Черный список дорожников
Коллекторское агентство «РРК» обнародовало список злостных неплательщиков в сфере дорожного строительства Петербурга и Ленобласти. По словам специалистов, многие из них используют незаконные механизмы получения прибыли – заключают миллионные госконтракты и, не выполняя своих обязательств, исчезают с рынка.
В реестре фигурируют известные строительные предприятия, которые сейчас находятся в процессе банкротства. Однако, по словам специалистов, собственники компаний-должников создают новые юридические лица, которые продолжают участвовать в государственных конкурсах.
Долг платежом красен
Как рассказали эксперты, в дорожном строительстве объемы долгов больше, чем в других отраслях. По словам Кирилла Иванова, директора Ассоциации «Дормост», долги дорожников нужно разделять на добросовестные и недобросовестные. Первые возникают в рабочем порядке и замкнуты внутри производственного цикла. Подсчитать суммарный объем этих задолженностей сложно. «Это определенная долговая цепочка, где последующий платеж зависит от предыдущего», – рассказал эксперт. Недобросовестные долги планируются компанией заранее и появляются при реализации недобросовестных схем. «Они ложатся черным пятном на отрасль и заставляют руководство страны сомневаться в целесообразности финансирования дорожной инфраструктуры», – добавляет Иванов.
По мнению Кирилла Родченко, руководителя отдела корпоративного взыскания КА «Росрегионколлектор», такие долги невозможно получить с помощью обычного судопроизводства. «Данная ситуация вскрывает все системные проблемы, стоящие перед бизнесом и государственным управлением. Откровенные мошеннические действия могут оказаться абсолютно безнаказанными», – констатирует эксперт. В то же время бизнес продолжается, строительство ведется, и новые участники и проекты рискуют стать жертвами подобных схем и ловушек.
ЗаКАДычные товарищи
По словам Кирилла Родченко, компании, внесенные в черный список, были заранее оповещены об этом. Однако они не предприняли никаких действий для погашения этого долга. Больше всего опасений у специалистов возникает в отношении ГК «Ремдорстрой». Эксперты заявляют, что предприятия ЗАО «Ремдорстрой», ЗАО «ППДС «Ремдорстрой» и ЗАО «УДС «Ремдорстрой» задолжали свыше 30 млн рублей. Компании были задействованы в ремонте и эксплуатации кольцевой автомобильной дороги (КАД). Кирилл Родченко объяснил, что новое предприятие «ПО Росдорстрой», выполняя госзаказ, работает на площадях и использует мощности ЗАО «УДС «Ремдорстрой» – компании, которая систематически не оплачивала товары и услуги, оказанные в ходе реализации государственного контракта. По его словам, в октябре 2009 года предприятие, выполняя госзаказ по КАД в размере 1,6 млрд рублей, до конца работ сменила адрес регистрации на Ижевск. Эксперт считает, что некоторые признаки указывают, что по такому же пути (получения денег из бюджета и невыполнения обязательств перед субподрядчиками) может пойти и ЗАО «ПО Росдорстрой», подписавшее госконтракт на сумму 3,6 млрд рублей по содержанию КАД.
Более 67 млн рублей субподрядчикам и кредиторам должна компания-банкрот ООО «Олимп-инвест». В январе 2007 года она выиграла конкурс комитета по строительству Петербурга на сооружение и ремонт дорог в Приморском районе на сумму 117 млн рублей. Работы были частично профинансированы, но не выполнены. Руководство компании предъявляло поддельные документы для получения кредитной линии. В бумагах фигурировали «ценные склады», расположенные на объектах ООО «Шанхайская строительная корпорация» и ООО «Морской рыбный порт».
В черном списке фигурирует и компания ООО «Дорстройпроект», которая задолжала свыше 1 млрд рублей. «У нас есть основания предполагать, что последний руководитель и соучредитель предприятия продолжает активно заниматься бизнесом, связанным со снабжением строительных проектов, в том числе ряда объектов КАД», – заключает Кирилл Родченко. Эксперт предупреждает, что при заключении договора с компаниями из черного списка бизнес-структуры должны быть очень внимательны.
Откуда помощь
Рынок госзаказа регулируется 94-ФЗ, который совершено не определяет характеристики и компетенции будущих подрядчиков. Как рассказал Борис Мурашов, председатель дорожного комитета Петербурга, чтобы сократить возможные риски от заключения контрактов с фирмами-«однодневками», например, при строительстве такого объекта, как ЗСД, проводятся очень крупные конкурсы, которые требуют вложения значительного кредита для участия в тендере. По словам Кирилла Иванова, ситуацию может исправить и введение предквалификационного отбора. Эксперт считает, что заказчик в лице государственных структур должен не только тщательно проверять документы, но и смотреть на реальное положение дел. «На мой взгляд, в конкурсных комиссиях должны быть представители общественности, СРО, профильных ассоциаций, которые обладают реальными знаниями о положении конкурсантов на строительном рынке», – добавляет г-н Иванов. В свою очередь, Дмитрий Жданухин, руководитель Центра корпоративного коллекторства, отметил, что создание черного списка является действенной мерой в том случае, когда юридические методы взыскания долгов с неплательщиков не работают. «Как правило, должники дорожат своей репутацией и стараются погасить старые неплатежи, чтобы суметь заключить новые контракты», – заключает он.
В реестре фигурируют известные строительные предприятия, которые сейчас находятся в процессе банкротства. Однако, по словам специалистов, собственники компаний-должников создают новые юридические лица, которые продолжают участвовать в государственных конкурсах.
Долг платежом красен
Как рассказали эксперты, в дорожном строительстве объемы долгов больше, чем в других отраслях. По словам Кирилла Иванова, директора Ассоциации «Дормост», долги дорожников нужно разделять на добросовестные и недобросовестные. Первые возникают в рабочем порядке и замкнуты внутри производственного цикла. Подсчитать суммарный объем этих задолженностей сложно. «Это определенная долговая цепочка, где последующий платеж зависит от предыдущего», – рассказал эксперт. Недобросовестные долги планируются компанией заранее и появляются при реализации недобросовестных схем. «Они ложатся черным пятном на отрасль и заставляют руководство страны сомневаться в целесообразности финансирования дорожной инфраструктуры», – добавляет Иванов.
По мнению Кирилла Родченко, руководителя отдела корпоративного взыскания КА «Росрегионколлектор», такие долги невозможно получить с помощью обычного судопроизводства. «Данная ситуация вскрывает все системные проблемы, стоящие перед бизнесом и государственным управлением. Откровенные мошеннические действия могут оказаться абсолютно безнаказанными», – констатирует эксперт. В то же время бизнес продолжается, строительство ведется, и новые участники и проекты рискуют стать жертвами подобных схем и ловушек.
ЗаКАДычные товарищи
По словам Кирилла Родченко, компании, внесенные в черный список, были заранее оповещены об этом. Однако они не предприняли никаких действий для погашения этого долга. Больше всего опасений у специалистов возникает в отношении ГК «Ремдорстрой». Эксперты заявляют, что предприятия ЗАО «Ремдорстрой», ЗАО «ППДС «Ремдорстрой» и ЗАО «УДС «Ремдорстрой» задолжали свыше 30 млн рублей. Компании были задействованы в ремонте и эксплуатации кольцевой автомобильной дороги (КАД). Кирилл Родченко объяснил, что новое предприятие «ПО Росдорстрой», выполняя госзаказ, работает на площадях и использует мощности ЗАО «УДС «Ремдорстрой» – компании, которая систематически не оплачивала товары и услуги, оказанные в ходе реализации государственного контракта. По его словам, в октябре 2009 года предприятие, выполняя госзаказ по КАД в размере 1,6 млрд рублей, до конца работ сменила адрес регистрации на Ижевск. Эксперт считает, что некоторые признаки указывают, что по такому же пути (получения денег из бюджета и невыполнения обязательств перед субподрядчиками) может пойти и ЗАО «ПО Росдорстрой», подписавшее госконтракт на сумму 3,6 млрд рублей по содержанию КАД.
Более 67 млн рублей субподрядчикам и кредиторам должна компания-банкрот ООО «Олимп-инвест». В январе 2007 года она выиграла конкурс комитета по строительству Петербурга на сооружение и ремонт дорог в Приморском районе на сумму 117 млн рублей. Работы были частично профинансированы, но не выполнены. Руководство компании предъявляло поддельные документы для получения кредитной линии. В бумагах фигурировали «ценные склады», расположенные на объектах ООО «Шанхайская строительная корпорация» и ООО «Морской рыбный порт».
В черном списке фигурирует и компания ООО «Дорстройпроект», которая задолжала свыше 1 млрд рублей. «У нас есть основания предполагать, что последний руководитель и соучредитель предприятия продолжает активно заниматься бизнесом, связанным со снабжением строительных проектов, в том числе ряда объектов КАД», – заключает Кирилл Родченко. Эксперт предупреждает, что при заключении договора с компаниями из черного списка бизнес-структуры должны быть очень внимательны.
Откуда помощь
Рынок госзаказа регулируется 94-ФЗ, который совершено не определяет характеристики и компетенции будущих подрядчиков. Как рассказал Борис Мурашов, председатель дорожного комитета Петербурга, чтобы сократить возможные риски от заключения контрактов с фирмами-«однодневками», например, при строительстве такого объекта, как ЗСД, проводятся очень крупные конкурсы, которые требуют вложения значительного кредита для участия в тендере. По словам Кирилла Иванова, ситуацию может исправить и введение предквалификационного отбора. Эксперт считает, что заказчик в лице государственных структур должен не только тщательно проверять документы, но и смотреть на реальное положение дел. «На мой взгляд, в конкурсных комиссиях должны быть представители общественности, СРО, профильных ассоциаций, которые обладают реальными знаниями о положении конкурсантов на строительном рынке», – добавляет г-н Иванов. В свою очередь, Дмитрий Жданухин, руководитель Центра корпоративного коллекторства, отметил, что создание черного списка является действенной мерой в том случае, когда юридические методы взыскания долгов с неплательщиков не работают. «Как правило, должники дорожат своей репутацией и стараются погасить старые неплатежи, чтобы суметь заключить новые контракты», – заключает он.
рубрика:
Инфраструктура
автор:
Лидия Горборукова