + 197,4 тыс. кв. м Приморский район – 1249 тыс. кв. м Пушкинский район – 677,8 тыс. кв. м Фрунзенский район – 1 602,9 тыс. кв. м Центральный район – 736,8 тыс. кв. м
В России считается, что престижно жить там, где нет функционирующих заводов и фабрик. Сегодня к таким районам относится и центр города. При этом состоятельных горожан мало волнует, что центральные районы Петербурга считаются наиболее грязными, – зато они котируются на рынке. А тем, у кого каждая копейка на счету, выбирать не приходится. По словам заместителя генерального директора АН «Бекар» Леонида Сандалова, такая категория людей согласна жить хоть рядом с атомной станцией. Чем дешевле, тем лучше.
Западные приоритеты
Между тем цивилизованный Запад давно расставил свои приоритеты. За рубежом экологический фактор стоит на первом месте, так как главное для иностранцев – здоровье. В России даже обеспеченный человек на предложение выбрать между жильем с новейшим оборудованием по очистке воздуха и интересным дизайнерским проектом предпочтет, не задумываясь, второе. «Когда-то была идея предлагать услугу по экологической проверке объекта, – рассказал Леонид Сандалов. – Но она не стала популярной».
С ним согласна и Ирина Чернецова, менеджер компании «Альмас», заметившая, что за 12 лет работы в недвижимости только один раз ей встретился покупатель, который проверял уровень радиационного фона в квартире. Для клиентов в сегменте эконом-класс в первую очередь важна цена. Для элитного жилья – место и престиж. «Историей места и экологией очень редко интересуются», – подчеркнула г-жа Чернецова.
Потребителя легко обмануть. Например, если окна квартиры выходят на завод, то такое жилье не востребовано; если же во двор этого же дома, то можно и пожить. Непривлекательность вида за окном способна значительно снизить стоимость жилья. «Так, квартиры с окнами на Обводный канал продаются на 30 процентов дешевле, чем удаленные от набережной», – комментирует г-жа Чернецова. Исторически сложилось, что в Петербурге вдоль Обводного канала, рек Охты и Невы возводились промышленные объекты. Сегодня часть производств выведена за пределы города, но стереотип работает.
По соседству с погостом
Еще одним фактором, влияющим на покупательский спрос, является наличие по соседству кладбища, но опять-таки отнюдь не по экологическим причинам. Людям просто страшно там жить. Поэтому эксперты отмечают низкий рейтинг недвижимости в северной части Пискаревского проспекта и на Ржевке. По мнению г-жи Чернецовой, Петербургский крематорий – большее зло для горожан, чем действующие химические предприятия. То же происходит с территориями Васильевского острова, прилегающими к Смоленскому кладбищу. В данном случае ситуацию не спасает даже наличие станции метро.
На цену объекта недвижимости чаще влияет не экология, а представление людей о чистоте. Бывает так, что эти представления не соответствуют действительности. Близкое расположение к Неве ассоциируется у людей с экологичностью. К тому же панорамный вид на реку расценивается как несомненный фактор престижа. По мнению Леонида Сандалова, самым привлекательным участком под строительство, несмотря на удаленность от метро, является набережная Невы от железнодорожного моста до Володарского моста. «Отличные перспективы для жилой застройки с видовыми квартирами», – подчеркнул эксперт.
Автострада под окном
Между тем самыми промышленными и потому менее популярными у потребителей районами Санкт-Петербурга считаются Невский, Колпинский и Выборгский. Именно на их долю, по данным ГУИОН, приходится самый большой объем площадей, занятых под производство.
Все городские территории представляются обывателю как загрязненные: выхлопы автомобильного транспорта, выбросы промышленных предприятий. Сама жизнь мегаполиса диктует правила, далекие от представления о благоприятной окружающей среде для человека. Так или иначе допустимые санитарные нормы превышаются во всех районах Петербурга. Основным источником загрязнения для города остаются даже не промышленные предприятия, а автомобильные выбросы. На их долю, по оценкам специалистов, приходится до 80% всех выбросов.
Однако предпочтение все-таки отдается территориям Крестовского и Каменного островов. В Калининском районе потребителей «пугает» Металлический завод и объединение ЛОМО, а также другие предприятия этой промышленной зоны. К тому же поблизости нет станции метро, а сама территория зажата в кольцо железной дороги. Похожая ситуация в промышленной зоне Красногвардейского района (Ржевка-Пороховые). Там не планируется масштабной застройки. В самом богатом на промышленные предприятия Невском районе у всех на устах «грязный» Обуховский, Невский машиностроительный заводы, в черный список попал и пивной завод «Вена». Но больше всего опасений вызывает Кировский завод в Кировском районе, несмотря на значительное сокращение промышленного загрязнения окружающей среды.
В докризисное время активно обсуждалась возможность переезда промышленных предприятий за черту города, это, несомненно, не решило бы проблем с экологией. Но в сложившихся экономических условиях и этот проект остался на бумаге: инвесторы из коммерческих организаций не приходят. По наблюдениям риэлторов, заводы самостоятельно проводят реорганизацию своих площадей, которые востребованы при удачной локации и транспортной доступности. В итоге вместо производства цеха отдаются под коммерческую недвижимость разного плана – торговые и офисные площади.
Районы Санкт-Петербурга (по объему площадей, занятых под производство) Адмиралтейский район – 856,5 тыс. кв. м Василеостровский район – 383,2 тыс. кв. м Выборгский район – 2484 тыс. кв. м Калининский район – 2 267,4 тыс. кв. м Кировский район – 2344 тыс. кв. м Колпинский район – 2 956,7 тыс. кв. м Красногвардейский район – 1 429,6 тыс. кв. м Красносельский район – 659,7 тыс. кв. м Кронштадтский район – 358,8 тыс. кв. м Курортный район – 151 тыс. кв. м Московский район – 1689 тыс. кв. м Невский район – 3481,2 тыс. кв. м Петроградский район – 1 315,2 тыс. кв. м Петродворцовый район – 320,1 тыс. кв. м + 197,4 тыс. кв. м Приморский район – 1249 тыс. кв. м Пушкинский район – 677,8 тыс. кв. м Фрунзенский район – 1 602,9 тыс. кв. м Центральный район – 736,8 тыс. кв. м
рубрика:
Город
автор:
Ярослава Задорина