Реновация как лекарство

Старые кварталы Ленинграда, подвергшиеся реновации, обязательно превратятся в новую комфортную среду обитания. Ведь дело происходит в XXI веке, когда общепризнанной в нашей стране стала мировая концепция архитектуры не только как жилища, но и как изменяющегося пространства вокруг него.

Вообще-то этой концепции столько же лет, сколько самой архитектуре. Просто в СССР среда обитания организовывалась по идеологическому принципу, а вовсе не сообразно красоте и максимальной свободе личности.
Что представляет собой Петербург в градостроительном плане, мы также повторять не будем. Напомним лишь, что наш город всегда держался ансамблевостью, органичностью и эстетической логикой застройки. Именно эстетической, а не экономической.
Новострои в старом городе приживались, только когда вписывались в контекст. Малейшие попытки отклонения от принятого порядка вещей всегда встречались в штыки.
Проходят годы, проблемы не меняются.
Иными словами, пока строительство в историческом центре приносит застройщику больше проблем, чем выгод – даже несмотря на инженерно освоенную территорию, ощущение среды, красивые виды из окна и недорогой пиар.
Территории, занятые хрущевками, таких проблем не имеют. А грамотное использование земли и правильно организованное пространство могут сделать реновированные кварталы настоящим украшением города. Особенно если вспомнить их удачнейшее географическое расположение.
Другой момент – инфраструктурный. 
Уплотнительная застройка запрещена. Новые территории, как правило, инженерно не подготовлены.
То есть сносить исторические дома ради строительства новых? Это не новый подход. Он хорошо известен и называется по имени «прославившегося» города. Мы говорим о брюсселизации.
Справившись в «Википедии», узнаем, что брюсселизация – это анархическая реконструкция, при которой происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки.
В 1958 году Брюссель принимал всемирную выставку Expo-58. Городские власти в срочном порядке «решили» транспортную проблему – заасфальтировав бульвары и сняв трамвайные линии с важнейших улиц. «Реконструкция» Брюсселя отличалась отсутствием единого плана и каких-либо ограничений.
Сформировалась массовая практика «добровольного» доведения кварталов до аварийного состояния. 
В Брюсселе под охраной состоит ничтожно малое количество зданий.
Вам этот процесс ничего не напоминает?
Тем не менее Петербург, слава богу, не Брюссель. И надеемся, таковым не станет. У нас свои особенности.
Как видим, эксперты сходятся во мнениях. Петербург может и должен стать европейским городом. Проблемы его преодолимы – если за них возьмутся совместно инвестор и Смольный.
И реновация территорий, занятых хрущевками, сделает город ближе к Европе. По крайней мере защитит от брюссельского кошмара. Сделает похожим на Барселону, Берлин и Лондон. А если повезет, то и на Рим.
Итак, подведем небольшой итог. Петербург получит от реновации хрущевок новые современные районы с отличным сообщением и хорошей средой обитания. Поможет сотням тысяч людей выйти из тесноты и скученности и улучшить жилые условия. Обзаведется новыми центрами притяжения горожан. И получит еще одно лекарство от уничтожения исторического центра.
рубрика: Хрущевки
автор: Борис Капитульский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.