Ленобласти не хватает чистой воды
Во многих районах Ленинградской области существует дефицит питьевой воды. Согласно данным статистики более половины очистных сооружений устарели, а четверть стоков сбрасывается в водоемы без очистки, рассказали эксперты в рамках круглого стола, организованного газетой «Строительный Еженедельник. Ленинградская область».
Богатство не у дел
Парадоксально, но факт: один из самых богатых водными ресурсами регионов России – Ленинградская область – испытывает серьезный дефицит чистой воды. В Ленобласти 25 тысяч рек и водотоков, общей протяженностью более 50 тысяч км, 6 крупных водохранилищ. Более 13% территории (без учета Финского залива и Ладожского озера) занято водными объектами. Суммарный годовой водозабор в регионе составляет более 6,5 млрд. куб метров, в том числе на нужды атомной энергетики морской воды около 5.3 млн. куб м.
Всего в Ленинградской области для снабжения населения питьевой водой используется 2,5 тысячи источников, среди которых основными являются Ладожское озеро и река Нева. Река Нева относится к объектам, содержащим загрязненную воду. Ситуация усугубляется непрерывным ухудшением качества воды в Неве вследствие нарастающего ее загрязнения.
Потери воды в сетях водоснабжения Ленинградской области составляют в среднем 30% от общего объема подаваемой в сети воды, что превышает средний показатель по РФ (25%). Основными причинами высоких потерь воды являются: изношенность сетей (более 60%) и отсутствие норм противоаварийной защиты. Только на небольшой части водопроводов технология водоочистки соответствует классу водоисточника. Неудовлетворительное состояние системы водоснабжения области связано с недостаточным финансированием отрасли в РФ, существенно уступающим зарубежному подходу.
Правительством Ленинградской области с соседними регионами налажено сотрудничество в области мониторинга качества воды и водоохранных мероприятий.
«Ленобласть граничит с Финляндией и Эстонией. Совместно с Росводресурсами мы участвуем в приграничном сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных водных ресурсов.
Предоставляем право пользования водными объектами на основании договоров и решений, таким образом формируя правовое поле для водопользователей. В рамках долгосрочной целевой программы обеспечиваем мониторинг качества воды.
Ленинградская область также граничит с республикой Карелия, Вологодской, Новгородской, Псковской областями и городом Санкт-Петербургом. Здесь мы также совместно с Невско-Ладожским БВУ участвуем в сотрудничестве: предоставляем и обмениваемся информацией по мониторингу, водоохранным мероприятиям, использованию и охране водных объектов, а также предупреждению и ликвидации последствий паводков и затоплений», - рассказала Вероника Тарбаева, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам правительства Ленинградской области.
От глобального к текущему
О проблемах водоснабжения, водоотведения и водоочистки в Ленинградской области говорят давно. По мнению председателя Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Ленобласти Виталия Григоренко проблемы с водоснабжением и водоотведением в регионе очень серьезные. Особенно это касается участков строительства многоквартирных домов на границе с Санкт-Петербургом. Город не находит возможности подключать такие объекты, ссылаясь на нехватку мощностей. Наиболее остро эти проблемы коснулись Мурино и Нового Девяткино, а в перспективе – коснутся и Кудрово.
Правительство Ленобласти разработало программу обеспечения населения питьевой водой, а вот программа очистки сточных вод находится в стадии разработки.
«Глобальная задача, которую мы не могли решить на протяжении десятилетия может быть реализована не раньше чем через 4-5 лет: пока программа водоочистки региона будет разработана, пройдет экспертизу и будет принята к действию. А ситуация на сегодняшний день достаточно критическая, - подчеркнул Виталий Григоренко. – Единственным выходом из сложившейся ситуации в ближайшие 2-3 года, я вижу в строительстве локальных очистных сооружений, если на это готов застройщик».
Сейчас масса стоков выводится прямо в грунт, и муниципальные власти «закрывают на это глаза». «Да, локальные очистные сооружения не панацея, но это возможность решить проблему сегодняшнего дня, в то время как все обсуждают только долгосрочные перспективы», - отметил Виталий Григоренко.
Заместитель председателя Комитета по энергетическому комплексу и ЖКХ Ленинградской области Андрей Гаврилов отметил, что уже 4 года действует региональная долгосрочная целевая программа по обеспечению населения питьевой водой. В 2010-2013 годах на реализацию программы «Питьевая вода» будет выделено порядка 614 млн. рублей. Из них в 2010 году освоят более 100 млн. рублей.
В связи с проблемным состоянием объектов теплоснабжения, правительством региона разработана программа их модернизации, успешно реализуемая на принципах государственно-частного партнерства. Однако вопрос с водоотведением остается открытым. Сегодня на территории области идет масштабное обследование объектов водоотведения и до конца 2010 года должна быть сформирована долгосрочная целевая программа их модернизации. Решение этой проблемы упирается в поиск средств, ведь «на ГЧП в этой области рассчитывать не приходится, поскольку инвесторы не спешат вкладывать деньги в объекты с длительным сроком окупаемости. Выход видится только в привлечении бюджетных средств для финансирования программы», подчеркнул Андрей Гаврилов.
Мнения
Вячеслав Терентьев, генеральный директор ОАО «Водоканал-инжиниринг»
По инициативе правительства Ленинградской области ОАО «Водоканал-Инжиниринг» и ООО «Леноблводоканал» разработали концепцию региональной политики в сфере использования и охраны водных объектов. Необходимость подготовки такой концепции была вызвана рядом нерешенных проблем водохозяйственном комплексе Ленинградской области. Основополагающим звеном в концептуальном подходе является Генеральная схема водоснабжения (на основе строительства Новоладожского водовода и существующего Невского водовода) и водоотведения на территории Всеволожского, Ломоносовского, Гатчинского, Тосненского района муниципальных образований. Схема утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области 21.10. 2008 года № 322.
Перед разработкой Генеральной схемы водоснабжения и водоотведения объектов строительства, размещаемых на территории Ленобласти, был выполнен комплекс изысканий. В качестве возможных водоисточников были рассмотрены река Нева и Ладожское озеро. Воды реки Невы относятся к сильно загрязненным. Гидрологические и гидрохимические расчеты участка Ладожского озера в районе мыса Морьин Нос и уреза Носово показали, что качество воды здесь высокое. Эти районы наименее подвержены воздействию антропогенных нагрузок. Было принято решение о размещении водозабора и насосной станции в Ладожском озере.
Первая очередь строительства Новоладожского водовода предусматривает, прежде всего, обеспечение водой объектов, расположенных во Всеволожском районе.
Вторая очередь предполагает соединение трубопроводов Новоладожского водовода через дюкерный переход под Невой с Большим Невским водоводом, а также рассмотрена подача воды по второму дюкерному переходу под Невой в Кировский район.
На настоящий момент выполнен весь комплекс изыскательских работ по Всеволожскому району: осуществлен выбор и отвод земельных участков под трассы водоводов и площадные объекты; проведены все необходимые согласования с местными и федеральными органами контроля и надзора, в том числе и по размещении водозабора и насосной станции 1-го подъема в акватории Ладожского озера. Таким образом, имеется полная готовность к началу процесса проектирования и строительства.
Виталий Григоренко, председатель Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы правительства Ленинградской области
Правительство Ленинградской области давно озабочено проблемой водоснабжения, водоотведения и водоочистки в регионе. Существуют перспективные планы решения проблемы, реализация которых рассчитана на 4-5 лет при наличии соответствующего финансирования. Вопрос финансирования стоит очень остро, в связи со сложностями, которые возникли в последнее время не только в Ленобласти, но и в государстве в целом.
Вместе с тем существуют текущие задачи, которые требует скорейшего решения. На территориях Ленобласти, граничащих с Петербургом, идет активное жилищное строительство. Эти объекты уже сейчас должны обеспечиваться водой, согласно действующим нормативам по водопотреблению и водоотведению.
Серьезная ситуация сложилась во Всеволожском районе. Строительство там идет быстрыми темпами, различными организациями выдаются технические условия, которые не всегда подтверждены наличием соответствующих мощностей.
Одна из проблем заключается в том, что не всегда Роспотребнадзор идет навстречу застройщику (который готов решить проблему за счет строительства собственных очистных сооружений) и не дает разрешение на строительство локальных сооружений для многоквартирных домов. Мы не видим особых причин для подобных отказов, ведь проблему нужно решать срочно. Иначе мы получим не сданные в эксплуатацию дома и обманутых дольщиков.
Ирина Рыжкова, начальник отдела специализированных экспертиз ГАУ «Леноблгосэкспертиза»
Проблема водоснабжения и водоотведения объектов проявляется уже на этапе представления проектной документации. Эта проблема характерна для Ленобласти, здесь важна координирующая роль муниципальных образований, которые должны обеспечивать ресурсами земельные участки, которые предоставляются инвесторам. Изначально при разработке проекта планировки территории необходимо сразу определять источники водоснабжения и водоотведения. Изначально инженерно неподготовленная территория вынуждает каждого застройщика индивидуально искать свои источники водоснабжения и водоотведения, что в принципе ведет к удорожанию проекта.
Предложения по устранению проблемы должны поступать не только со стороны органов исполнительной власти, но и со стороны застройщиков, инвестиционных компаний.
Необходимо вкладывать средства в строительство объектов водоснабжения и водоотведения, водоочистки, потому что таким только образом мы сможем сохранить окружающую среду и обеспечить ресурсами строящиеся объекты и обеспечить жителей Ленобласти питьевой водой.
Безусловно, проблема должна решаться глобально, через строительство общих очистных сооружений – это требование и природоохранного, и санитарного и градостроительного законодательства. Но те объекты, которые уже построены и строятся сейчас, должны быть обеспечены водой. Иначе застройщики и их дольщики окажутся заложниками этой ситуации.
Андрей Гаврилов, заместитель председателя Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству правительства Ленинградской области
В 2007 году была утверждена целевая программа по обеспечению населения Ленинградской области питьевой водой. Программа на сегодняшний день претерпела изменения. На ее место претендует долгосрочная целевая программа на период действия с 2010 по 2013 годы. На ее реализацию предусмотрен довольно значительный объем средств - 614 млн. рублей. Из них более 100 млн. рублей будут потрачены уже в текущем году. 17 населенных пунктов почувствуют на себе улучшение качества питьевой воды.
Правительством Ленобласти проводится масштабное исследование объектов водоотведения на территории региона, состояния очистных сооружений. По результатам данной работы мы планируем к концу текущего года завершить разработку региональной долгосрочной целевой программы по реконструкции и модернизации очистных сооружений на территории Ленобласти.
Мы активно сотрудничаем с зарубежными коллегами. С 2007 года в активную фазу перешла реализация проекта сотрудничества с Северным инвестиционным банком, которая предусматривает привлечение ресурсов зарубежных инвестиционных банков, одновременно с предоставлением средств на грантовой основе. Целью проекта является модернизация сетей водоснабжения и канализования в муниципальных образованиях Ленинградской области. В текущем году мы практически завершаем первый этап реализации данного проекта, и переходим ко второму этапу. К программе присоединяться 4 муниципальных образования - Тосно, Волосово, Выборг и поселок Мга Кировского района. В рамках данного проекта удалось привлечь около 1 млрд рублей.
Вероника Тарбаева, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды правительства Ленинградской области
Ладожское озеро –уникальный водоем с чистой питьевой водой, величайшее в Европе озеро. Некоторое время назад в Государственной Думе был поднят вопрос о придании озеру особого охранного статуса, как у озера Байкал. Но, к сожалению, воз и ныне там. Сохранить Ладожское озеро, добиваться придания ему особого статуса – важная задача.
Виталий Санаров, президент НП «Проектировщики Северо-Запада»
Все сообщество проектировщиков страдает от той ситуации, которая сложилась. Понятно, что новых объектов не будет до тех пор, пока не будет прояснена во времени ситуация с профильными комитетами субъекта. Ведь, водоснабжение региона – проблема глобальная, сравнимая со строительством ракеты. Никто не строит ракеты маленькой деревней.
Если бы муниципалитеты на добровольной основе передали Комитету ЖКХ право на выдачу техусловий, вероятно, ситуация бы значительно улучшилась.
Пока такой передачи прав не будет, будет тяжело решать эти проблемы. Строительство локальных очистных сооружений – это крайняя временная мера, которая может быть применена в исключительных случаях, но мне представляется как мало выполнимая. Даже если они будут построены, кто будет их эксплуатировать? Согласно 214-ФЗ застройщики не могут передать этот объект, так как он построен на средства дольщиков. Сами дольщики заниматься этим вряд ли будут. Для решения этой проблемы нужно развивать механизмы государственно-частного партнерства. Деньги придут, если будут минимизированы риски для инвестора.
Андрей Бирюков, главный инженер ЗАО «Аква-Дельта»
Проблему водоочистки и водоснабжения в регионе нужно решать комплексно. Сейчас каждое муниципальное образование стремится решить свои маленькие задачи. Средств не хватает, и поэтому решить комплексно, а не поэтапно эту проблему они не могут. Частный капитал в инвестирование таких проектов практически не идет, потому что быстрой прибыли это не приносит, а ложится нагрузкой на застройщиков. Такие проблемы нужно решать на уровне области, районов, а не локально.
Владислав Виноградов, директор по стратегическим разработкам компании «Водпроектстрой СЗ»
