Валентин Енокаев: «Схема ЛРТ – одна из главных тем будущего Координационного совета»

В ближайшее время должен состояться Координационный совет по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области. О том, какие вопросы станут первоочередными в повестке дня совета, мы попросили рассказать Валентина Енокаева, заместителя генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

– Год назад решением трех правительств – РФ, Ленинградской области и Петербурга – была учреждена АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Валентин Кемилевич, каких результатов дирекция добилась за год работы?
– Несмотря на то что решение о создании организации было принято год назад, потребовалось некоторое время на подписание и регистрацию учредительных документов, и непосредственно к работе дирекция приступила в октябре прошлого года. Но даже за такой небольшой срок работы мы достигли значительных результатов.
Одним из них является разработка комплексной схемы развития легкорельсового транспорта (ЛРТ) в петербургском транспортном узле, которую мы выносим на рассмотрение ближайшего Координационного совета.
При разработке концепции ЛРТ использовалось математическое моделирование транспортных процессов. Схема уже согласована с исполнительными органами государственной власти Петербурга и Ленинградской области. На Координационном совете, в частности, будет обсуждаться возможность внесения изменений в генеральные планы населенных пунктов для резервирования земельных участков под строительство ЛРТ.
Для развития Петербургской агломерации важность появления ЛРТ трудно переоценить. Особенно это касается южной планировочной зоны Петербурга. Возможно, ЛРТ станет полноценной заменой отсутствующего здесь метро. В то же время город очень активно развивается в этом направлении, через несколько лет вопрос о транспортной доступности этой части Петербурга встанет очень остро. Между тем строительство метро в Пушкин или Колпино – весьма дорогостоящий проект. Мы уже сегодня можем детально проработать вариант ЛРТ – наземного аналога, ничем не уступающего метро по скоростным качествам и удобству. Это позволит избежать крупных финансовых вливаний, расселения жилых зданий и переноса промышленных предприятий.
Немаловажно развитие ЛРТ и для Ленинградской области. В разработанную нами схему вошли ветки ЛРТ в Сертолово и во Всеволожск. Уже сегодня это достаточно напряженные с точки зрения транспортной доступности направления.

– Ведется ли разработка финансовых механизмов привлечения негосударственных источников финансирования для реализации проектов?
– Привлечение частных средств в развитие транспортной инфраструктуры – это важная государственная задача, это концептуальная позиция правительства РФ, и мы стараемся ее исполнять.
В нашей концепции ЛРТ для каждого из проектов мы рассчитали возможность применения частных средств. Не все из них, к сожалению, могут быть реализованы за частные средства, хотя есть и такие.
К большинству проектов применима схема ГЧП. Необходимы дополнительные бюджетные вливания или инфраструктурные гранты, для того чтобы частный инвес­тор, вложив собственные деньги, смог получить достаточную прибыль.
В рамках концепции ЛРТ рассчитаны все транспортные потоки с учетом развития Петербургской агломерации до 2020 года. Из двух проектов, важных для Ленинградской области, – Всеволожск и Сертолово – на данный момент наибольший интерес вызывает именно Сертолово. Хотя этот проект технически сложен (некоторые участки прохождения трассы очень непростые), объем потенциально перевозимых пассажиров весьма высок, что позволяет рассчитывать на привлечение инвесторов.
С веткой во Всеволожск немного труднее, но определенная инвестпривлекательность есть и здесь. По Всеволожску мы будем очень плотно работать с ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК), для того чтобы не конкурировать на рынке рельсовых перевозок на одном и том же направлении. Либо мы придем к выводу о том, что нужно устраи­вать тактовое движение электричек для обеспечения трудовой и учебной миграции, либо будет решено строить ЛРТ, а железнодорожные перевозки каким-то образом модифицировать.
Надеемся, что совет даст несколько поручений по реализации этих проектов, что в ближайшем будущем позволит перейти к их реальной реализации. Схема ЛРТ станет частью единой транспортной системы, которая будет создана в Петербурге и Ленинградской области и интегрируется в уже существующие системы пассажирских перевозок. На эту схему «ляжет» и единый билет, и точки создания качественных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В этом направлении мы активно работаем.

– Не возникает ли трудностей с правовой неопределенностью применения схем ГЧП?
– До этапа разработки правовых схем реализации проектов мы еще не дошли. Наша сегодняшняя задача – создать инвестиционно привлекательный проект, подготовить почву для инвестиций. Сначала необходимо утвердить финансовую часть, определить направления, которые могут быть субсидированы государством и интересны бизнесу. Юридическая сторона вопроса – следующий этап.

– А как строится работа непосредственно с Координационным советом?
– Координационный совет – это высший орган. На нем утверждаются согласованные заранее решения, подписываются основополагающие документы. Безусловно, мы готовимся к этим решениям заранее. Концепция ЛРТ, которую мы выносим на совет, согласована с исполнительными органами и Петербурга, и Ленинградской области. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Так, на базе дирекции создан научно-технический совет, в состав которого вошли представители федеральных, региональных ведомств, научных кругов. В концепцию вошли только те решения, обоснованность и синхронность которых подтверждена.

– Каковы планы по реконструкции существующих и созданию новых ТПУ?
– В Ленинградской области есть два узла, развитие которых чрезвычайно значимо. Первый – ТПУ в Девяткино. В этом районе активно развивается жилищное строи­тельство. Кроме того, существуют планы по переносу международных автовокзалов из центра города в районы, близкие к КАД. В частности, запланирован перенос в Девяткино международного автовокзала маршрутов северного направления (в первую очередь в Финляндию). Перенос автовокзала маршрутов южного направления предположительно будет осуществлен либо в Купчино, либо Кудрово.
Сейчас мы прорабатываем комплексный проект развития ТПУ в Девяткино, в который входят три подпроекта: перенос международного автовокзала в Девяткино, согласованная часть строительства дороги Петербург – Матокса (ее сейчас проектирует Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области) и соответствующая развязка на КАД. Реализация этого комплексного проекта важна обоим регионам, подтвержден и федеральный интерес. При увязке всех трех подпроектов будет дан мощный толчок для развития всей зоны вокруг Девяткино.
Второй ТПУ – в Кудрово. В рамках Координационного совета 2013 года было подписано соглашение о совместном строи­тельстве метрополитена на территории Ленобласти. Одним из проектов по этому соглашению является станция метро «Кудрово».
Этот проект интересен и метрополитену, поскольку за станцией метро «Кудрово» планируется строительство депо. Сейчас мы разрабатываем трассировку маршрута, и при взаимоувязке проектов для финансирования развития ТПУ могут быть направлены и федеральные средства.
Впрочем, у Кудрово есть альтернатива – ТПУ в Купчино. Здесь также планируется разместить международный автовокзал. Это достаточно старый проект, работа по нему началась еще в 2004 году Комитетом по транспорту Петербурга. Заключался он в возведении автовокзала в районе Купчино с сочленением ветки ЛРТ Купчино – Пулково.

– Для решения транспортных проб­лем Московской агломерации столичные власти определили приоритетным направлением расширение сети метро. Значит, для петербургского транспортного узла выбран другой подход?
– В нашей концепции мы увязываем три генеральные транспортные схемы – это схема пригородных перевозок РЖД, схема развития метрополитена и схема развития ЛРТ. Они дополняют друг друга там, где развитие того или иного направления затруднительно. Например, Красногвардейский район до сих пор остается самым малообеспеченным метро в городе, и планов по исправлению ситуа­ции в ближайшей перспективе не наблюдается.
Это тормозит развитие пригородных районов Ленинградской области в этом направлении – Колтуши, Янино, Разметелево и др. Уже сегодня пропускная возможность существующей улично-дорожной сети не позволяет активно развиваться этим районам, несмотря на то что Ленинградская область ближе всего к центру Петербурга именно в направлении Колтушского шоссе. Мы видим искусственную преграду для развития агломерации. Препятствие не только для жилищного, но и промышленного строительства. Мы пытаемся исправить эту ситуацию созданием альтернативных транспортных систем, таких как ЛРТ.

– Вы упомянули развязку в Девят­кино. Есть еще похожие проблемные точки?
– Их довольно много. Такие проблемные узлы как раз обычно и находятся на границе двух субъектов либо в местах примыкания к федеральным трассам. Наша дирекция работает над проектами на стыке территорий, где их реализация затруднена в силу принадлежности к разным субъектам, где существуют бюджетные препятствия. Мы занимаемся координацией и взаимоувязкой проектов в соответствии с инвестиционными программами, чтобы не было несогласованных планов строи­тельства и реконструкции. В перечень объектов, над которыми мы работаем, входит ряд путепроводов по ветке Выборг – Каменногорск, путепровод в Гатчине, и др.

– Транспортная инфраструктура в Гат­чине тоже в зоне ваших инте­ресов?
– Здесь мы вряд ли можем стать инициаторами какого-либо проекта, потому что это территория только Ленинградской области. Безусловно, существуют планы по развитию ядерного центра в Гатчине. В его рамках есть ряд проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, и мы в них активно участвуем. Но для того чтобы придать импульс развитию, нужно соответствующее поручение правительства или в нашем случае – поручение Координационного совета.

– В каких еще направлениях работает дирекция для Ленинградской области?
– Я рассказал о самых главных наших проектах, а направлений, касающихся Ленобласти, очень много. Мы используем спектральный подход. В сфере наших интересов находится и железнодорожное сообщение, и авиация, и морские транспортные пути, и порты. Мы занимаемся интеллектуальными транспортными системами (ИТС) – это очень важное направление, ведь главная задача развития транспортной инфраструктуры – увеличение пропускной способности. Реализовать эту задачу можно как строительством дорог, так и улучшением регулирования движения на существующих трассах. Как показывает практика, вложения в ИТС дают намного больший эффект, чем вложение этого же количества средств в строительство дорог. В этом направлении активно работает московский транспортный узел. Мы получили пример Сочи, где эти решения были реализованы и на период Олимпиады, и пробок не было в принципе. Сейчас мы работаем над проектом ИТС информирования о состоянии движения на КАД. Поскольку информировать о пробках на кольцевой необходимо до заезда на КАД, в проект вовлечены и Петербург, и Ленобласть, и федеральные трассы. Именно потому что в увязке нуждаются интересы большого количества участников, эта идея не была реализована раньше. Этот проект нами уже разработан, в ближайшее время мы отправим его на согласование в субъекты Федерации.

рубрика: Интервью
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.