Судьбу карьеров решит суд

Недропользователи и правительство Ленинградской области ожидают решения арбитражного суда о категории земель, на которых может находиться карьер. Пока недропользователи ограничены в праве разработки новых участков, несмотря на полученные лицензии.

По словам Алексея Эглита, председателя областного Комитета по природным ресурсам, сейчас суд рассматривает документы по шести объектам. Проблема уточнения категории земель, на которых могут располагаться карьеры, возникла в мае 2013 года, с вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 849.
До внесения изменений в Лесной кодекс РФ 1997 года общим правилом был перевод участков под карьеры в земли промышленного назначения. В начале 2000‑х годов подход законодателя перетерпел изменения. «В теории при переводе участка в промышленные земли их потом, по завершении разработки карьера, можно будет вновь перевести в земли лесного фонда. Однако на практике либо участок будет застроен, либо там будет создан полигон ТБО и т. д. Поэтому мы в Комитете по природным ресурсам полагаем, что карьеры должны находиться именно на землях лесного фонда», – прокомментировал Алексей Эглит. Он отметил, что для таких земель есть три способа рекультивации, один из которых изначально закладывается в проект разработки месторождения. Более того, сохранение за участком категории земли лесного фонда означает поступления в бюджеты разных уровней: как субъекта РФ, так и Федерации. Так, в 2013 году объем налоговых отчислений недропользователей в бюджет Ленобласти составил 333,1 млн рублей (+22% к поступ­лениям за 2012 год). Еще 340 млн рублей предприятия-недропользователи, работаю­щие на территории 47-го региона, внесли в федеральный бюджет.
По Лесному кодексу РФ объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов) в защитных лесах размещаться не могут. Между тем в мае 2013 года вышло Постановление Правительства РФ № 849, допускающее разные толкования относительно размещения карьеров в защитных лесах. Из документа неясно, могут ли карьеры размещаться только в защитных лесах, относящихся к категории защиты вдоль автомобильных и железных дорог, либо во всех защитных лесах. Кроме того, отсутствует расшифровка понятия карьера. «Из-за этой двусмысленности расширение карьеров пока не санкционируется. Если нет четкого понимания того, как правильно, решение должен вынести суд», – сказал Алексей Эглит. Он сообщил также, что регион выходил с соответствующими инициативами по внесению поправок в законодательство: соответствующее письмо за подписью губернатора Ленобласти Александра Дрозденко было направлено в правительство РФ, и Министерству юстиции уже дано поручение разобраться в ситуации. По мнению Алексея Эглита, до конца 2014 года проблема будет решена, и недропользователи получат возможность разрабатывать новые участки.

Разница в оценках

Между тем в профессиональном сообществе по-разному оценивают события, последовавшие за вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 849. «У нас возникли некоторые вопросы при переоформлении аренды земельного участка под карьер, которые оперативно решаются. Взаимопонимание с правительством Ленинградской области, комитетами государственного контроля природопользования и природных ресурсов полное», – подчеркнул Сиражудин Магомедов, генеральный директор ЗАО «Гавриловское карьероуправление». «Недропользователям достаточно проб­лематично получить новые возможности для добычи песка. Выдав нам лицензию и заключив договор на площадь 70 га, региональные власти допустили недропользование на площади всего в 20 га. При сегодняшних темпах отгрузки работы на разрабатываемых участках еще месяца на 3-3,5», – прокомментировал Сергей Берлов, начальник карьера «Воронцовское 2» (ООО «ЦБИ», входит в корпорацию «Гепард»). Со своей стороны, Эдуард Гузиев, директор ООО «ЦБИ», полагает, что цена на песок в регионе из-за ограничений на разработку недр за сезон может увеличиться в два раза.

Дорогие дороги

Горнодобывающие предприятия готовы нести дополнительную нагрузку по содержанию региональных дорог, если власти Ленинградской области предложат прозрачный юридический механизм.
«Считаю, все, кто работает на земле, добывает полезные ископаемые, должны быть социально ответственными и к населению, которое живет вблизи предприятий, и к дорогам», – заявил Сиражудин Магомедов, генеральный директор ЗАО «Гавриловское карьероуправление». Предприятие уже многие годы обслуживает подъездную дорогу карьера до пос. им. Гаврилова и частично от пос. им. Гаврилова до трассы «Скандинавия».
«Мы готовы участвовать в деятельности фонда, если он будет создан для восстановления региональных дорог. Просто нужно определить юридический порядок. К сожалению, пока прийти к общему с правительством Ленобласти видению того, как все правильно оформить с юридической точки зрения, не удалось», – отметил Сергей Берлов.

Мнение:

Алексей Львов, председатель Комитета по дорож­ному хозяйству Ленобласти:

– 16 января в Комитете по дорожному хозяйству прошло первое совещание рабочей группы по взаимодействию правительства Ленинградской области с разработчиками и перевозчиками нерудных материалов.
На встрече обсудили варианты компенсации ущерба, причиняемого региональным дорогам при перевозке тяжеловесных грузов. После юридического анализа было решено отказаться от передачи участков регио­нальных дорог в аренду для содержания или самостоятельного ремонта. Еще один вариант – создание единого регионального оператора по оснащению всех большегрузных машин аппаратурой системы ГЛОНАСС – требует внесения изменений в федеральное законодательство.
В результате обсуждения выбран следующий механизм компенсации ущерба: Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области заключает соглашения с недропользователями, предусматриваю­щие безвозмездные отчисления в региональный дорожный фонд. Прорабатывается вопрос о характере взноса: рассматривается, что он может быть внесен как в виде денежных средств в зависимости от объема отгружаемой продукции, так и в натуральном эквиваленте. Условия и параметры соглашения будут проработаны с каждым разработчиком карьеров. При этом Комитет по дорожному хозяйству обязуется использовать взносы целевым образом: на ремонт автодорог – маршрутов перевозок нерудных материалов.
Подобный опыт уже был успешно применен при строительстве участка газопровода «Северный поток». В 2013 году ОАО «Газпром» перечислило 277 млн рублей в областной дорожный фонд в качестве возмещения ущерба областным дорогам, нанесенного при создании объекта.
В настоящее время разработан типовой проект договора пожертвования. Планируется проведение совещания по первому «кусту» карьеров, расположенных вблизи пос. Гаврилово Выборгского района.

Справка:

Сегодня в Ленобласти для разработки месторождений полезных ископаемых предоставлен 261 участок недр. В том числе на 243 участках добывают общераспространенные полезные ископаемые.
Суммарные запасы песка и песчано-гравийного материала на 156 разрабатываемых участках в Ленобласти составляют 0,51 млрд куб. м. Объем запасов строительного камня (для производства щебня) оценивается в 1,2 млрд куб. м, облицовочного камня – в 39,3 млн куб. м, кирпично-черепичных глин – в 86,8 млн куб. м.

рубрика: Проблема
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.