Хорошо то, что продается

Если специалисты в области архитектуры в большинстве своем критически оценивают достоинства жилых домов, построенных в последние годы в центре Петербурга, то покупатели квартир менее всего склонны обращать внимание на архитектурные перегибы.

Архитектурные критики подвергают большому сомнению художественные достоинства современных домов, особенно построенных в центре города. Архитекторы пытаются оправдаться, указывая на то, что здесь правит бал заказчик.

Госбюджет как воспитатель вкуса

По мнению архитектора Владимира Любомирова, правила игры определяет заказчик. «В Петербурге я не могу привести ни одного примера, когда заказчик позволил бы архитектору спроектировать здание в рамках бюджета, чтобы оно смогло стать шедевром современной архитектуры. Все, что мы видим, – это, скорее, компромисс, где архитектор вынужден делать то, на что ему выделили средства», – говорит эксперт.
По мнению г-на Любомирова, воспитателем хорошего вкуса может стать государство: «Должны появиться знаковые объекты современной архитектуры, профинансированные из госбюджета. Они формировали бы вкус и влияли и на жилые дома для широкого круга потребителей. Однако таких проектов пока очень мало».
У девелоперов – свой взгляд на архитектурные потребности общества. Проект должен быть экономически оправданным. «Высокая стоимость земли в центре Петербурга никогда не позволит строить там двухэтажные коттеджи, – считает Александр Паршуков, руководитель инвестиционного департамента ЗАО «ВТБ-Девелопмент». – И надо понимать, что мы строим. Если это памятник для туристов, то в первую очередь обращаем внимание на фасады. Коммерческое здание должно приносить прибыль, и у него главное – это планировки, а задача архитектора – украсить внешний вид».
Не менее важным для девелопера является техническая эффективность возводимого здания, снижение рисков в его последующей эксплуатации. «Здесь роль архитектора также весьма значима, – уверен Владислав Мягков, руководитель департамента оценки «Эрнст и Янг-оценка». – В штате архитектурного бюро должны быть специалисты по вентиляции и электроснабжению, канализации и водопроводу, шумоизоляции, планировщики и обязательно – экономический отдел, который все должен считать».

Вписать в контекст

Много споров вызывают способы адаптации современных домов к устоявшемуся контексту исторической части города. «Бездумное подражание образцам прошлого – путь в никуда», – уверен Юрий Земцов, генеральный директор «Земцов, Кондиайн и партнеры». «Архитектура отражает свое время, никуда от этого не деться. Пытаться вернуть все назад или остановить – неправильно. Нельзя сегодняшний жилой доходный дом делать как особняк старого времени, это неправильно, да и вряд ли получится», – считает эксперт.
По словам генерального директора «Студии 44» Никиты Явейна, есть несколько путей «усвоения» новых объектов в старой застройке, однако все они должны соответствовать действующему регламенту. «Первый путь – создание нового проекта, сомасштабного старому, как дом у Казанского собора или дом Земцова у Михайловского замка. Второй путь – ар-деко: у Евгения Герасимова и у Мамошина есть разные проекты в таком духе. Это неплохо смотрится, если сделано профессионально. Но когда даже самые удачные проекты строят выше, чем положено, – никакой профессионализм не помогает».

Главное – среда

По мнению риэлторов, архитектурные достоинства здания у покупателей квартир стоят не на первом месте. «Для рынка важнее всего – создание локальной среды, – считает генеральный директор АН «Бекар» Сергей Козлов. – Планировку можно изменить, а с фасадом ничего не сделаешь. Фасад влияет на первое впечатление, среда – на принятие решений».
«Оценка, насколько те или иные проекты вписываются в существующую застройку исторического центра, всегда субъективна. Реальный вес имеет только коллективное мнение профессионального архитектурного сообщества, – говорит Илья Логинов, директор по маркетингу компании «МИР недвижимости». – Покупатели приходят за уникальностью. Помимо видовых характеристик, статуса места, технологий, они также оценивают внешний вид дома. На сегодняшний день имя архитектора не оказывает влияния на продажи, тем не менее в перспективе ситуация может измениться. Самыми удачными проектами можно считать бизнес-центры на Караванной, 10, Камменоостровском, 11б, жилые дома на Мичуринской улице, 4, Белинского, 2, на Малом проспекте Петроградской стороны, 30».
По мнению риэлторов, проекты, появляющиеся на рынке, становятся качественнее в архитектурном отношении. «Я вижу, как работает компания "ПАН" с домом на Захарьевской, и понимаю, что для них безумно важно сохранить не только внешний образ здания, но и интерьеры. Исторические планировки восстанавливаются – может быть, даже в ущерб финансовой составляющей, – уверен Владимир Федоров, генеральный директор агентства недвижимости «Дворцовая площадь». – Среди наименее удачных проектов нашего времени назову жилые комплексы "Аврора", "Монблан». А нравится мне то, что хорошо продается. Хорошо продается – дом на набережной реки Фонтанки, 1 и дом на Большой Морской, 4».
рубрика: Инфраструктура
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.