По нормам и методикам
«Строительный Еженедельник» публикует ответы на вопросы читателей нашей газеты.
Территориальные строительные нормативы (ТСН) были переведены из статуса обязательных документов в разряд документов добровольного применения с наименованием Региональные методические документы (РМД). Законодательное собрание Петербурга в сентябре начнет рассматривать методические документы по «Энергетической эффективности жилых и общественных зданий». С какими подводными камнями предстоит столкнуться законодателям?
Александр Почуев, президент НП «Консалтум»
Территориальные строительные нормы появились после утверждения СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 г. также предусматривал возможность издания органами исполнительной власти субъектов РФ территориальных строительных норм, которые после регистрации в Госстрое РФ становились обязательными. После введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. полномочия субъектов РФ в области разработки территориальных норм по строительству были прекращены. В настоящее время региональные методические документы в Санкт-Петербурге содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности. Необходимость издания именно методических документов по «Энергетической эффективности жилых и общественных зданий» связана, с одной стороны, с требованиями Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. в части дополнения полномочий органов государственной власти субъекта РФ полномочиями, связанными с утверждением и реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а с другой стороны, связана с указанными выше ограничениями, установленными Градостроительным кодексом РФ. Вместе с тем для полноценной реализации полномочий и выполнения обязанностей органов государственной власти субъектов РФ, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. необходимо устранить коллизию норм Градостроительного кодекса РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г.
Какие условия можно внести в договор строительного подряда, чтобы защититься от несвоевременной оплаты работ?
Николай Вильчур, управляющий партнер «ООО Международная консалтинговая компания «Вильчур и партнеры»
Традиционно для обеспечения своевременной оплаты в договоре устанавливается неустойка. Однако в настоящее время эта мера зачастую является недостаточной. В связи с этим мы рекомендуем, во-первых, по возможности разбивать договоры на значительное число этапов, каждый из которых оплачивается отдельно. Это позволяет более оперативно реагировать на нарушения сроков оплаты. Соответственно в договоре также указывается, что при задержке оплаты выполненного этапа подрядчик имеет право приостановить работу. Срок действия договора соответственно продлевается, а убытки возмещает заказчик. Во-вторых, имеет смысл использовать аккредитивную форму расчетов. Она подразумевает, что на счете заказчика замораживается сумма оплаты соответствующего этапа работ. В этой ситуации стороны понимают, что при подписанном акте оплата будет произведена незамедлительно. Конечно, существует вероятность того, что заказчик уклоняется от подписания акта. Именно поэтому мы и предпочитаем дробить работу на этапы, чтобы иметь возможность отрегулировать такую проблему. И главное – необходимо составлять график платежей таким образом, чтобы задержка одного транша не вызывала коллапс всего проекта. Здесь очень важна разработка грамотной финансовой и договорной политики компании, позволяющей избежать подобных сложностей.
Может ли заказчик в каждом квартале предъявлять к вычету НДС, указанный в получаемых от подрядчика счетах-фактурах и формах КС по безэтапному договору?
Мария Шмелева, бухгалтер-эксперт Консалтинговой группы
Минфин отвечает отрицательно, аргументируя свое решение тем, что акты по форме КС подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на Заказчика. А вычет НДС, предъявляемого Подрядчиком, возможен только после принятия Заказчиком результата работ в полном объеме, установленном в договоре. Иными словами, от регулярного подписания форм КС договор не станет этапным. Суды поддерживают налогоплательщиков и отменяют решения инспекций о начислении недоимки по НДС. Основной аргумент: при наличии счетов-фактур и форм КС и при условии отражения затрат предъявление НДС к вычету правомерно. При этом суды не обращают внимания на сам факт перехода рисков по строящемуся объекту. Фирмам выгодна позиция судов, которые признают правомерным предъявление НДС к вычету. Но если для Заказчика неприемлем путь судебных разбирательств, существуют другие варианты предъявления сумм налога к вычету.
Один из безопасных способов решения проблемы – обеспечить поэтапную сдачу-приемку работ. Другой вариант – согласовать график финансирования СМР и принимать к вычету НДС по счетам-фактурам на аванс.
Уважаемые коллеги!
Если у вас появилась потребность проконсультироваться со специалистом в области права, налогообложения или получить совет по практической строительной деятельности – присылайте свои вопросы на se@stroypress.ru с пометкой «Вопрос СЕ». Мы обязательно ответим.
Территориальные строительные нормативы (ТСН) были переведены из статуса обязательных документов в разряд документов добровольного применения с наименованием Региональные методические документы (РМД). Законодательное собрание Петербурга в сентябре начнет рассматривать методические документы по «Энергетической эффективности жилых и общественных зданий». С какими подводными камнями предстоит столкнуться законодателям?
Александр Почуев, президент НП «Консалтум»
Территориальные строительные нормы появились после утверждения СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 г. также предусматривал возможность издания органами исполнительной власти субъектов РФ территориальных строительных норм, которые после регистрации в Госстрое РФ становились обязательными. После введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. полномочия субъектов РФ в области разработки территориальных норм по строительству были прекращены. В настоящее время региональные методические документы в Санкт-Петербурге содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности. Необходимость издания именно методических документов по «Энергетической эффективности жилых и общественных зданий» связана, с одной стороны, с требованиями Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. в части дополнения полномочий органов государственной власти субъекта РФ полномочиями, связанными с утверждением и реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а с другой стороны, связана с указанными выше ограничениями, установленными Градостроительным кодексом РФ. Вместе с тем для полноценной реализации полномочий и выполнения обязанностей органов государственной власти субъектов РФ, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. необходимо устранить коллизию норм Градостроительного кодекса РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г.
Какие условия можно внести в договор строительного подряда, чтобы защититься от несвоевременной оплаты работ?
Николай Вильчур, управляющий партнер «ООО Международная консалтинговая компания «Вильчур и партнеры»
Традиционно для обеспечения своевременной оплаты в договоре устанавливается неустойка. Однако в настоящее время эта мера зачастую является недостаточной. В связи с этим мы рекомендуем, во-первых, по возможности разбивать договоры на значительное число этапов, каждый из которых оплачивается отдельно. Это позволяет более оперативно реагировать на нарушения сроков оплаты. Соответственно в договоре также указывается, что при задержке оплаты выполненного этапа подрядчик имеет право приостановить работу. Срок действия договора соответственно продлевается, а убытки возмещает заказчик. Во-вторых, имеет смысл использовать аккредитивную форму расчетов. Она подразумевает, что на счете заказчика замораживается сумма оплаты соответствующего этапа работ. В этой ситуации стороны понимают, что при подписанном акте оплата будет произведена незамедлительно. Конечно, существует вероятность того, что заказчик уклоняется от подписания акта. Именно поэтому мы и предпочитаем дробить работу на этапы, чтобы иметь возможность отрегулировать такую проблему. И главное – необходимо составлять график платежей таким образом, чтобы задержка одного транша не вызывала коллапс всего проекта. Здесь очень важна разработка грамотной финансовой и договорной политики компании, позволяющей избежать подобных сложностей.
Может ли заказчик в каждом квартале предъявлять к вычету НДС, указанный в получаемых от подрядчика счетах-фактурах и формах КС по безэтапному договору?
Мария Шмелева, бухгалтер-эксперт Консалтинговой группы
Минфин отвечает отрицательно, аргументируя свое решение тем, что акты по форме КС подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на Заказчика. А вычет НДС, предъявляемого Подрядчиком, возможен только после принятия Заказчиком результата работ в полном объеме, установленном в договоре. Иными словами, от регулярного подписания форм КС договор не станет этапным. Суды поддерживают налогоплательщиков и отменяют решения инспекций о начислении недоимки по НДС. Основной аргумент: при наличии счетов-фактур и форм КС и при условии отражения затрат предъявление НДС к вычету правомерно. При этом суды не обращают внимания на сам факт перехода рисков по строящемуся объекту. Фирмам выгодна позиция судов, которые признают правомерным предъявление НДС к вычету. Но если для Заказчика неприемлем путь судебных разбирательств, существуют другие варианты предъявления сумм налога к вычету.
Один из безопасных способов решения проблемы – обеспечить поэтапную сдачу-приемку работ. Другой вариант – согласовать график финансирования СМР и принимать к вычету НДС по счетам-фактурам на аванс.
Уважаемые коллеги!
Если у вас появилась потребность проконсультироваться со специалистом в области права, налогообложения или получить совет по практической строительной деятельности – присылайте свои вопросы на se@stroypress.ru с пометкой «Вопрос СЕ». Мы обязательно ответим.
рубрика:
Правила игры