Незаконным недропользователям перекроют землю и воздух

Борьба с незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых в Ленобласти стала всесезонной и круглосуточной. Комитет госконтроля природопользования и экологической безопасности начал патрулировать территорию на автомобилях, а также с воздуха.

Как заявил Михаил Козьминых, председатель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности, незаконное недропользование в Ленинградской области приобрело «хамский характер». «Уже ни для кого не секрет, что днем «злодеи» копают песок – готовят так называемые «конусы», а вечером, после 18-19 часов, вывозят накопанное. С учетом того, что 1 куб. м песка продается примерно по 700 рублей, это очень прибыльный бизнес. Поэтому единственная возможность остановить незаконных недропользователей – осуществ­лять постоянный надзор», – объяснил Михаил Козьминых.

Им сверху видно все

Оперативные группы на автомобилях уже вышли на дороги Ленобласти, а с 1 апреля добавится и патрулирование с воздуха: в том числе для этих целей правительство Ленобласти приобрело вертолет.
Это не просто новый подход с технической точки зрения. Суть в том, что Комитет госконтроля природопользования переходит от исключительно карательных санкций к совмещению предупреждения и наказания. «Комбинация «пойман – наказан» плюс «летаем/ездим – видим», думаю, принесет результаты достаточно быстро», – заявил Михаил Козьминых. А задача-максимум комитета – полное отсутствие штрафов за незаконное недропользование в Ленобласти как следствие полного отсутствия нарушений.
Пока, однако, комитет идет по пути ужес­точения штрафных санкций. Если сейчас штраф для физического лица составляет 2 тыс. рублей, то в случае принятия поправок в Кодекс Ленинградской области об административных правонарушениях размер этого штрафа увеличится до 10 тыс. рублей (стоимость машины незаконно добытого песка). Для должностных лиц (представляющих определенное юридическое лицо) штрафы будут увеличены до 50 тыс. рублей. А в случае доказанной связи с незаконной добычей юридического лица сумма штрафов будет исчисляться в диапазоне 500 тыс. – 1 млн рублей. «Мы должны доводить каждое административное дело до результата, и, поверьте, успехов у нас достаточно много», – констатировал Михаил Козьминых. Только за 2013 год количество штрафов, взысканных комитетом за различные нарушения в природопользовании, увеличилось на 40% по сравнению с 2012 годом – почти до 40 млн рублей.

Места подрывных действий

Вместе с патрульной группой Комитета госконтроля природопользования мы побывали на участках незаконной добычи песка. Оба – вблизи пос. Мяглово и Разметелево Всеволожского района. В одном случае только в прошлом году по фактам незаконной добычи песка было шесть задержаний, временно помещалось на штрафную стоянку 12 единиц спецтехники, а объем наложенных штрафов составил почти 3 млн рублей. отметим, что речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. Владелец примыкающего участка – Тахир Кронов – за 2013-2014 годы дважды привлекался к административной ответственности, материалы были направлены в Россельхознадзор. «Никакие сельхозработы здесь очевидно не ведутся: верхний плодородный слой сдвинут, участок хаотично изрыт», – констатировал Александр Юрченко, и. о. начальника оперативно-контрольного отдела Комитета госконтроля природопользования.
Следующий участок незаконной добычи – на границе земель одной из войсковых частей и пос. Разметелево. За безлицензионную добычу на этом участке в прош­лом году были дважды оштрафованы юридические лица, сумма штрафов составила 1,8 млн рублей. Теперь на этом участке добыча не ведется, однако имеет место обратная отсыпка. «Сначала незаконно добыли песок, который, скорее всего, был реализован. Потому в котлован завезли строительный грунт, строительные отходы. Это еще один вид экономической деятельности, направленный на получение прибыли», – уточнил Александр Юрченко.
Незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых по определению сложно доказать. Большей частью копают на частной земле, где собственник имеет право использовать в своих интересах недра на глубину до 5 м. «Задача нашего комитета – доказать коммерческое использование добываемых недр. Для этого либо водитель соответствующей техники должен дать признательные показания, либо мы должны найти документы, подтверждающие коммерческую перевозку добытого полезного ископаемого», – объяснил Михаил Козьминых. Для сбора доказательной базы идеальным вариантом могло бы стать постоянное видеонаблюдение за «потенциально коррупционными» участками, где добыча может идти в объемах, близких к лицензионным (таких участков насчитывают до 30). Однако стоимость одной видеокамеры в антивандальной упаковке составляет 100-150 тыс. рублей, и пока их приобретение рассмат­ривается в отдаленной перспективе.

Мнение:

Михаил Козьминых, председатель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области:

– Машины патрулирования будут нести все официальные опознавательные знаки, в том числе герб Ленинградской области. Основная цель патрулирования с ежедневно меняющимися маршрутами – предупредить всех «злодеев» о том, что Комитет госконтроля природопользования не позволит вести незаконную добычу полезных ископаемых на территории Ленинградской области в любом случае.

рубрика: События
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.