В помощь государству
Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий уже в этом году может стать равноценной государственной экспертизе и служить основанием при выдаче разрешения на строительство. Перспективы расширения полномочий негосударственной экспертизы обсудили участники круглого стола, организованного газетой «Строительный Еженедельник».
Старые новые инициативы
Градостроительный кодекс предусматривает два вида экспертизы – государственную и негосударственную. Разграничение их полномочий отнесено к ведению Правительства РФ. Изначально в проекте Градостроительного кодекса негосударственную экспертизу проектной документации предполагалось ввести взамен государственной экспертизы, которая сохранялась только в отношении проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Но в принятой редакции Градкодекса, статья 50, введя понятие «негосударственная экспертиза», не предложила механизм реализации ее заключений.
После принятия Градостроительного кодекса строители и проектировщики возлагали большие надежды на соответствующий правительственный акт. Постановление № 1070 от 29 декабря 2008 года «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» также не освободило строительные организации от необходимости госэкспертизы.
В апреле текущего года Минрегион разработал проект Федерального закона и внес в правительство на рассмотрение изменения в Градостроительный кодекс России, которые предусматривают существенное расширение полномочий негосударственной экспертизы. Если предлагаемые Минрегионом изменения будут приняты, для выдачи разрешения на строительство по целому ряду объектов будет достаточно положительного заключения негосударственной экспертизы, необходимости в проведении еще и государственной экспертизы не будет. Проект предполагает также установление основных принципов страхования гражданской ответственности организаций негосударственной экспертизы, определяет субъекты и объекты страхования, страховые риски, страховые случаи и исключения из них.
Без перегрузки
Готовящиеся изменения в Градкодекс в связи с планируемым расширением полномочий негосударственной экспертизы вызывают активные дебаты.
Ликвидация монополии государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий у многих экспертов вызывает опасения.
Директор ГАУ «Центр государственной экспертизы» Станислав Логунов считает, что проблема сильной загруженности органа госэкспертизы в Санкт-Петербурге надуманная. Городской центр сумел снизить ажиотаж среди заказчиков за счет внедрения информационных технологий. При этом сократились сроки рассмотрения и выдачи заключений с 90 до 81 дня, возросло количество положительных заключений – более 60%, за пять месяцев текущего года, в то время как за аналогичный период 2009 года их было менее 50%.
Говоря о конкуренции между государственными и негосударственными экспертами, Станислав Логунов отметил: «Я приветствую появление появление негосударственной экспертизы, тем более, что это позволит решить проблему небольших объектов, на которые не требуется госэкспертиза, но необходимо разрешение на строительство». В то же время он высказал опасения, связанные с появлением негосударственных органов экспертизы. «Пока нет четкого понимания, какова будет судьба госзаказчика, где ему проходить экспертизу, ведь 41% объектов, проходящих экспертизу у нас в Центре — это объекты госзаказа», отметил он. Также сегодня существует, сформированная и отработанная единая система данных между надзорными органами и госэкспертизой, позволяющая контролировать строительно-инвестиционный процесс Петербурга, поэтому «непонятно как будет строиться работа негосударственных органов вне этой базы», заключил эксперт.
По словам Юрия Васильева, заместителя начальника ГАУ «Леноблгосэкспертиза», проблема эта неоднозначна и вызывает много вопросов. «Непонятно, как будет обеспечиваться ответственность экспертов. Очень много вопросов – кому передать экспертизу объектов горнодобывающей, нефтедобывающей промышленности, всех опасных, энергоемких, уникальных объектов, - считает Юрий Васильев. - Сторонники расширения полномочий негосударственной экспертизы указывают на то, что государственная экспертиза перегружена. Мы можем сказать однозначно, да и наши коллеги из других субъектов, что перегрузки нет. Нестабильная экономическая ситуация последнего времени замедлила развитие строительного рынка. Мы тесно общаемся с экспертизами Московской области, Красноярского края, коллегами из других субъектов РФ – перегрузки ни у кого не наблюдается. Наша загрузка – равномерная, не авральная, мы имеем возможность ускорить время рассмотрения проектов. Мы не противники расширения полномочий негосударственной экспертизы, но, на наш взгляд, это может привести к появлению «карманных» экспертиз, независимость которых будет сомнительна. Мы признаем, что негосударственная экспертиза необходима, но в рамках действующего законодательства будет трудно обеспечить ее независимость, ведь орган по ее проведению может быть создан и на базе СРО, и в МО, и самим застройщиком. В рамках 145-го постановления нужно платить деньги за экспертизу и государственному, и негосударственному органу, поэтому сегодня, на мой взгляд, лучше обратиться в госкомпанию», - сказал эксперт.
«Начальник административно-правового отдела Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленобласти Вячеслав Шибаев также обращает внимание на минусы негосударственной экспертизы. "Ответственность за проведение госэкспертизы несет государство. Если возникнет ситуация, когда будет причинен вред здоровью и жизни физических лиц и ущерб юридическим, отвечать будет государство. Если же возникнут проблемы на объекте, прошедшем негосударственную экспертизу, ответственность будет лежать на негосударственном органе, который к этому времени может перестать существовать или объявить себя банкротом. И даже если будут заключены договора по страхованию, то до конца гарантировать ответственность в этом случае невозможно, - полагает Вячеслав Шибаев. - В то же время мы поминаем всю практическую пользу негосударственной экспертизы и даже предпринимаем шаги по ее развитию. В настоящее время подготовлен проект постановления правительства Ленобласти, расширяющие возможность применения негосударственной экспертизы».
Требования не мягче
Негосударственная экспертиза сегодня может играть важную роль в работе строительного комплекса. Предмет негосударственной экспертизы определяется договором и может быть шире, чем государственной. Объектом негосударственной экспертизы являются проектная документация в полном объеме или ее отдельные разделы, а также результаты инженерных изысканий. Кроме проверки соответствия проекта требованиям нормативных документов по безопасности, могут быть проведены оценка соответствия экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Может быть заказана оценка экономической целесообразности проекта и социальной привлекательности объекта.
«Государственные экспертные органы не имеют права проводить экспертизу отдельных разделов проекта, в то время как органам негосударственной экспертизы такое право делегировано, - рассказывает Виктор Зозуля, генеральный директор ООО «Негосударственная экспертиза проектов строительства». - Заказчик может заказать экспертизу только одного из разделов, состоящего из нескольких вариантов конструктивных решений. И на основе квалифицированного заключения выбрать тот вариант, который наиболее полно обеспечит конструктивную надежность и безопасность объекта. Я считаю, что работы на экспертном рынке хватит всем. Основной недостаток у любой экспертизы – отсутствие квалифицированных аттестованных специалистов с первого дня приема на работу. Внедрение нового института должно обеспечиваться дополнительными механизмами – эффективной системой подготовки квалифицированных экспертов, осуществляющих как государственную, так и негосударственную экспертизу, для чего Минрегионом должно быть введено понятие «аттестация экспертов проектов строительства» и приняты реальные шаги для подготовки и проведения такой аттестации.
Тогда не будет повода сомневаться в квалификации проведения государственной или негосударственной экспертизы».
«Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации любого объекта капитального строительства (отдельного этапа), как подлежащих, так и не подлежащих государственной экспертизе, в том числе многочисленные мансарды, подвалы, пристройки. У нас достаточный объем работы, наши эксперты загружены в полной мере, - рассказала Наталья Ларина, начальник отдела по негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий ГУ «Центр экспертно-технического сопровождения». - В своей работе мы сталкиваемся с тем, что заказчик часто считает, что требования негосударственной экспертизы могут быть мягче, чем у государственной экспертизы. Приносят проектную документацию, выполненную с нарушением требований действующей нормативной базы. У нас много времени уходит на то, чтобы объяснить заказчику, что нормативная база едина, и наши требования ничуть не отличаются от требований государственной экспертизы, поскольку они основаны на действующем законодательстве».
«Негосударственная экспертиза сегодня необходима, - уверена Галина Мозговая, генеральный директор ОАО «Институт экспертизы строительства и проектирования». – Это прежде всего касается применения в проектировании новейших технологий. Как проектировщик могу сказать – сегодня проще сделать проект без применения новых технологий – тогда он точно получит положительное заключение. Отдавая проект в госэкспертизу, у проектировщиков нет возможности объяснить, почему они приняли такое решение, отстоять свои прогрессивные идеи».
Впрочем, у негосударственных экспертов также немало вопросов к тому, как будут прописаны в новом законодательстве механизмы развития негосударственной экспертизы. «Определенные опасения вызывает механизм взаимодействия на уровне субъектов. отметил президент совета СРО «Проектировщики Северо-Запада» Виталий Санаров. – Проблема может возникнуть тогда, когда экспертиза будет заказана негосударственной компании из Владивостока для строительства объекта в Петербурге. Не уверен, что это будет качественно. Помимо аккредитации в Минрегионе, организация должна проходить аккредитацию в том субъекте, на территории которого она планирует осуществлять деятельность по проведению негосударственной экспертизы. Стоимость государственной и негосударственной экспертизы на начальном этапе должна быть одинаковой, тогда возникнет конкуренция по качеству и срокам проводимых работ».
За здоровую конкуренцию
«Мне неизвестен ни один случай, когда государство бы отвечало за последствия экспертизы, за качество строительства отвечает застройщик – всем своим имуществом, - сказал Марк Окунь, генеральный директор ИСК «Отделстрой». – Поэтому мы за здоровую конкуренцию, застройщик должен выбирать – где экспертиза будет проведена лучше и качественнее. Сегодня многие государственные организации работают на конкурсной основе, например, ГУИОН. Когда будет конкуренция – и цена, и сроки будут определены реально, а не спущены сверху. И совершенно не факт, что условия и качество экспертизы государственных экспертов, будут хуже, чем у негосударственных».
«Негосударственная экспертиза нужна, но не как альтернатива, а как помощь государственной», - считает Анатолий Костерев, депутат Законодательного собрания Санк-Петербурга, президент СРО НП «Строители СПб». По мнению Юрия Панибратова, начальника Управления негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, резкий уход государства из экспертизы принесет ущерб инвестиционно-строительному комплексу, как это было, когда, например, решили отойти от СНиПов. «Сегодня не цена, а время определяют быть или не быть экспертизе. У негосударственных органов такая возможность есть – например, путем привлечения большего числа экспертов. Такая экспертиза призвана позволить застройщику в нужные ему сроки и при удовлетворительной цене провести экспертизу», - считает Юрий Панибратов.