На пороге фитнес-бума
Число фитнес-клубов в Петербурге растет в геометрической прогрессии. Эксперты отмечают: сегодня в индустрии развлечений это самый прибыльный бизнес.
На начало этого года в Петербурге, по различным данным, действовало 190-250 фитнес-центров. Цифры разнятся, поскольку у специалистов нет единого мнения, какие именно объекты считать таковыми. К фитнес-центрам сегодня причисляют и небольшие спортивные и тренажерные залы на арендуемых площадях, и вновь построенные крупные спортивные комплексы, и возведенные еще в советские годы устаревшие учреждения для досуга и оздоровительных мероприятий. Функциональное наполнение таких объектов также многообразно: небольшие тренажерные помещения и залы для игровых видов спорта, бассейны, SPA и солярии, салоны красоты и пр.
В своем классе
«К современным первоклассным фитнес-центрам можно отнести объекты, построенные по спецзаказу собственников или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора, – отмечает консультант отдела консалтинга и оценки компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Наталия Киреева. По ее словам, они могут быть возведены на отдельных участках или быть частью многофункциональных комплексов (торговый или бизнес-центр, жилой дом), обеспечивающих необходимую критическую массу посетителей.
Сегодня в Петербурге представлены как сетевые фитнес-центры, так и единичные объекты. Первая категория пока занимает наименьшую долю рынка (около трети), но продолжала активное развитие даже в период экономической нестабильности. «Именно кризис позволил расшириться многим фитнес-сетям, которые смогли арендовать хорошие помещения по более низким арендным ставкам», – констатирует г-жа Киреева. По ее оценкам, рынок фитнес-центров в 2009 году прирос как минимум 40 тыс. кв. м. При этом большую долю рынка занимают физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные дочерней структурой Газпрома – ООО «Межрегионгаз» (см. фото). Стоимость годового абонемента в этих комплексах составляет 14,3 тыс. рублей, что немного ниже, чем в среднем по рынку.
В высокой ценовой категории в Петербурге работает сеть «Планета Фитнес» (стоимость годовой клубной карты начинается с 30 тыс. рублей), в средней – Sport Life (от 15 тыс. до 30 тыс. рублей). Категорию так называемых фитнес-дискаунтеров представляют сети «Империя Фитнеса», Alex Fitness и др. Здесь стоимость годовой клубной карты – до 15 тыс. рублей. При этом стоимость абонемента напрямую зависит и от расположения клуба. Так, у «Планеты Фитнес» самыми дорогими, элитными считаются клубы на набережных Петроградской и Робеспьера, а клуб сети во Фрунзенском районе вполне конкурирует с местными игроками (к примеру, с фитнес-центром Sport Life в торговом комплексе «Южный полюс»).
Цены на фитнес-услуги, утверждают эксперты, за последние годы практически не менялись: их рост был в пределах инфляции, а в условиях экономического кризиса происходило незначительное снижение, и то в основном за счет скидок и спецакций.
В правильном формате
Операторы фитнес-центров, являясь «якорями» по занимаемым площадям, обычно платят более низкие арендные ставки, чем обычные арендаторы: сейчас диапазон ставок на помещения под фитнес-центр в составе торговых или офисных комплексов составляет 250-400 USD за квадратный метр в год. Средний срок окупаемости одного объекта – 3-5 лет. По словам экспертов, фитнес-центры в индустрии развлечений – самый прибыльный сегмент.
Для оператора фитнес-услуг первостепенными факторами при выборе помещения являются местоположение объекта (либо это должен быть центр деловой активности, либо район с высокой плотностью жилой застройки). «У сетевых операторов есть ряд определенных требований к занимаемым площадям – по объемно-планировочным решениям, коммуникациям и прочему. Таким требованиям могут соответствовать или здания после реконструкции, или объекты нового строительства», – комментирует заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International St. Petersburg Евгения Васильева. В частности, по ее словам, таким арендаторам необходимо высокое энергопотребление (установочная мощность потребляемой энергии – 700 кВт) и водообеспечение, большой шаг колонн, высокие потолки, геометрически правильная форма помещений, мощная вентиляция и перекрытия, позволяющие выдержать серьезную нагрузку и т. д. «С учетом значительных нагрузок бассейн, как правило, располагается на цокольном или первом этаже. Но есть примеры размещения его на верхних этажах, практически на крыше здания», – добавляет г-жа Васильева.
Как правило, современный фитнес-клуб с бассейном занимает 3,5-5 тыс. кв. м. Меньшая площадь требуется «сухому» фитнес-центру. На сегодняшний день самый большой фитнес-центр в Петербурге – Olympic на Дальневосточном проспекте. Его площадь составляет 8 тыс. кв. м.
Вместо бутиков
В 2010-м, убеждены аналитики, тенденция расширения сетевых клубов продолжится. Многие операторы уже анонсировали свои планы по открытию новых фитнес-центров. «Интересно местоположение одного из объектов, открывшегося в этом году. Спортивный клуб Fit Fashion площадью 3,5 тысячи квадратных метров ввела компания "Фитнес бизнес девелопмент" на месте закрывшегося элитного бутика Vanity на Казанской улице», – рассказывает Наталия Киреева.
«Рынок фитнес-услуг насыщен локально, в основном объекты сосредоточены на севере города. Поэтому существует потенциал географического распределения – в южные и центральные районы. Кроме того, возможно активное развитие объектов новой формации: скалодромов, конно-спортивных клубов и так далее», – отмечает директор по профессиональной деятельности компании Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. «Перспективными направлениями для дальнейшего развития такого рода бизнеса являются так называемые wellness-центры, в которых основной акцент делается на оказание услуг по улучшению здоровья», – добавляет г-жа Киреева.
В настоящее время, по словам экспертов, операторы фитнес-сетей активно ищут помещения для дальнейшего развития. В том числе и крупнейшие игроки – «Русская фитнес-группа» (World Class, «Физкульт»), Sport Life и др.
«Рынок фитнес-центров не достиг насыщения, и существует потенциал для развития и увеличения количества клубов, в первую очередь за счет среднего ценового сегмента и охвата спальных районов», – констатирует Наталия Киреева. «Спрос на фитнес-услуги очень высокий. Только в центре города в перспективе планируется к 24 действующим фитнес-центрам открыть еще семь», – добавляет Евгения Васильева. «Наиболее перспективным на ближайшие годы является сегмент фитнес-центров среднего ценового уровня. В некоторых районах города по-прежнему спрос на такие услуги превышает предложение. Например, не хватает качественных фитнес-центров с бассейнами. Но постепенно на рынок выходят крупные объекты с широчайшей линейкой услуг: игровые виды спорта, детский и взрослый бассейн и так далее», – резюмирует ведущий эксперт компании GVA Sawyer в Петербурге Анастасия Негребецкая.
На начало этого года в Петербурге, по различным данным, действовало 190-250 фитнес-центров. Цифры разнятся, поскольку у специалистов нет единого мнения, какие именно объекты считать таковыми. К фитнес-центрам сегодня причисляют и небольшие спортивные и тренажерные залы на арендуемых площадях, и вновь построенные крупные спортивные комплексы, и возведенные еще в советские годы устаревшие учреждения для досуга и оздоровительных мероприятий. Функциональное наполнение таких объектов также многообразно: небольшие тренажерные помещения и залы для игровых видов спорта, бассейны, SPA и солярии, салоны красоты и пр.
В своем классе
«К современным первоклассным фитнес-центрам можно отнести объекты, построенные по спецзаказу собственников или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора, – отмечает консультант отдела консалтинга и оценки компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Наталия Киреева. По ее словам, они могут быть возведены на отдельных участках или быть частью многофункциональных комплексов (торговый или бизнес-центр, жилой дом), обеспечивающих необходимую критическую массу посетителей.
Сегодня в Петербурге представлены как сетевые фитнес-центры, так и единичные объекты. Первая категория пока занимает наименьшую долю рынка (около трети), но продолжала активное развитие даже в период экономической нестабильности. «Именно кризис позволил расшириться многим фитнес-сетям, которые смогли арендовать хорошие помещения по более низким арендным ставкам», – констатирует г-жа Киреева. По ее оценкам, рынок фитнес-центров в 2009 году прирос как минимум 40 тыс. кв. м. При этом большую долю рынка занимают физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные дочерней структурой Газпрома – ООО «Межрегионгаз» (см. фото). Стоимость годового абонемента в этих комплексах составляет 14,3 тыс. рублей, что немного ниже, чем в среднем по рынку.
В высокой ценовой категории в Петербурге работает сеть «Планета Фитнес» (стоимость годовой клубной карты начинается с 30 тыс. рублей), в средней – Sport Life (от 15 тыс. до 30 тыс. рублей). Категорию так называемых фитнес-дискаунтеров представляют сети «Империя Фитнеса», Alex Fitness и др. Здесь стоимость годовой клубной карты – до 15 тыс. рублей. При этом стоимость абонемента напрямую зависит и от расположения клуба. Так, у «Планеты Фитнес» самыми дорогими, элитными считаются клубы на набережных Петроградской и Робеспьера, а клуб сети во Фрунзенском районе вполне конкурирует с местными игроками (к примеру, с фитнес-центром Sport Life в торговом комплексе «Южный полюс»).
Цены на фитнес-услуги, утверждают эксперты, за последние годы практически не менялись: их рост был в пределах инфляции, а в условиях экономического кризиса происходило незначительное снижение, и то в основном за счет скидок и спецакций.
В правильном формате
Операторы фитнес-центров, являясь «якорями» по занимаемым площадям, обычно платят более низкие арендные ставки, чем обычные арендаторы: сейчас диапазон ставок на помещения под фитнес-центр в составе торговых или офисных комплексов составляет 250-400 USD за квадратный метр в год. Средний срок окупаемости одного объекта – 3-5 лет. По словам экспертов, фитнес-центры в индустрии развлечений – самый прибыльный сегмент.
Для оператора фитнес-услуг первостепенными факторами при выборе помещения являются местоположение объекта (либо это должен быть центр деловой активности, либо район с высокой плотностью жилой застройки). «У сетевых операторов есть ряд определенных требований к занимаемым площадям – по объемно-планировочным решениям, коммуникациям и прочему. Таким требованиям могут соответствовать или здания после реконструкции, или объекты нового строительства», – комментирует заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International St. Petersburg Евгения Васильева. В частности, по ее словам, таким арендаторам необходимо высокое энергопотребление (установочная мощность потребляемой энергии – 700 кВт) и водообеспечение, большой шаг колонн, высокие потолки, геометрически правильная форма помещений, мощная вентиляция и перекрытия, позволяющие выдержать серьезную нагрузку и т. д. «С учетом значительных нагрузок бассейн, как правило, располагается на цокольном или первом этаже. Но есть примеры размещения его на верхних этажах, практически на крыше здания», – добавляет г-жа Васильева.
Как правило, современный фитнес-клуб с бассейном занимает 3,5-5 тыс. кв. м. Меньшая площадь требуется «сухому» фитнес-центру. На сегодняшний день самый большой фитнес-центр в Петербурге – Olympic на Дальневосточном проспекте. Его площадь составляет 8 тыс. кв. м.
Вместо бутиков
В 2010-м, убеждены аналитики, тенденция расширения сетевых клубов продолжится. Многие операторы уже анонсировали свои планы по открытию новых фитнес-центров. «Интересно местоположение одного из объектов, открывшегося в этом году. Спортивный клуб Fit Fashion площадью 3,5 тысячи квадратных метров ввела компания "Фитнес бизнес девелопмент" на месте закрывшегося элитного бутика Vanity на Казанской улице», – рассказывает Наталия Киреева.
«Рынок фитнес-услуг насыщен локально, в основном объекты сосредоточены на севере города. Поэтому существует потенциал географического распределения – в южные и центральные районы. Кроме того, возможно активное развитие объектов новой формации: скалодромов, конно-спортивных клубов и так далее», – отмечает директор по профессиональной деятельности компании Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. «Перспективными направлениями для дальнейшего развития такого рода бизнеса являются так называемые wellness-центры, в которых основной акцент делается на оказание услуг по улучшению здоровья», – добавляет г-жа Киреева.
В настоящее время, по словам экспертов, операторы фитнес-сетей активно ищут помещения для дальнейшего развития. В том числе и крупнейшие игроки – «Русская фитнес-группа» (World Class, «Физкульт»), Sport Life и др.
«Рынок фитнес-центров не достиг насыщения, и существует потенциал для развития и увеличения количества клубов, в первую очередь за счет среднего ценового сегмента и охвата спальных районов», – констатирует Наталия Киреева. «Спрос на фитнес-услуги очень высокий. Только в центре города в перспективе планируется к 24 действующим фитнес-центрам открыть еще семь», – добавляет Евгения Васильева. «Наиболее перспективным на ближайшие годы является сегмент фитнес-центров среднего ценового уровня. В некоторых районах города по-прежнему спрос на такие услуги превышает предложение. Например, не хватает качественных фитнес-центров с бассейнами. Но постепенно на рынок выходят крупные объекты с широчайшей линейкой услуг: игровые виды спорта, детский и взрослый бассейн и так далее», – резюмирует ведущий эксперт компании GVA Sawyer в Петербурге Анастасия Негребецкая.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Дарья Литвинова