Константин Шмелев: «Земля должна работать»

Глава администрации Выборгского района Константин Шмелев уверен, что его район привлекателен для частных инвесторов: самый зеленый район города, хорошая транспортная инфраструктура, большие неосвоенные территории.

– Константин Николаевич, по вашим оценкам, инвестиционная активность за время кризиса сильно сократилась? Стоит ли в ближайшее время ожидать новых крупных проектов?
– Выборгский район на самом деле довольно привлекателен для инвесторов. Во-первых, это один из самых зеленых районов города, и мы стараемся сохранить все наши парки и скверы. Если какое-то строительство идет и требуется снос деревьев, мы обязательно требуем компенсационного озеленения. Даже сами представители администрации сажали деревья: последнее, что нам удалось восстановить, – сквер на Светлановской площади.
Во-вторых, у нас хорошая транспортная инфраструктура, особенно после открытия станции метро «Парнас». Это тоже очень влияет на инвестиционную привлекательность района. Мы стараемся делать перехватывающие парковки – две открыты у станций метро «Парнас» и «Проспект Просвещения».
Так что кризисы приходят и уходят, а район продолжает развиваться. Как ни удивительно, но именно в 2009-м у нас началась реализация сразу нескольких крупных проектов по комплексному освоению свободных территорий. Всего в работе около десятка жилищных проектов, предусматривающих строительство домов, в которых будут проживать более 150 тысяч человек.
Так, в мае прошлого года на проспекта Энгельса, напротив станции метрополитена «Парнас», стартовал проект «Северная долина» от ООО «Главстрой СПб». На территории почти 314 гектаров планируется построить 2,7 миллиона квадратных метров жилья и 500 тысяч квадратных метров социальных объектов. В недалеком будущем здесь будут жить более 80 тысяч человек. Общий объем инвестиций в проект составит 75 миллиардов рублей. Первая очередь нового микрорайона должна быть введена в эксплуатацию уже в следующем году. Это 196,5 тысяч квадратных метров жилых площадей и детский сад на 190 мест.
Также в минувшем году началась реализация проекта «Осиновая роща» в поселке Парголово. Домостроительный комбинат «Блок», входящий в состав Группы ЛСР, выиграл тендер на возведение жилых домов для военнослужащих на территории военного городка № 1. Финансирование проекта в объеме свыше 11,3 миллиардов рублей осуществляет Минобороны РФ. На территории в 54 гектара будет построено 49 жилых домов на 5,6 тысяч квартир. Сдать новое жилье также планируется в 2011-м.
Компанией «ЛЭК» проектируется комплекс жилых и общественных зданий в новом микрорайоне в Парголово. Этот объект должен быть завершен в 2012 году.
Продолжается освоение участков на Северном проспекте, улицах Есенина, Лиственной и Жака Дюкло, у парка Сосновка. В Шувалово-Озерках планируется жилой комплекс на 9,5 тысяч человек.
Стройкорпорация «Элис» разрабатывает проект планировки территории, ограниченной проспектом Тореза, Дрезденской улицей, межквартальным проездом, Манчестерской улицей и проспектом Энгельса. Здесь будет возведен жилой комплекс и спортивные объекты.
Квартал на 15 тысяч жителей строится и в нижнем Парголово. Освоением территории, расположенной юго-восточнее улицы Первого Мая, включая центральную усадьбу СПК «Пригородный», занимается ООО «СК «Дальпитерстрой». Город выкупил здесь часть жилья для ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников, этой весной им было предоставлено 459 квартир.
Хочу отметить, что у нас есть такие инвесторы, которые уже внесли заметный вклад в изменение к лучшему облика района. Например, в прошлом году появились два новых памятника: Дмитрию Шостаковичу, установленный на улице его имени благодаря ОАО «Соломон», и памятник Сергею Есенину на одноименной улице – благодаря компании «Строительный трест».

– Что еще происходит в бюджетной сфере: каковы итоги реализации городских программ по улучшению жилищных условий граждан, расселению аварийного фонда и коммунальных квартир? И как обстоят дела с социальной инфраструктурой?
– За прошедший год в нашем районе было расселено шесть аварийных домов площадью 4,5 тысячи квадратных метров в поселках Парголово и Левашово. Из состава специализированного жилищного фонда исключены три общежития. Благодаря госсодействию 645 семей улучшили свои жилищные условия (из них 86 получили безвозмездные субсидии на сумму 273 миллиона рублей). В 2009-м 71 коммунальная квартира в районе стала отдельной, свое право реализовали сразу 137 семей. По президентской программе все ветераны и блокадники, вставшие на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года, также были обеспечены новыми квартирами. А до конца года получат жилье ветераны, вставшие на очередь после марта 2005-го.
Что касается социальной инфраструктуры, то она явно отстает от темпов жилищного строительства: мы ощущаем нехватку детских садов, школ, спортивных сооружений. Я считаю, что в этом есть вина прежнего руководства КГА, которое бездумно согласовывало строительство жилья. Особенно бездарно застроен 9-й квартал. В общем, мы получили то, что получили. Находить места для строительства новых социальных объектов сегодня очень тяжело. Теперь все кварталы будут сдаваться только с соответствующей социальной инфраструктурой. А все оставшиеся в районе свободные пятна мы теперь отдаем только под социальные объекты. Например, недавно мы заручились поддержкой губернатора Петербурга, чтобы ускорить строительство сразу четырех детских садов – это очень важно для населения, ведь сейчас у нас довольно большая очередь в дошкольные учреждения. В перспективе у нас запланировано строительство еще нескольких детских садов и школ.
Не всегда жители района правильно оценивают перспективу в строительстве социальных объектов. Подход «стройте где угодно, только не у нас» – он, к сожалению, имеет место. На самом деле мест под застройку в районе нет. У нас была возможность построить современный спортивный комплекс с бассейном на Дрезденской улице – ведь спортивных объектов в районе не хватает, новых не строили почти 20 лет. Газпром вышел с предложением, готов был вкладывать в это строительство свои деньги, но люди выступили категорически против, поэтому никакого строительства там не будет.

– Как обстоят дела с коммерческой недвижимостью? Именно этот сегмент во время кризиса просел наиболее заметно…
– Естественно, что реализация некоторых заявленных, особенно громких и амбициозных, проектов была приостановлена. Однако Выборгская сторона всегда осваивалась последовательно, таковы ее особенности. Наглядный пример – комплексное развитие Выборгской набережной с перепрофилированием бывших промышленных площадок под современные офисные, торговые и гостиничные объекты. Конечно, пока внешний вид многих зданий, расположенных здесь, абсолютно не соответствует статусу Петербурга, как города с высокими архитектурными и культурными традициями. Но ситуация постепенно меняется.
Недвижимость здесь всегда была и остается востребованной у инвесторов и девелоперов.
На Выборгской набережной и далее на Большом Сампсониевском проспекте сосредоточены достаточно крупные объекты частной собственности, подлежащие реконструкции и перепрофилированию. К примеру, ОАО «Капитал-М» является владельцем земельного участка и зданий в квартале, ограниченном Выборгской набережной, улицей Александра Матросова, Большим Сампсониевским проспектом и продолжением Литовской улицы. Проект этой компании предполагает возведение многофункционального комплекса площадью 275 тысяч квадратных метров, в состав которого войдут офисные и торговые помещения, автосалон, гостиница, трехуровневый паркинг на 3,5 тысячи автомобилей и прочее.
Неподалеку квартал, ограниченный Кантемировской улицей, Большим Сампсониевским проспектом, улицей Александра Матросова и Выборгской набережной, будут осваивать компании «ЛЭК», «Бекар» и «Оккервиль», ЗАО «Красная Заря – Системы цифровой связи».
Концепцией развития этой территории также предусматривается создание нескольких отелей. Кроме планируемой реконструкции гостиницы «Санкт-Петербург» будут реализованы проекты компаний «Маркор-Нева-Отель» и «Ремстройинтур» по возведению четырехзвездочных отелей на Выборгской набережной и Оренбургской улице.
Городские и районные власти заинтересованы в дальнейшем преобразовании этой территории из промышленной в общественно-деловую зону. Мы открыты для частного бизнеса: если у компании есть финансовые ресурсы и желание развивать территорию, мы оказываем ей всяческую поддержку. Город активно вовлекает в инвестиционный оборот и принадлежащие ему территории. Земля должна работать, приносить доход государству. Свободных территорий на берегу Большой Невки, в десяти минутах езды от центра города, не так уж и много. Я уверен, что привлекательность земли на Выборгской набережной будет только возрастать.

– Отдельная тема – транспортная инфраструктура района: дороги, мосты, набережные и так далее. Что сейчас происходит в этой сфере?
– На ближайшие пять лет в районе запланирована масштабная реконструкция и строительство улично-дорожной сети. В частности, в этом году завершится реконструкция Суздальского проспекта от Выборгского шоссе до улицы Руставели, строительство подъездных автомобильных дорог к промзоне «Каменка». Продолжается реконструкция дороги в Каменку от Выборгского шоссе до Парашютной улицы и строительство ее продолжения от Долгоозерной улицы до Каменки. Работы здесь должны завершиться уже в будущем году.
В ближайшее время начнется строительство транспортной развязки на Пироговской набережной, на съезде с Сампсониевского моста и узла на правобережном съезде с Литейного моста, предусматривающее возведение нового туннеля. Работы по этим объектам планируется окончить в течение двух лет.
Ведутся работы по проектированию и строительству центральной магистрали района «Северная долина» от Выборгского шоссе до проспекта Энгельса, а также второй очереди этого проспекта и путепроводной развязки на его пересечении с железнодорожными путями участка Парголово-Ручьи.
В стадии проектирования – путепровод в створе Поклонногорской улицы через железную дорогу Выборгского направления с подходами и транспортная развязка на пересечении проспекта Энгельса с Выборгским шоссе, Северным проспектом и проспектом Тореза. Эти развязки должны быть достроены к 2013 году. Это очень своевременно, так как с введением новых жилых кварталов в Парголово и в Осиновой Роще в районе увеличится количество жителей, а следовательно, и количество машин, поэтому нам современная транспортная инфраструктура крайне необходима.
В 2012 году планируется начать возведение магистрали от Арсенальной набережной до Выборгского шоссе с мостом через Неву.

– Помимо большого количества бывших и действующих промышленных зданий на Выборгской набережной, в районе действуют две крупные промзоны в современном их понимании. Как сегодня происходит их развитие?
– Прежде всего необходимо отметить, что промышленность была и остается одной из ведущих отраслей экономики нашего района: здесь действуют 60 крупных и средних предприятий, а также около 1,5 тысяч малых фирм. В них занято более трети всего населения. В прошлом году объем промышленного производства составил 58 миллиардов рублей. Это даже немного больше, чем в докризисный 2008-й. Часть Выборгского района как исторически была промышленной, так ею и останется.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в районе продолжалась реализация крупных инвестпроектов в этой сфере, признанных стратегическими для всей городской экономики. Так, в июне минувшего года в промзоне «Каменка» на новом заводе «Ниссан» был выпущен первый автомобиль. Недавно был запущен конвейер другого автоконцерна – «Хендэ Мотор». А весной 2009-го началось возведение промышленного парка для семи заводов – поставщиков комплектующих для «Хендэ». Ввод новых предприятий намечен на будущий год.
Продолжается развитие одной из старейших промзон города – «Парнас». Практически завершена работа над проектом планировки ее территории. К уже освоенным здесь 317 гектарам добавятся еще 90, на которых можно будет построить новые заводы, склады и инфраструктурные объекты.

– Сейчас очень популярна тема поддержки малого и среднего бизнеса. Что вы делаете в этом направлении?
– У нас еще с 1995 года действует бизнес-инкубатор, занимающий один из корпусов ОАО «Светлана» на проспекте Энгельса, 27. Его полезная площадь составляет около 5 тысяч квадратных метров. В свое время его резидентами были 65 компаний, 30 из которых уже переросли масштабы инкубатора и переместились на другие, более крупные промышленные площадки. Сейчас здесь располагаются 36 резидентов, каждый из которых занимает от 100 до 400 метров. Сфера деятельности предприятий самая разнообразная: от слесарного производства до микробиологических фармакологических разработок. Молодые ребята делают здесь уникальное электронное оборудование для народного хозяйства, для Минобороны, для МВД. В 2009 году общий оборот этих компаний достигал 1,5 миллиарда рублей.
В прошлом году мы совместно с районным управлением КУГИ провели мониторинг объектов недвижимости, чтобы найти подходящие здания для создания новых бизнес-инкубаторов. Такая площадка была найдена на Светлановском проспекте, 35. Часть помещений в этом здании планируется отдать под офисы и опытные лаборатории малых предприятий в области микро- и оптоэлектроники. Кроме того, мы направили в адрес КЭРППиТ предложение зарезервировать земельный участок в промзоне «Парнас» для строительства инновационного технопарка.
Выборгская сторона всегда славилась своей прикладной и научной сферой. И мы постараемся не только сохранить, но и приумножить этот потенциал.

Досье:

Константин Николаевич Шмелев родился 24 августа 1951 года в городе Вышний Волочек Калининской области. Окончил Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, позже – Международную академию предпринимательства и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Прошел путь от техника до заместителя начальника отдела треста геодезических работ и инженерных изысканий Главного архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома.
До назначения в июне 2008 года на должность главы администрации Выборгского района в течение 3 лет руководил Адмиралтейским районом Петербурга.
Однако с Выборгским районом знаком не понаслышке – в 80-х годах работал в Ленинградском горкоме и обкоме партии, курировал Выборгский район, а с 1995 по 2005 год трудился в его администрации в должности заместителя главы.
рубрика: Точки роста
автор: Дмитрий Кирман
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.